Поддержание заложенных ресурсов здоровья человека является одной из важнейших проблем современности. В настоящее время этим активно занимается наука валеология. Термин «валеология» был введен в 1980 г. российским учёным И.И. Брейхманом. Валеология (от лат. valeo - «здоровье» или «быть здоровым») - это наука о здоровье, о здоровом образе жизни. По данным ВОЗ именно здоровый образ жизни является главным фактором полноценного здоровья.
Здоровый образ жизни стоит понимать как совокупность способов и форм культурной жизнедеятельности человека, которая объединяет в себе ценности и нормы, способствующие полноценному выполнению учебно-трудовых, биологических и социальных функций и направлен на профилактику заболеваний человека, укрепление его здоровья и поддержание заложенных резервов здоровья[2].
Уже в вначале 20-го века было принято решение привлечь внимание учителя к необходимости формирования здоровых привычек у школьников. Основоположником советской системы формирования здоровья школьников можно считать И. И. Мильмана. Он утверждал, что учитель — главная фигура в процессе обучения школьников здоровому образу жизни. Ему удалось разработать систему уроков здоровья, а его последователям и ученикам — серию учебных пособий по личной и социальной гигиене, профилактике ее применения: санитарии, сохранению работоспособности человека, увеличению продолжительности его жизни. На сегодняшний день одной из целей школьного образования является обучение и мотивация ребёнка к соблюдению валеологических установок.
Одним из основных элементов педагогического влияния на валеологическую направленность школьников должно быть целенаправленное развитие их валеологической сознательности в процессе школьного обучения[3].
Процесс освоения валеологических установок позволяет приблизиться к главной задаче современности: возможность человека найти себя в обществе, осознать свою значимость, чувствовать себя уверенно, целеустремленно, уметь правильно формировать и сохранять своё духовное, нравственное и физическое здоровье.
Одной из основных дисциплин, с помощью которой происходит формирование валеологических установок, является дисциплина «Иностранный язык». Одним из валеологических компонентов на уроке иностранного языка является ряд простых двигательных упражнений, предназначаемых для детей разного возраста; внесение валеологических установок по средствам различной умственной деятельности. Цель этих упражнений: развитие мотивации к здоровому образу жизни, активизация мозговой деятельности, снятие напряжения центральной нервной системы, улучшение внимания и реакции, развитие культуры здоровья.
Для формирования валеологических установок на уроках иностранного языка могут быть использованы следующие средства обучения:
а) идеальные:
произведения искусства и иные достижения культуры (музыка,литература);
средства наглядности (рисунки, фото и др.);
учебные компьютерные программы;
б) материальные:
отдельные тексты из учебников, пособий и книг;
отдельные задания, упражнения, текстовый материал;
технические средства обучения.
На уроке иностранного языка учитель способен развить культуру здоровья обучающихся, нравственные ценности и идеалы, используя различные средства и формы обучения, делая урок разнообразным и соответствующим определенному возрасту обучающихся.
Стоит отметить, что иностранный язык как учебная дисциплина может помочь сформировать валеологические установки школьников не только в рамках уроков, но и во внеурочной деятельности. Таким образом, факультатив по иностранному языку также может быть направлен на формирование валеологических установок. Темы таких факультативных занятий могут иметь разнообразную направленность: спортивную, духовно-нравственную, социальную, общеинтеллектуальную и др. Одной из задач педагогов во внеурочной деятельности является обучение ребёнка использованию свободного времени с пользой для физического, социального и психического здоровья.
Валеологическое воспитание на уроке иностранного языка содержит в себе процесс формирования ценностно-ориентированных установок на здоровье и ЗОЖ, которые построены как часть жизненных ценностей и общекультурного мировоззрения. Из чего мы можем сделать вывод о том, что одной из задач дисциплины «Иностранный язык» является направление обучающихся на поддержание валеологических установок и помощь в развитии валеологической культуры человека, что и является конечным результатом валеологического образования.
Список источников:
Басыйров А.М. Валеология. Учебное пособие. Казань ЗАО «Новое знание», 2010.
Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. - М.: Физкультура, 1990.
Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. М. Митяева. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 192 с.