ИНТЕГРАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЬНЫЙ КУРС ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ИНТЕГРАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЬНЫЙ КУРС ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Шептуховская Г.А. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВО «ИвГУ»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современные тенденции активного вливания в повседневную жизнь информационно-коммуникационным технологий диктуют свои правила и в образовательной среде. Учителю сегодня приходится конструировать интегрированные уроки, исходя из методологических целей, подбирать задания на различных образовательных порталах или самому составлять ЦОР с помощью компьютерных средств.

Проблемой интеграции предметов эстетической направленности занимались А. Д. Алехин, А.А. Бакушинский, М. С. Каган, А.А. Мелик – Пашаева, Б. М. Неменский, Н. М. Баратова, И. В. Кларин, Е.В. Шорохов и т. д. 

Е. Д. Иванова в своей работе анализирует взаимосвязь музыки и изобразительного искусства посредством интеграции предметов в общеобразовательной школе. К позитивным моментом синтеза уроков эстетического цикла она относит формирование ценностного отношение обучающегося к предметам искусства [3].

Многие учителя-практики разрабатывают и реализовывают программы, способствующие созданию условий для развития творческого потенциала обучающегося, пробуждения его художественных способностей, развитие познавательных интересов, положительного отношения как к себе так и к окружающему миру посредством синтеза предметов художественной направленности. Например, Т. А. Афанасова в своей статье описывает опыт интеграции изобразительных и декоративно-прикладных видов художественного творчества, который позволяет создать мир образов ребёнка [1].

О. В. Попова, Е.В. Реек объясняют интеграцию информатики в другие отрасли знания развитием компьютерной техники и научно-технического прогресса. «Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области»[5, c. 60].

Конечно же, нельзя не учитывать специфику предмета «Изобразительное искусство», в котором главенствующую роль занимает прикладная практика, но так или иначе, пересечение метапредметных результатов и предметных с основами информатики неизбежно и при изучении данного предмета. Большое количество разработок уроков и описание работы с изображениями в текстовых графических редакторах в свободном доступе в сети Интернет позволяют облегчить поиск информации , ознакомления с инструкциями в работе с новыми программами и веб-сервисами и создавать аналогичные методические разработки, направленные ,непосредственно, на решение собственных целей в изучении предмета. Так например, прежде чем спланировать интегрированный урок изобразительного искусства учитель должен проанализировать работу программ, расширяющих возможности в создании, редактировании материала художественной направленности, а также предусмотреть технический аспект планируемого мероприятия и его целесообразность. Самыми популярными и востребованными программами в работе с изображениями является графический редактор Paint, программа для создания презентации PowerPoint, текстовые редактор Word.

Одной из главных проблем является техническое оснащение учебного заведения. Так например, при внедрении наших наработок в организацию методики художественного образования и эстетического воспитания учащихся на базе сельской школы мы столкнулись с нехваткой компьютерных мест, то есть модель «Один ученик один компьютер» не могла бы быть реализована. Положительной динамики в исследовании и нужных нам результатов добились двумя способами:

Разрешением использования личных технических средств (телефонов) , в которых каждый учащийся мог бы индивидуально работать по программе.

Проведением урока изобразительное искусство в кабинете информатики.

Обучающие средства, созданные при помощи информационно-коммуникационным технологий позволяют учащимся закрепить знания полученные на уроках изобразительного искусства. Разработанные, непосредственно, самими учениками цифровые образовательные ресурсы позволяют расширить знания об основных понятиях, рассматриваемых на уроках информатики, алгоритмов и их свойствах.

Е. С. Сурнина, Е.Д. Трофимова считают, что интеграция содействует организации условий для усиления продуктивности творческой деятельности, развивая независимость, познавательную активность, расширяя кругозор [6].

Помимо развития творческой активности, творческих навыков  и развития композиционно и ассоциативно-образного мышления на уроках ИЗО, у обучающихся появляются представления о работе с Web-сервисами по созданию и обработке изображений, развивается алгоритмическое мышление, формируется информационная культура и представление о том, где и как можно использовать умения и навыки владения компьютером в современном обществе. Синтез изобразительного искусства и информатики обеспечивает продуктивную творческую деятельность.  

Возможность разнообразить средства учебного взаимодействия в электронном учебно-методическом комплексе позволяет сделать урок интересным и доступным для восприятия обучающимся. Работа с большим количеством видов информации, такими как, рисунки, видео и аудио файлы, схемы и т.д. улучшают  дидактические характеристики учебного процесса. 

