Введение. Анализируя поступательное развитие всех аспектов жизни российского общества на протяжении трёх последних десятилетий, можно с уверенностью констатировать факт его перехода на постиндустриальную ступень развития [3; 5; 8]. Столь масштабные изменения, вне всякого сомнения, не могли не затронуть образовательную сферу.
В свою очередь, глубокая модернизация данной стороны жизни нашей страны обуславливает необходимость совершенствования системы дополнительного образования педагогов [10]. Преобразования в рамках соответствующей системы должны способствовать оптимизации процесса развития следующих, необходимых современным педагогам качеств:
• готовность осуществлять профессиональную деятельность в нестандартных условиях, складывание которых представляется весьма вероятным в динамично меняющейся среде современных образовательных организаций;
• гибкость профессионального мышления;
• готовность к непрерывному самообразованию не только в своей профессиональной области, но и в смежных областях;
• осознанное стремление к реализации целей и задач профессиональной деятельности;
• способность к быстрому принятию оптимальных решений в сложных ситуациях профессиональной деятельности при минимизации негативных последствий для других участников образовательного процесса.
Ещё одной, также весьма значимой проблемой, решение которой необходимо для дальнейшей успешной модернизации системы дополнительного педагогического образования, является обеспечение непрерывного профессионального роста педагогических кадров [6-7;]. В этом случае особое внимание должно быть уделено совершенствованию педагогического мастерства молодых педагогов, т.е. тех специалистов, которым предстоит вести основную образовательную деятельность на протяжении нескольких следующих десятилетий.
На наш взгляд, определённой эффективностью в этом плане обладает технология построения индивидуальных образовательных маршрутов.
Ввиду своей важности для дальнейшего совершенствования отечественной системы образования данная технология нашла своё отражение на страницах трудов учёных-педагогов. Однако при этом авторы большинства посвящённых данной проблематике трудов рассматривают, главным образом, вопросы построения индивидуальных образовательных маршрутов студентов и школьников [2; 4; 9]. Наблюдается некоторый дефицит работ, касающихся её использования в дополнительном образовании педагогов.
Ликвидации дефицита в данном сегменте научно-исследовательской литературы, посвящённой совершенствованию российского образования, будет повещена наша статья.
Изложение основного материала статьи. Прежде, чем перейти непосредственно к разговору о проблемах построения индивидуальных образовательных маршрутов молодыми педагогами, следует охарактеризовать наиболее значимые особенности функционирования современной системы дополнительного профессионального образования соответствующих кадров. Сформулируем основные задачи этой системы:
Таблица 1
Задачи современной системы повышения квалификации педагогических кадров
Задачи |
Удовлетворение наиболее значимых образовательных и профессиональных потребностей, характерных для большинства современных педагогов, осуществляющих профессиональную деятельность в образовательном пространстве отечественных ОО. |
Обеспечение соответствия квалификации педагогических кадров современным, динамично меняющимся условиям трудовой деятельности, экономическим, социально-политическим и культурным реалиям российского общества [11]. |
Как видим, система дополнительного профессионального образования предоставляет молодому педагогу достаточно широкие возможности для непрерывного профессионального развития [1].
При этом следует отметить значимую особенность системы дополнительного профессионального образования, в т.ч. педагогического. В данном случае основной контингент обучающихся составляют представители работающего населения [10]. Соответственно, учебная деятельность не является основной для большинства слушателей. Данное обстоятельство вкупе с некоторыми, описанными ниже, обуславливает важность внедрения в практику дополнительного профессионального образования молодых педагогов индивидуальных образовательных маршрутов.
Кроме того, для нас немаловажным будет учесть тот факт, что эффективность процесса повышения профессиональной квалификации педагогического персонала в системе дополнительного профессионального образования во многом зависит от возможности внедрения в этот процесс педагогических инноваций. В числе последних фиксируются:
• новые образовательные технологии;
• инновационные методы;
• актуальные формы педагогической деятельности [10].
