ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Абрамовская И.В. 1, Малыхина Е.В. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире всё большее значение придается профориентационной работе со старшеклассниками общеобразовательных учреждений, связано это с тем, что подростки зачастую не способны определиться в своих профессиональных предпочтениях, разобраться в своих профессиональных предрасположенностях. Проблема профессионального самоопределения в подростковом возрасте является наиболее актуальной, так как именно в этот период происходят серьезные изменения в сторону осмысленности, самостоятельности. Беззаботние детство сменяется оценкой собственных сил, склонностей, возможностей. Развиваются значимые интересы личности, ценностные ориентиры. Психологические аспекты профессионального выбора личности выступают в качестве объекта научного исследования с первого десятилетия XX века [3].

Большой вклад в изучение профессиональных предпочтений личности внес американский психолог Джон Холланд. В 1963 году он разработал теорию профессионального выбора, которая позволила совместить тип личности и подходящие для него профессии. По мнению Холланда «успех в профессиональной деятельности зависит именно от соответствия типа личности и профессии, чем лучше человеку подходит его профессия, тем лучше он раскрывает свои способности» [1]. Именно поэтому теория профессиональных предпочтений соединяет в себе теорию интересов и теорию личности.

Немаловажным аспектом в профессиональном самоопределении личности является профессиональная предрасположенность. Она обуславливается не только за счет устойчивых свойств и качеств личности, но прежде всего и устойчивой мотивации осваивать тот или иной вид деятельности. Вообще профессиональная предрасположенность – это определенная врожденная потенциальная возможность, предполагающая возможность успешного овладения определенным видом деятельности [5].

Ф. Парсонс, родоначальник профориентации в США, признавал изначальную профессиональность человека, его предрасположенность к определённому труду с рождения, и поэтому считал, что для выбора профессии достаточно изучить его личностные особенности. Профессиональный выбор в этом случае осуществляется посредством «встречи» личностной структуры и структуры профессиональных требований, а профконсультация должна при помощи тестирования спрогнозировать профессию, способную принести человеку успех и удовлетворение [4].

Согласно теории взаимосвязи профессионального выбора с генетикой, профессиональный выбор каждой личности происходит именно благодаря предрасположенности. Современные ученые считают, «что интеллектуальные способности человека на 50–70% определяются генетической предрасположенностью, а выбор профессии – на 40%» [2].

История человечества сводит к тому, что личности присущи такие генетические особенности и возможности, переданные от ближайших и далеких предков, что и определяет ее физиологические предпосылки к развитию индивидуальных способностей, приводящих к успеху в конкретных видах деятельности. В качестве примера можно привести семью, в которой существует династия артистов, и что ребенок из такой семьи, с большой вероятностью будет имень склонности к актерскому мастерсту. И мы знаем бльшое количество примеров, подтверждающих этот факт. Дети из семей военнослужащих очень часто продолжают семейные традиции из покаления в покаление. Существуют династии врачей, спорсменов, педагогов, но в тоже время, если человеку, которому свойственна какая-либо генетическая предрасположенность, совершенно неинтересно заниматься данным видом деятельности, то он не будет учиться и развиваться в этой сфере.

Стоит отметить российских ученых, которые занимались проблемами, связанными с различными сторонами профориентационной работы: Е.А. Климов (психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации), А.Д. Сазонов (научные основы профориентации), Н.С Пряжников (практико-ориентированные методики активизации профессиональной ориентации и профессиональной деятельности на различных возрастных стадиях), И.А. Заборская (исследования факторов и мотивов, влияющих на выбор профессиональной деятельности учащихся старших классов), Э.Ф. Зеер (процессы формирования профессиональной направленности в старшем школьном возрасте), Л.К. Артёмова, П.С. Лернер, А.А. Пинский (профильное обучение и его значение в организации профориентационной работы в школе) и другие.

Таким образом, профессиональное предпочтение – это некий мотив действий трудиться в выбранной желаемой области, приносить благо окружающим и получать удовольствие от своего дела, в то время как профессиональная предрасположенность – это, условно говоря, склонность человека к той или иной совпадает с профессиональными предпочтениями, в таком случае общество получает мастера своего дела.

