В настоящее время диплом об окончании престижного вуза не гарантирует успешную карьеру: половина работодателей обращает внимание на личные качества выпускника и опыт работы, то есть его прикладные знания. Сложившаяся ситуация, а именно по данным исследования Общероссийского Народного Фронта, каждый третий студент вынужден самостоятельно договариваться о прохождении практики во время учебы.
Существующие практические навыки: курсовые, лабораторные и самостоятельная работа студента, предусмотренные учебным планом любого университета, не гарантируют, что на выходе получится специалист, которого ждут работодатели. К тому же, пандемия Covid-19, внесла свои корректировки в коммуникационные возможности студентов. Ведь известно, что университет дает в первую очередь, навыки активного живого общения. Стоит отметить, что пандемия пришлась на поколение Y и Z [1]:
Поколение Y (1981-1995 г.р.) телевидение практически не смотрит, получая новости из «YouTube» от «авторитетных» блогеров». Всё, что им надо и интересно, находят в интернете: смотрят фильмы, обзоры и ролики; слушают музыку и подкасты. В социальных сетях у них разнообразные друзья на все случаи жизни, но доверительное общение ведется с небольшим кругом в «Faсebook», «ВКонтакте», «Instagram», «Twitter», «Telegram».
Поколение Z (1996-2009 г.р.) телевизор и радио не приемлют в принципе – в их приоритете только интернет. Любимые соцсети – те, где много картинок и мало букв, а также есть иллюзия прозрачности и открытости: «Instagram», «TikTok», «Telegram». Для всего остального есть «YouTube».
Очевидно, что представители данных поколений проводят, порядка, 70% своей жизни в формате онлайн и во время пандемии данная цифра достигла 100% и совсем не осталось места для живого общения. Но, неотъемлемым достоинством является то, что они легко адаптируемы при переходе с офлайн формата обучения на онлайн, безусловно, это тесно связано с техникой и ее программными продуктами, произведенными «в их время».
Таким образом, в первую очередь, нельзя пренебрегать коммуникациями. Лекции, практики, ответы на вопросы должны проводиться в формате живого общения, не в гугле и в переписке по вацап или по почте, ведь для этого разработана видеосвязь.
Во вторую очередь, необходимо провести мероприятия, по улучшению качества подготовки студента к взрослой жизни, а именно:
Вернуть раннюю ознакомительную практику на предприятиях. Показывать настоящих инженеров, начальников, людей с которыми, возможно, им предстоит работать;
Увеличить количество производственных практик. Заключить договоры, как и заводами отечественного производства, так и зарубежного;
Передавать информацию о текущем положении рынка. Какие организации есть, чем они конкретно занимаются, про историю становления, развития, перспективе развития и так далее;
Поддержка научной деятельности различными стипендиями, грантами. Для возможностей разработки настоящего устройства, приобретения оборудования для исследования, регистрации патентов, публикации работ в международных базах данных и так далее;
Стимулировать и поощрять активность студентов в инженерных кружках или инженерных бюро;
Увеличить количество целевых квот;
Разработать лаборатории совместно с заводами, приглашать действующих инженеров для проведения некоторых занятий;
Вернуть условия с обязательным трудоустройством после окончания университета;
Данные мероприятия можно адаптировать под любой формат обучения. Ведь существует огромное количество технических решений для реализации данной цели.
Список литературы:
Иванова А.Д., Муругова О.В. Воспитательная работа в вузе: что нас ждет после карантина // Профилактика девиантного поведения детей и молодежи: региональные модели и технологии : сб. мат. Второй Межд. научно-практ. конф., 8-10 октября 2020 года / под научн. ред. В.В. Коврова. – Симферополь : ИТ «АРИАЛ», 2020. – с. 617-625.