ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Нагорнова М.М. 1
1ЧГПУ им.Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В рамках современных требований к образованию и воспитанию, особую актуальность приобретает воспитание у школьников потребности в самообразовании, формирование навыков самостоятельной работы с книгой, развитие самостоятельности мышления, умений защищать и отстаивать собственную точку зрения, а также навыков вдумчивого и аналитического чтения, пользования справочной литературой. Всё вышеперечисленное является одним из важных условий, которые могут повысить качество образования. Данное условие прописано в Концепции модернизации российского образования, а также в проекте «Российское образование – 2020». Из сказанного и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, нынешнему учителю необходимо формировать у обучающихся стремление к саморазвитию, саморегуляции и непрерывному обучению, способность применять полученные знания на практике. Из этого следует, что учитель должен уделить большое внимание организации самостоятельной деятельности учащихся. Однако, статистика показывает, что в современном образовательном процессе, из-за изменения целевых категорий, самостоятельная работа и ее организация требуют нового обогащения. В частности, формирование умений самостоятельной работы рассматривается как метапредметное и личностное умение, которое в системе развивающего обучения обязано специально формироваться. Из этого следует, что выбранная тема является актуальной и в 2022 году.

Цель исследования – теоретически обосновать особенности организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках информатики в начальной школе; выделить, описать и проиллюстрировать задания для самостоятельной работы, используя учебник для 2 класса УМК «Школа 2100».

Обучение – является довольно сложным процессом, который предполагает, прежде всего, деятельность учителя и деятельность учащихся. Одним из главных условий успешности данного процесса является активность учащегося. Ведь, как бы ни старался учитель, если ученик не работает, не трудится сам – процесса познания не происходит. Задача учителя – научиться приемам организации самостоятельной работы и приучить детей к данной работе, выработав у них тем самым навыки, привычки и любовь к учебному труду.

Самостоятельность — это одна из наиболее трудоёмких и ответственных операций в обучении, связанная с острыми психологическими ситуациями, как для ученика, так и для преподавателя. Это умение видеть, ставить и решать новый вопрос или проблему собственными силами (М.А. Данилов, А.М. Матюшкин); умение предвидеть последствия своих поступков и поведения других людей, планировать свою деятельность (Н.Г. Ярошенко); умение самому находить себе занятие, отстаивать своё мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав (А.И. Высоцкий). Она проявляется, например, в умении по-своему подойти к анализу сложных учебных задач и выполнению их без посторонней помощи, характеризуется известной критичностью ума, способностью высказывать свою собственную точку зрения, независимую от суждения других. Если учитель смог правильно организовать данный процесс, то он будет способствовать улучшению качества обучения.

Внешними признаками самостоятельности обучающихся являются: планирование ими своей деятельности, выполнение заданий без непосредственного участия педагога, систематический самоконтроль за ходом и результатом выполняемой работы, её корректирование и совершенствование. Внутреннюю сторону самостоятельности образуют потребностно-мотивационная сфера, усилия учащихся, направленные на достижение цели без посторонней помощи.

В дидактике установлено, что развитие самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения информатике происходит непрерывно от низшего уровня самостоятельности, к высшему уровню творческой самостоятельности, последовательно проходя при этом определенные уровни самостоятельной деятельности. Для того, чтобы переход от одного уровня к другому был логичен и плавен, учитель должен управлять процессом осуществление последовательных взаимосвязанных, взаимопроникающих и обусловливающих друг друга этапов учебной работы, каждый из которых обеспечивает выход учащегося на соответствующий уровень самостоятельности и творческой активности.

По характеру учебной самостоятельной деятельности учащихся на уроках информатики целесообразно выделить три уровня самостоятельности и подобрать к каждому из них соответствующие задания, используя учебники информатики для начальной школы под авторством А.В. Горячева.

Первый уровень – это простейшая воспроизводящая самостоятельная деятельность. Особенно ярко проявляется этот уровень в самостоятельной деятельности ученика при выполнении упражнений, требующих простого воспроизведения имеющихся знаний, когда учащийся, имея правило, образец, самостоятельно решает задачи, упражнения на его применение.