ЦОР по изобразительному искусству создаются в виде учебно-методических комплексов, состоящих не только из презентаций, но и электронных журналов, словарей, анкет, викторин, тестов и т.д..

Зуфарова А.С., Шерстнева С.С. объясняют целесообразность предоставления информации в виде графиков, схем, рисунков, так как зрительная система человека воспринимает и анализирует визуальные сигналы и объекты быстрее, чем набор цифр и символов. Авторы утверждают , что посредствам инфографики материал предоставляется удобным и понятным способом, что обеспечивает усвоение более широкого объема упрощенной и интересной информации. Исследователи считают, что в учебный процесс необходимо введение основ инфографики [2].

Самостоятельная работа практического характера обучающихся является важнейшей формой организации учебного процесса (развивается познавательная творческая деятельность. Самостоятельность в ходе урока усиливает мотивацию к изучению предмета изобразительное искусство, а разнообразие урока за счет внедрения компьютерных технологий, влившихся в повседневную жизнь обучающихся и расширение представлений о работе с ними делает урок интересным и эмоционально-насыщенным. Процесс создания учеником собственного ЦОР без помощи учителя, но под его контролем привносит положительные моменты во взаимодействии сторон образовательной среды. На сегодняшний день , это очень важно, поскольку авторитет учителя теряет свои позиции в стенах школы.

Изучив разделы и темы в предметных областях «Информатика» по программе Н.В. Макаровой [4] и «Изобразительное искусство» по программе Т.Я Шпикаловой, Е.В. Ершовой, Г. А. Поровской было принято решение создать несколько интегрированных уроков, так чтобы совпали темы по информатике, связанные с развитием навыков работы в графическом редакторе Paint и по изобразительному искусству тема «Образ времени года в искусстве» [7]. Второй урок, направленный на закрепление понятий, оперируемых в информатике ( информация, хранение информации, корзина, текстовый курсор, выделение фрагмента текста и т.д.) и закреплением знаний в изобразительном искусстве по теме «Польза и красота в образах деревянного русского зодчества». Освоение программ планируется проводить на стационарных компьютерах и мобильных телефонах, с целью ознакомления с особенностями условий работы в разных технических средах. В свою очередь, это минимизирует учебную нагрузки на обучающегося, сделает урок интересным, материал понятным и доступным, и будут достигнуты результаты в освоении программы в более короткие сроки.

 В связи с тем, что кабинеты , где проходят уроки изобразительного искусства не оснащены компьютерной техникой, целесообразным является периодически проводить уроки в стенах класса информатики, где проблема технического оснащения не является препятствием в работе с компьютерными программами. 

Рассмотрим подробнее урок по освоению онлайн-сервиса Сanva.

Урок проходил в виде лабораторной работы. Обучающим была представлена инструкция по работе с онлайн-сервисом Сanva. Сейчас этот сервис находится на пике популярности и он подходит для создания иллюстраций для социальных сетей ,за счет чего, освоение работы в нем может заинтересовать обучающихся. Также, в нём можно создавать элементы графического дизайна, макеты и плакаты. Заинтересованность учителя по овладению навыками работы в данном сервисе школьниками заключается в возможности самостоятельного составления презентаций и плакатов образовательного характера. Многим родителям приходится помогать  детям в создании презентации, а есть и те, которые не знают и не владеют навыками оформления информации. Освоение работы в онлайн-сервисе Сanva самими обучающимися будет способствовать самостоятельности и самовыражению школьников. Одним из важных преимуществ данного редактора является его простота в использовании. Разработчики Web-сервиса отмечают следующие достоинства при работе в нем:

Множество бесплатных картинок, шаблонов, иконок, видео и т.д.

Создание дизайна различной направленности.

Сохранение проекта в разных форматах.

Возможность работать с помощью приложений для смартфонов и компьютеров, а также и через браузер.

Возможностью пользоваться бесплатной версией , также, является большим преимуществом. Дизайн сервиса доступный для каждого и пятиклассникам не составит труда разработать яркий и красочный плакат по теме «Польза и красота в образах деревянного русского зодчества» [7], даже тем, кто не умеет рисовать. При изучении основных характеристик сервиса дети сталкиваются с командами, часто используемыми в работе программ, такими как: «Указать», «Выделить», «Переместить», «Открыть» и т. д.

