ОСОБЕННОСТИ РАСЧЕТОВ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ОСОБЕННОСТИ РАСЧЕТОВ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ

Меркулова А.Д. 1
1Ивановский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В процессе финансово-хозяйственной деятельности у организаций часто возникает потребность приобретения материальных ценностей, а также различных работ, услуг не только по безналичному расчету, но и за наличные деньги. В таких случаях обычно работнику выдаются наличные денежные средства под отчет для выполнения определенных действий по поручению организации [2].

Подотчетные суммы — это денежные авансы, выданные сотрудникам экономического субъекта под отчет на командировочные, административно–хозяйственные или представительские расходы. Подотчетное лицо — это штатный или внештатный сотрудник экономического субъекта, имеющий право согласно внутренним организационно– распорядительным документам получать целевые авансы [1].

Порядок взаимных отношений с подотчетными лицами устанавливается в следующих основных нормативных актах:

–Налоговым кодексом РФ;

–Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

–Указанием Банка России от 07.10.2013 г. №3073-У «Об осуществлении наличных расчетов»;

–Указанием Банка России от 11.03.2014 г. №3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»;

–Трудовым кодексом РФ;

–Планом счетов бухгалтерского учета финансово–хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденным Приказом Минфина России от 31.10.2000 №94н.

Рис.1 - Виды оправдательных документов по командировке

Подотчетное лицо обязано систематизировать первичные документы (билеты, транспортные счета, багажные квитанции, счета из гостиниц или от иных лиц, предоставляющих услуги по размещению и проживанию физического лица и т.д.). Документы необходимо отразить в хронологическом порядке и пронумеровать.

Бухгалтер обязан проверить целевое расходование средств путем сопоставления данных авансовых отчетов и приложенных к ним документов на оплату услуг, наличие самих оправдательных документов, правильность оформления данных документов.

На титульной части бланка авансового отчета бухгалтер обязан указать: наименование организации, структурное подразделение, в котором работает сотрудник, ФИО и должность подотчетного лица, назначение аванса, информацию о выдаче денег (номер и дата документа, по которому выданы деньги, и соответствующий номер счета), а также сведения о наличии остатка или перерасхода по предыдущему авансу.

На титульной части бланка авансового отчета также есть таблица "Бухгалтерская запись", в которую бухгалтер переносит суммы к учету с оборотной стороны авансового отчета по соответствующей корреспонденции счетов.

Внизу авансового отчета есть отрывная часть - расписка бухгалтера в том, что он принял отчет к проверке с оправдательными документами. В расписке должно быть указано следующее: ФИО подотчетного лица, номер и дата авансового отчета, сумма документально подтвержденных расходов, количество прилагаемых документов, а также количество листов в этих документах. Заполненный бланк авансового отчета должен быть подписан подотчетным лицом.

Проверенный авансовый отчет утверждается руководителем или уполномоченным на это лицом и принимается к учету. Как правило, передача отчета на утверждение осуществляется в день получения отчета от подотчетного лица. Ознакомившись с содержанием отчета, руководитель предприятия принимает решение об утверждении величины произведенных расходов [1].

Проверенный авансовый отчет подписывается руководителем, после чего документ принимается к учету для списания подотчетных денежных средств. Остаток неиспользованного аванса приходуется в кассу, перерасходованная сумма выдается сотруднику в установленном порядке [4].

Выдача аванса командируемому сотруднику в случае направления в командировку. При отправлении в командировку сотрудник организации получает денежный аванс для оплаты проезда до места командировки и обратно, на аренду жилого помещения, а также другие расходы, связанные с бытовыми нуждами. К способам получения аванса относят [5]:

1) наличными из кассы;

2) специальная банковская карта, выделенная для денежных операций работодателей и работников, в соответствии с разд. 5 Правил № 10н. 55

3) на банковскую карту работника, в порядке указанном в Письме Минфина РФ № 02-03-10/37209, Казначейства РФ № 42-7.4-05/5.2-554 от 10.09.2013. Расходы обрабатываются на счете №71 «Расчеты с подотчетными лицами», исходя из Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденным Приказом Минфина России от 31.10

Операции по расчетам с подотчетными лицами в бухгалтерском учете отражаются достаточно просто, однако на данном участке учета встречается наибольшее количество ошибок и нарушений. В связи с этим, необходима обязательная аудиторская проверка предприятия.

Аудитор проверяет как осуществляется выдача денежных средств под отчет в аудируемой организации:

 каким образом оформляются заявления на выдачу денежных средств подотчетному лицу;

 на какой срок выдаются подотчетные деньги;

 правильно ли оформляются документы на командировки и как начисляются суточные;

 кем выдаются подотчетные деньги;

 имеется ли задолженность у подотчетного лица по ранее полученным суммам;

 в течении какого срока подотчетное лицо отчитывается бухгалтерии;

 какие документы подотчетное лицо прилагает к авансовому отчету [3].

Типичные ошибки и нарушения, обнаруживаемые в процессе аудита операций по расчётам с подотчётными лицами:

1. Нарушение порядка выдачи подотчетных сумм;

2. Нарушения при оформлении командировочных расходов;

3. Нарушение порядка налогообложения при оформлении командировочных расходов - некорректное выделение НДС в суммах командировочных расходов;

4. Нарушение при приобретении материальных ценностей, оплате работ, услуг подотчетными лицами - выделение сумм НДС расчетным путем от стоимости материальных ценностей, приобретенных за наличный расчет в розничной торговой сети и без приложения счета-фактуры;

5. Нарушения порядка учета представительских расходов;

6. Нарушения порядка ведения синтетического учета расчетов с подотчетными лицами;

7. Нарушения в форме и реквизитах первичных документов.

Расчеты с подотчетными лицами носят массовый характер, поэтому этот этап аудиторской проверки достаточно трудоемок.. При проверке расчетов с подотчетными лицами аудитор может использовать тест, содержащий специальные вопросы, по результатам ответа на которые у аудитора складывается определенное мнение о состоянии расчетов с подотчетными лицами в организации. Представленный вопросник позволяет сделать аудитору целый ряд промежуточных выводов, на основании которых он впоследствии установит достоверность отчетных данных.

Список литературы:

Мельгуй А. Э., Дедова О. В., Ермакова Л. В., Шлома А. В. Особенности учетно-аналитической работы по расчетам с подотчетными лицами в сельскохозяйственных организациях // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 5. №4. С. 212-215.

Черемисина С. В., Тюленева Н. А., Земцов А. А. БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ. Изд. 2-е, доп. и испр. - Томск: Изд-во НТЛ, 2008. - 436 с

Вестник магистратуры. 2019. № 10-3 (97) М.Е. Репях АСПЕКТЫ АУДИТА РАСЧЕТОВ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ

2015 / Международный научно-исследовательский журнал Мухина Е.Р. Старший преподаватель, Пермский национальный исследовательский политехнический университет ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОТРУДНИКОМ ОТЧЕТА О КОМАНДИРОВОЧНЫХ РАСХОДАХ

Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес» УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ Костева Н.Н., Татаринова Е.В., Устимова Е.А.

Просмотров работы: 43