Стратегический анализ развития бизнеса региональными производителями безопасных медицинских изделий в современной экономике - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Стратегический анализ развития бизнеса региональными производителями безопасных медицинских изделий в современной экономике

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Рынок фармацевтического товара в современной экономике является успешным бизнесом. Этому способствуют ряд предпосылок, сложившихся во внешней среде. Он имеет ряд специфических свойств не позволяющих отнести его к конкретному типу рынков. Особенность заключается в том, что данный рынок скорее возможно квалифицировать в зависимости от вида и назначения товара. Специфика его заключается в том, что потребителями данного рынка являются:

- потребители имеющие разные заболевания, в речевом обороте их часто называют «больные люди». Соответственно существуют различные рынки лекарств (от головной боли; болезней сердца; женские болезни и т.п.). В свою очередь данный сегмент еще более углубляется на рынки аспирина, тайленола, цитрамона, анальгина и т.п.;

- сектор государственных учреждений, однако и в данном секторе товар предназначен опять же для «больных клиентов».

Специфика заключается в том, что «больными» могут быть все категории людей, независимо от сегментации потребительского рынка, поэтому фармацевтический рынок имеет – массовый характер. Исходя из вышесказанного, фармацевтическому рынку свойственна сегментация вглубь и вширь. Для фармацевтического рынка характерна, с одой стороны – наличие массового рынка потребления, с другой сегментация потребителей (возраст, доход), сегментация «по болезням» (горло, нос, сердце и т.п.), сегментация по товару (аспирин, тайленол и т.п.).

Твердо отнести товары фармацевтического рынка к какой либо одной категории товаров (повседневного спроса, особые, по физическим качествам и т.п.) нельзя. Потребитель, во-первых, болеет хронически или периодически. Лекарства, во-вторых, подразделяются на дорогие и недорогие. Лекарства, в -третьих, классифицируются на требующие быстрого применения или длительного хранения.

Спрос на фармацевтическом рынке обусловлен такими показателями, как время (сезонные заболевания – грипп, простуда), место (район энцефалита, повышенной влажности и т.п.). На общий спрос оказывает влияние демографический фактор.

Розничная торговля лекарственными средствами осуществляется аптечными учреждениями.

Основными нормативными правовыми документами, определяющими требования к продаже лекарственных средств, является Федеральный закон от 22.06.1998 №86-ФЗ «О лекарственных средствах и правила продажи отдельных товаров». Согласно Федеральному закону розничная торговля лекарственными средствами разрешена только при условии, что эти товары зарегистрированы в Российской Федерации.

Лекарственные средства – вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, получение из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств [5].

Специфику лекарственных препаратов обуславливает их продажу методом ручной подачи (через прилавок). Вместе с тем в последнее время аптечные учреждения практикуют продажу этих товаров по системе самообслуживания, открытой выкладки товаров. Но не все лекарственные препараты доступны для самостоятельного отбора покупателями. Так, отпуск лекарственных препаратов по рецепту врача, оформленных в установленном порядке, осуществляется персоналом в специальных отделах.

Наряду с лекарственными средствами аптечные учреждения имеют право продавать изделия медицинского назначения, дезинфицирующие средства, предметы личной гигиены, оптику, натуральные минеральные воды, лечебное, детское и диетическое питание, косметическую и парфюмерную продукцию. Основным требованием к продаже товаров является условие о том, что торговля такими товарами не должна приводить к ухудшению качества и безопасности лекарственных препаратов и условий их продажи, установленных обязательными требованиями стандартов [11].

Для аптечных учреждений устанавливаются предельные розничные надбавки к фактической отпускной цене производителя лекарственных средств или отпускной цене организаций оптовой торговли. При этом размер розничной надбавки аптечного учреждения не должен превышать соответствующую предельную розничную надбавку, установленную органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Основные требования к персоналу аптечного учреждения, осуществляющего отпуск лекарственных средств населению, является фармацевтическое образование. Отпуск лекарственных средств по рецептам и без рецепта врача осуществляет фармацевт. Основной персонал аптечного учреждения обязан знать ассортимент лекарственных средств, изделий медицинского назначения [7].