Для регистрации в редакторе Canva требуется перейти на сайт www.canva.com. Для регистрации в графическом редакторе на русском языке можно использовать как рабочий аккаунт Facebook или Google так и действующую электронную почту . До заполнения формы выбирается язык с помощью кнопки расположенной в нижнем правом углу экрана. Проходим регистрацию внося свое имя, пароль, возможно система запросит подтверждение что вы не робот. На следующей странице можно увидеть основные тематические шаблоны, в которых можно будет работать

Настройка учётной записи в редакторе происходит после подтверждения вашей почты если вы не регистрировались через Facebook или Google. Вам надо будет нажать на ссылку, которая будет прислана в письме. В бесплатной версии можно скомпоновать личную палитру. Набор с шрифтов довольно широк.

Для того чтобы загрузить свою фотографию в программу начинаем работать со значка «загрузки», где будут храниться ваши фотографии с галереи. В редакторе Canva ,также, можно пользоваться шаблонами или какими-либо макетами.

Скачать обратно на свое устройство из графического редактора Canva загруженную картинку вы можете с помощью нахождения трёх точек с правом верхнем углу с введением соответствующей команды. С помощью команды «удалить» можно убирать ненужные картинки.

В графическом редакторе Canva в папке «все дизайны» хранится вся информация с которой вы работали в сервисе.

Для просмотра информации находящийся внутри каждого макета «кликаем» по нему и передвигаемся с помощью значка «стрелка», изучая содержимое. Также можно и посмотреть сохранённые ранее шаблоны, которые можно редактировать с помощью кнопки «правка» или «шаблон» и перейти в редактор.

Владение обучающимся информационных технологий на сегодняшний день является необходимостью. В изобразительном искусстве умение работать с компьютером обеспечивает: 

возможность участия в конкурсах, конференциях, выставках, олимпиадах с работой, соответствующий требованиям современного подхода к оформлению;

создание собственного сайта с целью развития творческого потенциала и предоставления доступа для обозрения материала широкому кругу пользователей;

представление о  понятиях, оперирующих в положениях интернет–конкурсов с целью самостоятельной публикации художественного материала ( размер и качество изображения, формат , типы файлов и т. д.);

возможность создания и оформления творческой работы посредством графических редакторов.

Список литературы:

Афанасова Т.А. Хочу нарисовать тебя, мир: к вопросу разработки и реализации дополнительной общеобразовательной программы по изобразительной деятельности // Герценовские чтения. Художественное образование ребёнка: стратегии будущего. Доклады IV Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. - 2018. - С. 316-321. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42613637_97724130.pdf ( дата обращения 29.11.2021 )

Зуфарова А.С., Шерстнева С.С. Креативная педагогика: инфографика в образовательном процессе // Тогу-старт: фундаментальные и прикладные исследования молодых. Материалы региональной научно-практической конференции. – Хабаровск. - 2021. - С. 405-411. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_46271898_51492288.pdf ( дата обращения 29.11.2021 )

Иванова Е.Д. Интеграция изобразительного искусства и музыки в системе образования // Искусствознание и педагогика. Диалектика взаимосвязи и взаимодействия. Сборник научных трудов VII Международной межвузовской научно-практической конференции. Под научной редакцией С.В Анчукова, О.Л. Некрасовой-Каратеевой. - 2019. - С. 262-268. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41684108_52957589.pdf ( дата обращения 29.11.2021 )

Информатика. 5-6 класс. Начальный курс: Учебник. 2-е изд., переработанное / Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2006. – 160с.:ил.

Попова О.В., Рекк Е.В. Интеграция информатики и математики что такое интеграция? как её применить на уроках информатики и математики? // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 3. - С. 60-62. -
URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_15209603_19360024.pdf ( дата обращения 29.11.2021 )

Сурнина Е.С., Трофимова Е.Д. Упражнения для развития творческой активности младших школьников на интегрированных уроках музыки и изобразительного искусства // Современные тенденции общего и дополнительного музыкального и художественного образования. Сборник научных трудов. Отв. редактор Л.В. Матвеева. – Екатеринбург. - 2020. - С. 168-173. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_42853111_55474831.pdf ( дата обращения 29.11.2021 )

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. Изобразительное искусство: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / под ред. Шпикаловой Т.Я. – М., Просвещение, 2013. 207 c.

Просмотров работы: 11