Влияние практических работ в курсе биологии животных на степень сформированности исследовательских умений учащихся - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Влияние практических работ в курсе биологии животных на степень сформированности исследовательских умений учащихся

Анисовец Е.В. 1
1ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Курс школьной биологии вносит важный вклад в формирование ключевых компетентностей учащихся. Функциональная значимость курса «Животные» направлена на практическое применение полученных теоретических знаний и формирование исследовательских умений. Благодаря сформированности исследовательских компетентностей обучающихся увеличивается уровень знаний и качество образования в классе. При организации урока в соответствие требованиям ФГОС любая практическая деятельность требует исследовательских умений.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что современные требования к организации образовательных процессов в контексте реализации федеральных государственных образовательных стандартов в сфере среднего образования ориентируют учителей на формирование индивидуальных, предметных и регулятивных результатов, овладение различными видами деятельности. Практическая работа играет важную роль в изучении биологии животных в школе. Она способствует лучшему усвоению знаний и умений учащихся, развитию биологических, образовательных, практических и исследовательских умений, а также более глубокому и значимому исследованию творческих способностей, установления связи между мышлением, теоретическими знаниями и практической деятельностью.

Идеи практического обучения не являются абсолютно новыми. Они были сформулированы и разработаны Дж. Дьюи, Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым, Д. Б. Элькониным. Данные идеи рассматриваются в трудах современных исследователей таких как Е. Н. Арбузова, Н. Д. Андреева, А. А. Богомолова, Н. Н. Васильева, Т. С. Громова и другие. Практическая работа имеет большой потенциал для всестороннего развития индивидуальности учащегося. Практика предполагает разработку не только источников знаний, но и способов их поиска, а также основных методов изучения зоологических объектов. С помощью практических экспериментов учащиеся получают представление о научно - исследовательских методах познания [4];[5].

Практической работой по изучению биологии животных считается проведение учащимися опытов с использованием оборудования и других технологических устройств под руководством учителя [2]. Они позволяют формировать и развивать универсальную систему учебной деятельности, включающую такие виды деятельности учащихся, как анализ, синтез, сравнение, оценивание, рассуждение, выражение мнений и обоснований, представление результатов работы, постановка учебных задач, простейшие наблюдения, измерения, эксперименты в различных формах (выводы, конспекты, логические схемы, таблицы, творческие задания и т. д.). А также систематизация и обобщение рациональных видов информации, установление плана выполнения учебных задач, простое разделение живых организмов на отдельные царства, использование дополнительных источников информации для выполнения учебного задания, работа с текстом.

Начиная с темы «Тип простейших» выделяются элементы живой природы (растения, животные, человек) и неодушевленные предметы (вода, свет, тепло, кислород и др.). В следующих темах курса их изучение продолжается. Учащиеся узнают, что отношение организма к факторам окружающей среды (свет, влага, тепло и др.) может быть светолюбивым или тенелюбивым, теплолюбивым, морозостойким, влаголюбивым или засухоустойчивым. Эти знания продолжают развиваться в процессе изучения зоологии. Например, учащиеся узнают, что кистозная амеба и эвглена зеленая устойчивы к засухе в состоянии кисты и т. д.

При изучении «простейших» практические занятия являются одной из форм активизации познавательной деятельности. Они позволяют учащимся анализировать, сравнивать, делать выводы или обобщать, делая необходимые исследовательские наблюдения над различными типами простейших и процессами, которые с ними происходят. Вступительный диалог преподавателя, в котором выявляются проблемы и ставятся цели, важен для учащихся при выполнении практических заданий. Педагог объясняет процесс практической работы, раздает карточки с инструкциями или заданиями, указывает формат записи наблюдений (написание текста, схем, таблиц) и задает вопросы о выводах и обобщениях. Проблемные вопросы содержания практической работы могут стимулировать познавательный интерес учащихся к исследовательской деятельности [3].