Рассмотрим, какие задания соответствуют данному уровню на примере учебника для 2 класса УМК «Школа 2100».

Примеры:

Рисунок 1 – задание 2

Рисунок 2 – задание 16

Рисунок 3 – задание 20

Ученик, вышедший на первый уровень самостоятельной деятельности при решении задачи использует имеющийся у него образец, или правило, или метод, если же задача не соответствует образцу, то он решить ее не может. При этом он даже не предпринимает попыток как-то изменить ситуацию, а чаще всего отказывается от решения новой задачи под тем предлогом, что такие задачи еще не решались.

Первый уровень самостоятельной деятельности прослеживается в учебно-познавательной деятельности многих учеников, приступивших к занятиям. Затем одни учащиеся быстро выходят на следующий уровень, другие задерживаются на нем определенное время. Большинство из них в процессе изучения материала выходят на более высокий уровень самостоятельности, чем первый.

Второй уровень самостоятельной деятельности можно назвать вариативной самостоятельностью. Самостоятельная деятельность на этом уровне проявляется в умении из нескольких имеющихся правил, определений, образцов рассуждении выбрать одно определенное и использовать его в процессе самостоятельного решения новой задачи. На данном уровне самостоятельной деятельности учащийся показывает умение производить мыслительные операции, такие, как сравнение, анализ. Анализируя условие задачи, ученик перебирает имеющиеся в его распоряжении средства для ее решения, сравнивает их и выбирает более действенное.

Примеры:

Рисунок 4 – задание 33

Рисунок 5 – задание 34

Рисунок 6 – задание 37

Рисунок 7 – задание 52

Третий уровень самостоятельной деятельности – это частично-поисковая самостоятельность. Самостоятельная деятельность ученика на этом уровне проявляется в умении из имеющихся у него правил и предписаний для решения задач определенного раздела информатики, формировать (комбинировать) обобщенные способы для решения более широкого класса задач, в том числе и из других разделов информатики; в поисках нескольких способов решения задачи и в выборе наиболее рационального, изящного; в варьировании условия задачи и сравнении соответствующих способов решения и т. п. В названных проявлениях самостоятельной деятельности присутствуют элементы творчества.

Ученик на этом уровне обладает относительно большим набором приемов умственной деятельности: умеет проводить сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и т. п. В его деятельности значительное место занимает контроль результатов и самоконтроль. Он может самостоятельно спланировать и организовать свою учебную деятельность.

Примеры:

Рисунок 8

Рисунок 9

Рисунок 10

В соответствии с выделенными уровнями осуществляются три этапа учебной работы. Каждый этап связан с предыдущим и с последующим и должен обеспечивать переход школьника с одного уровня самостоятельной деятельности на следующий.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что самостоятельность личности не выступает как изолированное качество личности, она тесно связана с независимостью, инициативностью, активностью, настойчивостью, самокритичностью и самоконтролем, уверенностью в себе. Важной составной частью самостоятельности как черты личности школьника является познавательная самостоятельность, которая трактуется как его готовность своими силами вести целенаправленную познавательно-поисковую деятельность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Жарова, Л. В. Учить самостоятельности : кн. для учителя / Л. В. Жарова. – Москва : Просвещение, 1993. – 205 с.

2. Кувшинов, Н. И. К вопросу о самоконтроле учащихся на начальном этапе производственного обучения / Н. И. Кувшинов // Известия АПН РСФСР. – 1958. – № 91. – С. 33–35.

3. Никифоров, Г. С. Самоконтроль человека / Г. С. Никифоров. – Санкт-Петербург : Изд-во ЛГУ, 1989. – 191 с.

4. Виноградова, Н. Ф. Контроль и оценка в начальной школе / Н. Ф. Виноградова // Начальная школа. – 2006. – №15. – С. 17–20

5. Дурова, А. И. Современные технологии в учебном процессе / А. И. Дурова, А. А. Вахрушев // Начальная школа. – 2005. – № 12. – С. 49–51.

6. Информатика в играх и задачах : учебник для 2 класса : в 2 ч. Ч. 1 / А. В. Горячев, К. И. Горина, Т. О. Волкова – 3-е изд. – Москва: Баласс, 2018. – 64 с.

Просмотров работы: 55