В наши дни невозможно представить современное образование без применения компьютерных технологий. В нашем распоряжении находится широкий арсенал разнообразных технических средств для того, чтобы сделать образовательный процесс более увлекательным и интересным для обучающихся, и менее трудоёмким для педагогов.
У педагогов есть доступ к огромному количеству готовых образовательных ресурсов: электронные формы учебников, материалы Мобильной электронной школы, Российской электронной школы, других современных инновационных образовательных площадок. В сети Интернет можно найти огромное количество образовательных ресурсов, размещённых на различных сайтах. Однако не все ресурсы, представленные в сети Интернет, удовлетворяют учителя. Кроме того, профессия учителя творческая. Каждый учитель преподносит один и тот же учебный материал по-своему, поэтому у педагогов часто возникает необходимость создания собственных образовательных ресурсов, а для этого нужны соответствующие инструменты. Одним из таких ресурсов является приложение для создания интерактивных упражнений LearningApps.
LearningApps создан для поддержки обучения и преподавания с помощью небольших общедоступных интерактивных модулей - упражнений. Данные упражнения создаются онлайн и в дальнейшем могут быть интегрированы в образовательный процесс. Для создания таких упражнений на сайте предлагается несколько шаблонов (упражнения на классификацию, тесты с множественным выбором и т. д.).
Этот сервис был создан и разработан как научно-исследовательский проект Центра Педагогического колледжа информатики образования PHBern в сотрудничестве с университетом г. Майнц и университетом города Циттау/Герлиц (Германия) [3].
Сервис LearningApps появился в Интернет среде относительно недавно, поэтому еще не выпущены печатные литературные пособия по работе с ним. Однако, изучив Интернет-ресурсы было выявлено, что попытки изучения сервиса LearningApps уже предприняты. Так как этот сайт создан для работы в педагогической среде, изучением сервиса занимались в основном учителя школ, например Александрова З.В., Нехорошева Н.В., Смирнова М.А. [1,4,7] Каждый из этих авторов говорит о важности сервиса и предлагает пошаговую инструкцию по работе с сервисом LearningApps. Также были найдены учебные фильмы по работе с сервисом LearningApps. на сайте YouTube [2].
Платформа LearningApps предоставляет банк заданий по различным дисциплинам. В том числе и по иностранным языкам. Это особенно важно, так как с помощью данных упражнений формирование языковой личности происходит быстрее и легче. Сервис LearningApps помогает развивать следующие языковые компетенции: грамматические, лексические, орфгорафические.
Основная идея интерактивных заданий заключается в том, что ученики могут проверить и закрепить свои знания в игровой форме, что способствует формированию познавательного интереса учащихся. Например, для закрепления новой лексики по теме «Professions» можно использовать готовое упражнение.
Рис. 1 Мини-викторина на тему «Professions»
Сервис LearningApps имеет понятный пользовательский интерфейс на 5 языках мира, в том числе и на русском. В данной среде можно быстро найти или самостоятельно создать интерактивное задание по образцу галереи LearningApps.
Все упражнения сервиса LearningApps.org разделены на категории:
- различные тесты и викторины;
- упражнения на установление соответствия;
- «Шкала времени» и упражнение на восстановления порядка;
- упражнения на заполнение недостающих слов, фрагментов текста, кроссворды;
- онлайн-игры, в которых может участвовать одновременно несколько обучающихся одного класса [5].
Приложение LearningApps содержит ряд шаблонов, которые можно условно поделить на непосредственно учебные («Классификация», «Сортировка картинок», «Викторина с правом выбора ответа», «Заполнить пропуски», «Аудио/видео контент» и др.) и учебно-игровые ( «Пазл «Угадай-ка», «Кроссворд», «Слова из букв», «Парочки»).
Шаблоны второй группы позволяют преподнести учебный материал в игровой форме, что повышает интерес к изучению иностранного языка и переключает обучающихся на занимательный для них вид деятельности. Практически все шаблоны можно наполнить видео- и аудиоматериалом, что дает возможность задействовать больше органов восприятия информации и максимально ее визуализировать [8].