Правильная организация и выполнение практических работ при изучении темы «Простейшие» позволяет учащимся добиться эффективного усвоения материала непосредственно на занятиях, познакомить школьников с методами познания природных объектов и явлений. Создание на уроках проблемных ситуаций, вызывающих умственную работу, стимулирует познавательный интерес учащихся, является важным средством развития мотивации к интеллектуальной деятельности. Активная мыслительная деятельность учащихся формируется вопросами, требующими установления сходств и различий. Например, целесообразно предложить учащимся установить сходство и различие между инфузорией туфелькой и зеленой эвгленой. Кроме того, чем сходство и отличия менее выражены, тем интереснее их находить ученикам.

В процессе изучения тем, направленных на рассмотрение систематических групп животных, учащимся предлагается создать краткое описание среды обитания конкретного животного. Пример: быстрые ящерицы живут в сухих, прогретых солнцем лугах, лесах и горах на расстоянии до километра. Ночью прячутся в норах, под камнями и в коре пней. Едят много насекомых и их личинок. Сами они служат пищей для крупных животных.

В разделе «Животные» продолжает развиваться концепция значения растений как фактора окружающей среды: растения как источник питательных веществ, растения как источник кислорода, растения как дом для животных. Эти факторы способствуют более глубокому пониманию роли растений в природе. В теме «Промысловые рыбы» уместно рассмотреть влияние деятельности человека на животный мир. Их использование и защита. Изучение материалов о воздействии человека на рыб начинается с введения понятия «охотничьи животные».

Руководя исследовательской деятельностью учащихся, необходимо организовать работу на уроке таким образом, чтобы учащиеся могли самостоятельно оценить правильность задания и насколько предположения, выдвинутые в начале работы, подтверждаются результатами задания. Учитель вправе определять место практических заданий в логической структуре урока, но, как показывает практика, сегодня учителя биологии иногда предпочитают работать с учебником и мало времени уделяют практической работе. Это связано с отсутствием учебного оборудования, невозможностью выполнять практические работы на занятиях. Но в то же время анализ практической части новых программ показывает, что большое значение придается самостоятельной практической работе [1].

Степень независимости зависит от цели, подготовки учащихся и источника. Особенно важна работа на уровне поиска. Большинство биологических процессов занимают гораздо больше времени, чем уроки, поэтому практическая работа может быть выполнена с несколькими типами домашних заданий. Создав в доме соответствующую среду, ученики могут наблюдать за поведением животных. Для этого во многих профильных школах на уроках биологии обязательным условием является использование микроскопа.

Эффективность практической работы во многом зависит от качества управления восприятием. Необходимо не только предоставить ученикам предмет для работы, но и показать, что с ним делать, научить наблюдать, составить программу наблюдений. Ознакомление учащихся с предметом должно идти от целого к частному, а затем снова возвращаться к целому на основе наблюдений. Инструктаж, проводимый перед началом практической работы, должен содержать ответы на следующие вопросы:

-Каковы цели и задачи практической работы?

-Какой метод использовать и в каком порядке.

-Как поддерживать порядок на рабочем месте.

-Каковы требования безопасности на рабочем месте?

-Как представить результаты исследования.

Во время практики преподаватель постоянно наблюдает за учеником, оказывает поддержку, изменяет деятельность ученика и контролирует точность отдельных операций.

Исследовательская практическая работа выполняется учащимся самостоятельно, но желательно разделить ее на начальные этапы или на относительно новые виды самостоятельной работы. Перед началом каждого из них учитель объясняет процесс выполнения работы. Рекомендуется создать карточки с инструкциями для всего класса. Особое внимание стоит уделить написанию отчета по результатам работы. Учащихся следует предупредить, что отведенное им время истекло за несколько минут до окончания работы, необходимо закончить и привести в порядок свое рабочее место. Обязательно обсудить выполнение работ и сделать выводы.

Курс «Животные» знакомит с понятием «антропогенные факторы». Это позволяет рассматривать человеческую деятельность как неотъемлемую часть окружающей среды. Как естественный фактор. При изучении малярийных паразитов целесообразно ввести термин «средовой фактор». На этом уроке учителя уделяют особое внимание объяснению среды обитания простейших, выделяя их компоненты и раскрывая знания школьников о понятиях «среда обитания» и «факторы окружающей среды». Обобщение знаний позволяет сформулировать образовательные проблемы: можно ли считать деятельность человека одним из факторов среды обитания? Почему? [5].