Представим анализ факторов влияния внешнего окружения на развитие торговли медицинскими товарами, используя при этом метод «PEST-анализ» (табл. 1).

Таблица 1- PEST-анализ как инструмент оценки особенностей развития рынка медицинских товаров: политические и экономические

Группа фак-

торов

Фактор

Инструмент влияния

Последствия и методы регулирования

Политические

1. Отрицательное влияние

1.1 Снижение оборотов по ввозу импортных препаратов

1.1.1.Санкционированное ограничение ввоза импортных товаров медицинского назначения

1.1.2 Рост цен на медицинские препараты импортного производства и препараты, аналоги которых не производятся в России

1.2.Увеличение налоговых ставок

1.2.1.Таможенное/налоговое законодательство

1.2.2. Снижение чистой прибыли и рентабельности аптек и производителей медицинских товаров

2. Положительное влияние

2.1. Лоббирование производства российских медицинских товаров

2.1.1.Санкционированное ограничение ввоза импортных товаров

2.1.2.Рост производства медицинских товаров – аналогов зарубежным производителям

2.2. Лоббирование оборота (продаж) медицинских товаров российского происхождения

2.2.1.Доступность цен для потребителя и рост чистой прибыли и рентабельности аптек и производителей медицинских товаров

Экономические

3. Отрицательное влияние

3.1. Снижение реальных доходов населения

3.1.1. Инфляция

3.1.2. Негативное влияние: обесценивание накоплений, увеличение себестоимости товаров, рост цен на сырье

3.2. Инновации в производстве медицинских товаров зарубежных производителей

3.2.1. Государственная поддержка производителей

3.2.2.Ведет к развитию международной конкуренции

3.3. Рост доллара и евро по отношению к рублю

3.3.1.Операции валютного рынка

3.3.2. Негативное влияние: увеличение цен на ввозимые лекарства или сырье для отечественных производителей

4. Положительное влияние

4.1. Политика импортозамещения в сфере медицинских товаров

4.2. гос. поддержка в регулировании цен через субсидии гражданам

4.3.

4.1.1. Импортозамещение

4.1.3. способствует развитию отечественной сырьевой базы, гос. поддержка в регулировании цен через субсидии гражданам и инвестиции отечественных производителей

4.1.2.Регулирование конкуренции на международном рынке

4.1.4. Гранты в сфере медицинской инженерии с претензией на рост конкур ентос пособности на международном отраслевом рынке

На основе данных, представленных в таблице, экспертами был проведен анализ взвешенного влияния каждого фактора на деятельность ООО «НЬЮФАРМ» (таблица 2).

В качестве экспертов выступили специалисты коммерческого отдела ООО «НЬЮФАРМ».

При этом каждому фактору экспертами ООО «НЬЮФАРМ», согласно методам оценки значимости характеристик внешней среды, присваивался вес и степень его влияния на организацию. Далее путем произведения веса и влияния определялась степень взвешенного влияния.

Таблица 2

PEST-анализ ООО «НЬЮФАРМ»: влияние на спрос и эффективность оборота

Фактор

В течение года

Через 3-5 лет

Вес

Влияние

Взвешенное влияние

Вес

Влияние

Взвешенное влияние

Политическая среда

1.1.1.Санкционированное ограничение ввоза импортных товаров медицинского назначения

0,05

2,8

0,14

0,05

2,8

0,14

1.2.1.Таможенное/налоговое законодательство

0,07

1,98

0,14

0,07

1,98

0,14

Экономическая среда

1.Повышение инфляции

0,04

2,5

0,1

0,04

4

0,16

2.Инновационный климат в отрасли

0,07

3,25

0,23

0,07

5

0,35

3.Увеличение/уменьшение курсов валют

0,06

4,08

0,24

0,06

5

0,3

Социальная среда

1.Рост популярности здорового образа жизни

0,04

3,6

0,14

0,04

4

0,16

2.Интересы и увлечения молодого поколения

0,08

4,25

0,34

0,08

4

0,32

3.Рост уровня технической культуры

0,06

2,75

0,17

0,05

3

0,15

Технологическая среда

1.Активность и развитие научно-технических исследований

0,08

3,85

0,31

0,08

4

0,32

2.Динамика развития информационных технологий

0,08

4,05

0,32

0,08

4

0,32

Из приведенных расчетов видно, что выделенные факторы политической среды действуют на ООО «Ньюфарм» в равной степени.