Проблема профессионального самоопределения личности относится к числу активно разрабатываемых в современной психологии, в свою очередь, это обуславливается появлением новых профессий, внедрением во все сферы деятельности человека технических средств, компьютеризации, а также возрастанием роли специализации и профессионализации труда. На заседании Государственного совета в Кремле по вопросам совершенствования системы общего образования в Российской Федерации в декабре 2015 года В.В. Путин сказал: «...Школа должна идти в ногу со временем, а где-то и опережать его, чтобы готовить ребят к динамичной, быстроменяющейся жизни, учить их овладевать новыми знаниями и умениями, свободно, творчески мыслить...». Сегодня профориентационная работа дожна представлять собой технологический процесс, некую систему, заданный алгоритм. Результатом профконсультации является содействие в составлении индивидуального профессионального плана оптанта, в реализации которого возможно обозначить четкую последовательность действий по достижению конкретных целей, позволяющую представить сложные профессиональные цели в виде более простых действий (или задач), которые вполне понятны и просты в реализации. Нам видится, что работа должна вестись по двум ключивым моментам:

Работа с оптантом по оказанию помощи в профессиональном самоопределении:

первичное профконсультирование, цель которого - выявление интересов и склонностей, возможностей личности, информации о мире профессий и потребности общества в кадрах профессиональных предпочтениях оптанта;

проведение профдиагностики, цели которой: выявление профпредрасположенности оптанта; выявление соответствий профпредрасположенностей к профпредпочтениям;

повторное профконсультирование: обсуждение результатов профпредрасположенностей и профпредпочтений оптанта; разработка стратегического профплана.

Работа с родителями по гармонизация детско-родительских отношений (переориентация мышления родителей):

установление контакта;

знакомство родителей с результатами профдиагностики; с профессиограммой выбранной обучающимся профессии (краткий вариант); со стратегическим профпланом. Результат: одобрение профплана и поддержка.

Таким образом, планируя профориентационную работу в школе, специалисты ставят перед собой цель: помочь школьнику выбрать именно ту профессию, в которой условия работы и требования к ней совпали с личностными качествами и возможностями обучающегося. Идеальный вариант: построить эту работу так, чтобы каждый выпускник, вчерашний школьник, четко отвечал на важнейшие вопросы: «кто Я?», «чего Я хочу?», «что Я могу?».

В общеобразовательном учреждении должна быть выстроена комплексная, непрерывная система помощи обучающимся в выборе профессии. В этот процесс в том или ином виде необходимо включать в активное взаимодействие всех субъектов образовательных отношений. Успешно выстроенная структура школьной профориентационной работы, несомненно, поможет выпускникам получить самостоятельно выбранное и подходящее образование, что несомненно, приведёт к успешной рабочей деятельности и карьере.

Список литературы

Блог Викиум Психология и самоанализ Типы личности по Дж. Холланду и подходящие для них профессии [Электронный ресурс], Режим доступа: URL:https://blog.wikium.ru/tipy-lichnosti-po-dzh-hollandu-i-podhodyashhie-dlya-nih-professii.html (дата обращения: 20.12.2021).

Гордиенко Н.В. Смирнова К.А.Профессиональное самоопределение как психогенетический выбор профессии на основании анализа генетического древа и оценки внутренних ресурсов субъекта. [Электронный ресурс], Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-samoopredelenie-kak-psihogeneticheskiy-vybor-professii-na-osnovanii-analiza-geneticheskogo-dreva-i-otsenki-vnutrennih/ (дата обращения: 20.12.2021).

Мальцева Л.В.Теоретические подходы к изучению сущности профессионального самоопределения в отечественной и зарубежной психологии. [Электронный ресурс], Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-izucheniyu-suschnosti-professionalnogo-samoopredeleniya-v-otechestvennoy-i-zarubezhnoy-psihologii/ (дата обращения: 20.12.2021).

Пиликян К.Г. Профессиональная ориентация: консультирование с применением соционических подходов. [Электронный ресурс], Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-orientatsiya-konsultirovanie-s-primeneniem-sotsionicheskih-podhodov/ (дата обращения: 20.12.2021).

Профориентационная и профессиональная диагностики https://3ys.ru/sushchnost-lichnostnogo-i-professionalnogo-samoopredeleniya-v-psikhologii/proforientatsionnaya-i-professionalnaya-diagnostiki.html (дата обращения: 20.12.2021).

Просмотров работы: 56