Широкая интеграция такого рода педагогических инноваций в процесс повышения профессиональной квалификации педагогов с высокой вероятностью будет поспособствовать актуализации их знаний, умений и навыков. Однако в данном случае мы вновь сталкиваемся с особенностями контингента учащихся организаций дополнительного профессионального образования. Такого рода модернизация образовательных программ вряд ли будет вполне эффективной, если учесть, что педагог обязан повышать квалификацию раз в три года, соответственно, многие педагогические кадры могут банально «пропустить» прогрессивные нововведения. И вновь мы сталкиваемся с необходимостью максимальной индивидуализации процесса развития их профессиональной компетенции, позволяющей отчасти ликвидировать данный негативный фактор.
Таким образом, повышение квалификации педагогов в соответствии с индивидуальными образовательными маршрутами с высокой вероятностью будет способствовать прогрессивным изменениям в системе повышения квалификации педагогических работников [7].
На основе вышеизложенного приведём определение дефиниции «индивидуальный образовательный маршрут». С точки зрения раскрытия целей и задач нашего исследования, наиболее рациональным будет понимание под этим термином целенаправленно проектируемой дифференцированной образовательной программы, обеспечивающей максимальную индивидуализацию процесса повышения профессиональной квалификации молодых педагогов [2; 7].
При разработке индивидуального образовательного маршрута молодых преподавателей в системе дополнительного профессионального образования с необходимостью должны предусматриваться:
• индивидуальная образовательная программа, включающая инвариантную и вариативную части, что позволяет обеспечить её адаптацию к динамично меняющимся условиям современного российского образования;
• формы освоения дополнительной профессиональной программы;
• оптимальные сроки обучения;
• педагогические условия организации индивидуальной формы освоения программы дополнительного профессионального образования;
• виды учебной деятельности, наиболее соответствующие поставленным целям;
• объем учебного времени, отводимого на освоение как всей программы, так и отдельных её составляющих;
• критерии оценки уровня и качества подготовки по каждому виду деятельности слушателей;
• виды оценки результатов освоения программы дополнительной профессиональной подготовки педагогов;
• формы промежуточной и итоговой аттестации;
• входная и итоговая диагностика уровня профессиональной компетентности [2; 10].
Далее, в целях наиболее полного раскрытия темы настоящей статьи будет нелишним упомянуть, что в ходе проектирования повышения молодыми педагогами профессиональной квалификации следует учитывать факт существования некоторых объективных проблем, затрудняющих достижение максимальной эффективности данного процесса:
• ориентированность потенциальных слушателей по преимуществу на конкретные практические образовательные результаты, обусловленная тем фактом, что для большинства из них учебная деятельность в учреждении ДПО не является основной;
• высокая конкуренция на рынке дополнительных образовательных услуг [10]. С другой стороны, конкретно в процессе проектирования индивидуального образовательного маршрута педагоги также зачастую сталкиваются с рядом специфических проблем. Наиболее значимыми в их числе можно назвать:
• трудности в организации образовательного процесса в условиях трансформации современной системы образования;
• отсутствие у ряда педагогов, в т.ч. молодых кадров, осознанного стремления к занятию самообразованием и профессиональным развитием;
• низкий уровень готовности к осуществлению профессиональной деятельности в условиях многозадачности;
• низкая степень готовности большинства современных педагогов к широкому использованию инноваций в собственной профессиональной деятельности [6]. Решению вышеперечисленных проблем может в определённой степени поспособствовать проектирование индивидуальных образовательных маршрутов молодых педагогов в русле компетентностного подхода. Маршруты, разработанные в логике такого подхода, обладают рядом характерных особенностей на следующих этапах:
• определение целей; • определение содержания обучения;
• определение образовательных технологий;
• оценивание результатов обучения [7].
Специфика применения компетентностного подхода также включает ряд характерных особенностей.