Обсудив различные предположения, учащиеся приходят к выводу, что для решения этой проблемы им необходимо знать роль малярийного паразита в жизни человека и то, как он на него влияет. Свидетельства вреда, причиняемого людям малярийными паразитами, указывают на необходимость предотвращения малярийной болезни. Также стоит учитывать приспособляемость животных к определенным факторам окружающей среды. Например, образование цист простейших – это реакция на понижение температуры. Взаимосвязь между строением животного и факторами окружающей среды наиболее выражена у паразитов. Это связано с простотой конструкции и небольшим количеством учитываемых факторов окружающей среды. В классе учеников можно попросить соотнести адаптивные характеристики паразита с факторами окружающей среды. Результаты представить в таблице.

Таблица 1.

Приспособительные признаки паразитов

Основные факторы среды

Признаки приспособления к факторам среды

Заполнив таблицу, ученики уже увидят признаки, которые вместе составляют приспособляемость организма к окружающей среде. При изучении большого количества представителей животного мира в ходе зоологии рассматриваются отдельные аспекты проявления биологических свойств животных и развития животных как биологических образований. Включение этого понятия начинается уже при изучении простейших, в ходе анализа их значения в природе [4].

Преподавание биологической науки как совокупности несомненных фактов, догматических высказываний положительно влияют на формирование личности учащегося. Биология содержит много фактической информации о мире и людях вокруг нас, но не стоит забывать, что она также содержит набор способов поиска фактов и разработки теории, то есть осуществляет процесс их накопления. Наука развивается благодаря человеческому любопытству, и задача учителя - не только дать школьникам совокупность знаний, но и научить методам их получения самостоятельно в ходе исследовательской практической деятельности.

Руководя исследовательской деятельностью учащихся, необходимо организовать работу на уроке таким образом, чтобы учащиеся могли самостоятельно оценить правильность задания и насколько предположения, выдвинутые в начале работы, подтверждаются результатами задания. Правильное использование практических заданий на уроке - это, прежде всего, организация коллективных целенаправленных наблюдений под руководством учителя. Это особенно важно при информировании учащихся о том, за чем следует наблюдать. Когда перед такой практической работой ученика проводятся эксперименты, поведение учителя служит примером правильного обращения с учебным оборудованием, визуального обучения. Например, педагог показывает правила работы с микроскопом и готовит микропрепараты для эксперимента [2].

Таким образом, практическая работа – важный обучающий инструмент для изучения биологии животных. Это эксперимент, позволяющий рассмотреть этот вид и визуально изучить внешний вид и строение простейших, что способствует формированию исследовательских умений обучающихся.

Список использованных источников:

Биология. Общие закономерности. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин. – Москва: Дрофа, 2008. –287с. – Текст: непосредственный;

Пакулова, В. М. Современный урок биологии: учебное пособие / В. М. Пакулова, Т. В. Голикова. – Красноярск, 2014. – 214 с. – Текст: непосредственный;

Пакулова, В.М. Краткий курс методики биологии: учебное пособие для студентов педагогических вузов и учителей биологии / В. М. Пакулова, Н. В. Иванова, Т. В. Голикова, Е. Н. Прохорчук. – Красноярск, 2007. – 164 с. – Текст: непосредственный;

Панкратова, О. А. ФГОС ООО: Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии / О. А. Панкратова, С. В. Балалаева, В. Н. Рылова, С. М. Хасьянова, Н. И. Кучумова, Е. С. Тютюник. – Петропавловск-Камчатский, 2012. – 82 с. – Текст: непосредственный;

Сухова, Т. С. Урок биологии. Технологии развивающего обучения / С. Сухова. – Москва: Вентана-Граф, 2001. – 112 с. – Текст: непосредственный.

Просмотров работы: 145