В экономических факторах наибольший вес у фактора изменения курсов валют (0,24), в социальных факторах – интересы и увлечения молодого поколения (0,34) и в технологических факторах разница тоже небольшая в сторону динамики развития информационных технологий (0,34).

При этом наименьшее влияние в факторах экономической среды – у повышения инфляции (0,1), в социальных факторах – у фактора роста популярности здорового образа жизни (0,14).

Проведем анализ конкурентов ООО «Ньюфарм».

Для анализа были выбраны аптечные сети, представленные в г. Иваново:

 сеть аптек «Фармацевтическое общество Волжская мануфактура»,

 сеть аптек «Здоровье»,

 сеть аптек «Мир лекарств»,

Рассмотрим характеристику каждого конкурента.

1. Общество с ограниченной ответственностью «Фармацевтическое общество Волжская мануфактура», юридический адрес организации: г. Иваново, ул. 4-я Меланжевая, 1. Сокращенной наименование организации: ООО «Фармацевтическое общество Волжская Мануфактура». Аптечная сеть «Волжская мануфактура» действует на рынке с 2003 года, имея подразделение по производству лекарств и сеть аптек в Ивановской области. В основном это аптеки с продажи через прилавок.

Более 25-и лет назад «Волжская мануфактура» была основана как компания по производству перевязочных материалов и являлась одним из крупнейших российских производителей. До настоящего времени марлевые перевязочные средства присутствуют во многих регионах России.

Успешно развиваясь и сохранив производство, компания в настоящее время основной целью своей деятельности ставит оптовую торговлю - обеспечение наших партнеров всеми необходимыми лекарственными средствами ведущих отечественных и иностранных производителей, широким спектром сопутствующих товаров и перевязочными материалами. Ассортимент и ценовая политика постоянно корректируются на базе анализа и прогнозирования изменений рыночной конъюнктуры, потребностей лечебных учреждений.

Основным видом деятельности ООО «Фармацевтическое общество Волжская мануфактура» является: торговля оптовая фармацевтической продукцией; торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках).

2. Аптечная сеть «Здоровье» представлена 23 аптеками в г. Иваново. «Здоровье» располагает широким ассортиментом лекарственных средств, также здесь же можно найти и редкие рецептурные препараты.

«Здоровье» - единственная аптечная сеть, которая совместно со страховыми компаниями работает по программам корпоративного лекарственного страхования.

Аптеки «Здоровье» – это многопрофильные центры здоровья и красоты европейского уровня.

«Здоровье» – это не только сеть аптек, это команда профессионалов, передовые технологии аптечного бизнеса, широкий ассортимент и только качественные товары.

В аптеках сети представлены самые последние достижения современной медицины и индустрии красоты.

3. Аптечная сеть «Мир лекарств» обеспечивает комплексный подход в вопросах здоровья. Для покупателей представлен ряд медикаментов, биологически активных добавок, профессиональной косметики, гомеопатической линейки и других профилактических средств. На сегодняшний день «Мир лекарств» взаимодействует с европейскими и отечественными производителями и поставщиками фармацевтической индустрии. Здесь покупатели смогут получить исчерпывающую консультацию специалиста и купить специальную технику для измерения давления. Отменное качество и обслуживание – основные конкурентные преимущества.

Анализ конкурентоспособности проводился только исходя из критериев оценки по такому ассортименту продукции как:

- бинты;

- марля медицинская и отрезы;

- маски медицинские;

- перчатки медицинские;

- вата;

-бахилы;

- бандажи;

- лейкопластыри;

- салфетки.

По показателю интегральная оценка конкурентоспособности лидирующие позиции занимает аптечная сеть «ООО «Фармацевтическое общество Волжская мануфактура» (К=0,88). Уступает ей ООО «Ньюфарм» (К=0,76). У аптек «Здоровье», «Максавит» примерно одинаковые показатели (0,71 и 0,72).