Таблица 2
Специфика применения компетентностного подхода
Особенности подхода: |
Краткая характеристика: |
Вариативность применяющихся программ дополнительного профессионального образования. |
В программах выделяются инвариантный и вариативный компоненты. Первый из них отражает обязательную часть содержания программ, в то время, как второй направлен на удовлетворение индивидуальных познавательных и профессиональных потребностей молодых педагогических кадров. Такой подход позволяет строить индивидуальную образовательную траекторию, выбирая при этом содержание и форму обучения [6]. |
Блочно-модульная структура |
Связана с интеграцией включение в программу курсов повышения квалификации следующих разделов: • нормативно-правовые основы образовательной деятельности; • психолого-педагогические аспекты образовательной деятельности; • современные образовательные технологии. При этом каждый из разделов программы включает совокупность законченных блоков [4]. |
Ещё одним методологическим подходом, способствующим ликвидации охарактеризованных выше рисков, возникающих при реализации индивидуального образовательного маршрута молодого педагога в системе ДПО, является проблемно-задачный. Специфика последнего заключается в широкой интеграции в содержание программ повышения квалификации некоторых типичных задач и проблем, могущих возникнуть в ходе осуществления педагогом профессиональной деятельности. В результате обучения в рамках такого подхода у слушателя должен сформироваться опыт творческого решения различных проблем, возникающих в ходе осуществления им профессиональной деятельности в пространстве современной образовательной организации [7].
Выводы. На основе вышеизложенного мы можем заключить, что в связи со спецификой контингента обучающихся организации дополнительного профессионального образования педагогических работников присущ ряд специфических особенностей.
Эти особенности, в свою очередь, с необходимостью ставят вопрос создания педагогических условий, позволяющих реализовать индивидуальные образовательные маршруты освоения педагогами дополнительных профессиональных программ.
Последние по существу представляют собой целенаправленно проектируемые дифференцированные образовательные программы, которые обеспечивают молодым педагогам возможность стать в позицию субъекта выбора, разработки и реализации личной программы развития профессиональных компетенция и профессионально значимых личностных качеств.
Широкое внедрение технологии индивидуального образовательного маршрута с высокой вероятностью будет способствовать решению группы профессиональных задач проектирования и осуществления профессионального самообразования.
При этом следует помнить, что проектирование повышения молодыми педагогами профессиональной квалификации в соответствии с их индивидуальными маршрутами может быть сопряжено с целым рядом объективных проблем, затрудняющих достижение максимальной эффективности данного процесса.
Последствия такого рода затруднений могут быть существенно редуцированы путём внедрения в образовательную практику элементов компетентностного и проблемно-задачного подходов.
Литература:
1. Аниськина Н.Н. Образование длиною в жизнь // Стандарты и качество. – 2011. – № 5. – С. 70-73.
2. Ахметов А.Ф., Бельская Л.Н., Берсенева Л.С. Современные тенденции и перспективы подготовки специалистов для инновационной экономики / под общ. ред. Е.А. Ободковой. – Ярославль: Изд-во ФГБОУ ВПО «Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова», 2013. – 388 с.
3. Ванягина М.Р. Общекультурные компетенции успешного специалиста XXI в. // Вестник СПбГИК. – 2020. – № 3(44). – С. 125-130.
4. Воробьева С.В. Теоретические основы дифференциации образовательных программ. Дисс… д-ра пед. наук. – СПб., 1999. – 460 с.
5. Воронина М.А. Онлайн ресурсы ИКТ в реализации ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование // Самарский научный вестник. – 2016. – № 1. – С. 142-147.
6. Гончарова Е.В. Организация индивидуальной образовательной траектории обучения бакалавров // Вестник ННГУ. – 2012. – №2. – С. 3-11.
7. Дегтярёва М.Н. Индивидуальная образовательная траектория развития инфокоммуникационной компетентности учителя иностранных языков // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – № 6(37). – С. 186-188.
8. Джахбаров М.А. Профессиональная компетентность учителя школы: структурно-функциональная модель // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 2. – С. 87-88
9. Дзюба Е.А. Использование современных технологий обучения в вузе // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2009. – № 7(4). – С. 63-72.
10. Коряковцева О.А., Куликов А.Ю. К вопросу о работе факультетов в системе ДПО университета: перспективы деятельности по повышению профессиональной мобильности // Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации: материалы шестой всероссийской научно-практической интернет-конференции (с международным участием) / ред. Т.В. Бугайчук, О.А. Коряковцева, М.В. Новиков. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2014. – С. 24-26.