За последнее десятилетие особенно остро встала проблема аддиктивного поведения подростков, связанного с употреблением разнообразных психоактивных веществ (ПАВ), не доходящего до стадии психической и физической зависимости от них. Основной возраст, в котором происходит первая проба психоактивных веществ приходится на 14–15 лет, однако этот возраст сегодня стремительно молодеет. Более 70% подростков, поступающих на лечение в наркологические клиники, являются «полинаркоманами». В свои 15–16 лет они уже попробовали и зависят от разных видов наркотических веществ. Подростки употребляют наркотические вещества в 7,5 раз чаще, чем люди других возрастов, а в случае ненаркотических психоактивных веществ в 11,4 раза чаще. Первая проба психоактивных веществ, как правило, не приводит к возникновению психологической либо физической зависимости, что дает психологу и ближайшему окружению подростка возможность для проведения первичной психолого-педагогической профилактики. Если профилактика не будет проведена своевременно, у подростка может возникнуть осознанное желание употребления психоактивных веществ в возрасте 10–13 лет [2; 3].
Влияние биологических, психологических и социальных факторов на изменение структуры личности исследовано в работах И.Ж. Калашникова, А.Ю. Антропова, Н.Г. Идрисовой, Н.В. Крыловой и др.
Система педагогических приемов профилактики употребления психоактивных веществ рассматривали: Е.Е. Тонков, С.И. Каланцев, А.И. Шатило, Л.М. Шипицына, Е.И. Казакова, В.М. Сорокин, Н.И. Алешкин, О.В. Защиринская, Л.П. Николаева, Д.В. Колесов и др.
Исследованию проблемы влияние ПАВ на развитие детей подросткового возраста посвящены труды отечественных и зарубежных ученых: А.Е.Личко, Ц.П. Короленко, Б.Г.Херсонский, Н.С.Курек, В.Файн, Г.Штилер, А. Эйчхорн и др.
Многими авторами отмечается, что в процессе решения проблемы профилактики аддиктивного поведения у подростков, особая роль должна быть отведена анализу психологических особенностей детей подросткового возраста, которые в определённых условиях могут стать причиной развития конформного (зависимого) поведения (Ананьев В.А., Вепренцова С.Ю., Донцов Д.А., Данилин А.Г., Саначина О. и др.).
На основании анализа психолого-педагогической теории и практики мы выделили следующие противоречиямежду:
снижением уровня и качества здоровья подрастающего поколения и увеличением факторов риска возникновения зависимостей от психоактивных веществ и их разновидностей;
необходимостью своевременной диагностики особенностей социально-психологического развития обучающихся и недостаточными возможностями системы образования обеспечить реализацию данной задачи;
увеличением числа детей и подростков, страдающих зависимостью и недостаточной эффективностью существующих моделей и программ профилактики употребления психоактивных веществ;
низкая эффективность профилактики употребления ПАВ в школьные годы и недостаточно активное участие родителей в решении данной проблемы.
С каждым годом увеличивается количество несовершеннолетних, начинающих пробовать различные психоактивные вещества в школьном возрасте. Это явление вызывает тревогу у специалистов и родителей и даёт основания для усиления профилактических воздействий. Разработка эффективных моделей и программ профилактики употребления психоактивных веществ является приоритетной задачей медицинских, образовательных организаций, учреждений дополнительного образования и других учреждений социальной сферы [1]. Вместе с тем, следует отметить, что в соответствии со статьёй 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации относится организация социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.
Выявленные противоречия обусловили и проблему нашего исследования: каковы психолого-педагогические условия эффективной профилактики приема психоактивных веществ в подростковом возрасте?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность программы профилактики приема психоактивных веществ в подростковом возрасте в работе педагога-психолога.
Таким образом, актуальность нашего исследования определяется увеличением числа детей и подростков, страдающих зависимостью, с одной стороны, и недостаточной эффективностью реализуемых моделей и программ профилактики употребления психоактивных веществ в работе школьного психолога, с другой.
Список литературы:
Донцов, Д.А., Вепренцова, С.Ю. Модели и формы первичной профилактики употребления подростками психоактивных веществ / Д.А.Донцов, С.Ю.Вепренцова //Школьные технологии. – 2017. - №2, - с. 41-51.
Иванов, Д.В., Тишакова, Ю.Ю. Употребление психоактивных веществ как проявление аутоагрессии в подростково возрасте / Д.В.Иванов, Ю.Ю.Тишакова //Бюллетень науки и практики. – 2019. - № 4, - с. 388-397.
Сенкевич Л.В. Особенности эмоциональной сферы и копинг-стратегий аддиктивной личности // Учёные записки РГСУ. – 2015. – Т. 14 (32). – С. 36–47.