Проведя анализ конкурентоспособности продукции ООО «Ньюфарм», можно сделать вывод о том, что организация имеет высокий уровень конкурентоспособности продукции. Интегральная оценка конкурентной позиции выявила сильного игрока рынка – аптечную сеть «Мир лекарств», ООО «Ньюфарм» находится на втором месте. Анализ графическим методом показан на рис. 1.

Рис. 1. Многоугольник конкуренции ООО «Ньюфарм»

На многоугольнике конкуренции видно, что продукция ООО «Фармацевтическое общество Волжская мануфактура» конкурентоспособна.

Разработка мероприятия по повышению конкурентоспособности аптечной продукции ООО «Ньюфарм» основано на выявленном недостатке – недостаточный анализ на предприятии ассортимента.

Предлагаемое мероприятие – разработка системы эффективного адаптивного управления ассортиментом ООО «Ньюфарм», в основе которой лежит гарантированное удовлетворение спроса потребителей.

При формировании системы адаптивного управления ассортиментом продукции ООО «Ньюфарм» следует руководствоваться принципами:

принцип соответствия концепции маркетингового управления;

принцип комплексности, который основывается на том, что управление ассортиментом аптечной организации тесно связано со свойствами лекарственных препаратов, их ценой, распределением и продвижением, обеспечением конкурентоспособности товаров в целом;

принцип адаптивности, отражающий способность аптечной организации к приспособлению в условиях изменений.

Список использованной литературы

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА Луховская О.К. В книге: Современная торговля: теория, практика, инновации. Материалы докладов пленарного заседания VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 15-летию Пермского торгово-экономического образовательного комплекса (ассоциации) «Торговое образование». 2018. С. 29-32.

Горбашко Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2018. – 207 с.

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА Луховская О.К. // В сборнике: СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ГУМАНИТАРНЫХ И ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК. материалы международной научно-практической конференции. Под редакцией Насретдинова И.Т., 2017. С. 577-579.

Дресвянников, В.А. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Дресвянников В.А., Шестопал Ю.Т., Шмелева А.Н., Щетинина Н.Ю., Дорофеев В.Д. — Москва: КноРус, 2021. — 310 с. —URL: https://book.ru/book/940477 (дата обращения: 11.09.2021).

ДИАГНОСТИКА И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ// Луховская О.К., Кочеткова Т.С., Гурьева О.Ю., Фомина Н.В. Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 7-1. С. 74-84.

Дудин, М.Н. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Дудин М.Н., Лясников Н.В. — Москва: КноРус, 2022. — 254 с. —URL: https://book.ru/book/942436 (дата обращения: 02.09.2021).

Еремеева, Н. В. Конкурентоспособность товаров и услуг: учебник и практикум для вузов / Н. В. Еремеева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 242 с. — (Высшее образование). — URL: https://urait.ru/bcode/471886/ (дата обращения: 28.11.2021).

Амбарцумов А.А., Стерликов Ф.Ф. 1000 терминов рыночной экономики: Справочное учебное пособие. – М.: Кнорус, 2018. – 302 с.

Ермолов, М.О. Чем отличается конкурентоспособность фирмы от конкурентоспособности услуги [Текст] / М.О. Ермолов. — М.: Проспект, 2018. – 364 с.

Квашнина, М. Категорийный менеджмент в фармрознице / М. Квашнина // Аптека. – 2018. – №6 (727). – С. 5-8.

Коротков, А. М. Конкурентоспособность: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки / А. М. Коротков, Ю. Я. Еленева // Маркетинг в России и за рубежом. – 2016. – № 6. – С. 59-68.

Наумова, Н. Категорийный менеджмент аптечного ритейлера / Н. Наумова // Аптечный бизнес. – 2016. – №4. – С. 60-64.

Никифорова Е.В. Содержание и источники информации стратегического анализа внешней и внутренней среды организации // Экономика и управление. – 2017. - № 1 (8). – С. 2-5.

Просмотров работы: 49