Воспользовавшись стандартными офисными программами или несложными онлайн-сервисами можно подготовить увлекательные электронные интерактивные интеллектуальные игры и викторины, благодаря которым уроки станут более актуальным и привлекательным, а учащиеся получат возможность продемонстрировать свои знания и почувствуют себя активными участниками происходящего.
Например, создание вот такого упражнения для формирования грамматической компетенции занимает всего несколько минут, но для обучающихся оно будет намного интереснее классического печатного теста.
Рис. 2 Упражнения на тему «PastSimple»
В ходе работы были отмечены многие достоинства приложения LearningApps, которые делают его лидером среди приложений, применяемых в процессе обучения иностранному языку, следует отнести следующие:
• позволяет преподавателю разрабатывать свои собственные, а также использовать уже готовые задания;
• привносит разнообразие в учебную деятельность студентов, дополняет задания и упражнения учебника, электронного курса, УМК;
• обеспечивает преподавателя и обучающихся современным иллюстративным контентом;
• не вызывает технических затруднений при выполнении упражнений;
• характеризуется интерактивностью, мобильностью и простотой навигации.
Существуют некоторые недоработки и пробелы при работе над формированием продуктивных видов речевой деятельности. Так, например, упражнения на ввод текста подразумевают единственный правильный вариант, прописываемый учителем при создании упражнения. Любая описка, лишний пробел или запятая ведет к тому, что задание считается выполненным неверно. Кроме того, занятия с применением современных технологий подразумевают наличие в классе электронной доски, в случае, если школа не снабжена необходимым оборудованием, применение данного сервиса становится значительно труднее.
Кроме того, необходимо отметить, что в результате работы с данным приложением преподаватель может сохранить свой индивидуальный стиль, обучающиеся получат интересные, красочные, небанальные иллюстрированные задания, которые облегчат процесс обучения иностранному языку.
Использование сервиса LearningApps является средством развития познавательного интереса школьника. Можно использовать интерактивные упражнения при работе с обучающими не только во время урока, но и при проведении внеклассной работы, например при проведении кружков, факультативов, а также для самостоятельной работы школьниками. При этом стараясь инициировать на занятиях самостоятельную познавательную деятельность учащихся, заставлять их постоянно задумываться, сообщив лишь небольшое количество исходной информации. Именно такой подход гораздо важнее "зубрёжки" и имеет положительный результат.
Подводя итог, можно сделать предположение о том, что в скором времени применение платформы LearningApps станет повсеместным в обучении иностранным языкам. Большое количество статьей, методических рекомендаций и разработок об использовании данного онлайн сервиса доказывают эффективность его интегрирования в учебный процесс. Ожидается, что использование серии упражнений на уроках будет основным показателем успешности данной работы.
Список использованной литературы
Александрова З.В. Сервис Learning Apps. Инструкция по созданию интерактивных заданий
Валеева Г.И. Методическая разработка «Применение интернет-технологий, на основе сервиса интерактивных упражнений LearningApps.org., на уроках английского языка» [Электронный ресурс]
Гайдаржи А.А., Двинянинова Е.А., Корниенко И.С., Шарыпова С.В. Инструкция по работе с LearningApps [Электронный ресурс]
Нехорошева Н.В. LearningApps на дистанционных уроках английского языка в условиях внедрения ФГОС [Электронный ресурс]
Пьянькова А.В. Использование сервиса LearningApps в деятельности учителя [Электронный ресурс]
Самойлова Е.С., Никитина С.Ю. Использование сервиса LearningApps.org при дистанционном обучении иностранному языку [Электронный ресурс]
Смирнова М.А. Конструктор интерактивных заданий Learning Apps.org [Электронный ресурс]
Тесевич О.Б. Использование электронного образовательного сервиса LearningApps при обучении иностранному языку [Электронный ресурс]