Патопсихологический анализ познавательных процессов у больных шизофренией - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Патопсихологический анализ познавательных процессов у больных шизофренией

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема психических расстройств с каждым годом становится все более актуальной. Научно-технический прогресс затронул все сферы жизни общества, и соответственно качество жизни населения может измениться. К сожалению, эти изменения не всегда несут положительный характер [4].

По-прежнему возникают вопросы при изучении различных форм психических заболеваний, требуются новые методы лечения и диагностики. Одно из самых серьезных психических заболеваний – это шизофрения.

Сложность раскрытия природы психического заболевания связана, с крайней сложностью и косвенностью взаимосвязи основных психопатологических проявлений болезней и их биологической сущности. В связи с этим шизофрения, бесспорно, превосходит другие болезни человечества. Психопатологические явления в виде измененного поведения пациентов, их действий, идей, утверждений, являются окончательным и эффективным выражением нарушенного течения сложной цепи мозговых процессов [3].

Описание симптомов шизофрении встречается еще в 17 веке до нашей эры, в «Книге сердец» – части древнеегипетского папируса Эберса. Изучение древнегреческих и римских источников предполагает, что общество того времени знали о психотических расстройствах, но не давали никаких описаний. Симптомы, напоминающие шизофрению, впервые отмечаются в арабских медицинских и психологических текстах. К примеру, «Медицинская Канона Авиценна», описывает состояние, напоминающее шизофрению и называет его «тяжелое безумие», при этом отделяя от других форм, например, бешенства и маниакального состояния, депрессивного психоза [2].

Данная теория существовала тысячелетия, и только в 1893 году Эмиль Крепелин (1856) идентифицировал шизофрению как независимое психическое расстройство, описал симптомы заболевания и основные закономерности его течения. Он первый кто провел черту, разделив психотические расстройства и «ранние слабоумие». Немецкий психиатр выделил 5 форм раннего слабоумия: простая, гебефреническая, кататоническая, параноидная форма и циркулярный психоз [3].

В начале 20 века шизофрения предполагалась, как наследственный дефект, и во многих странах пациенты становились объектом манипуляций со стороны сторонников евгеники. В 1934 году в Германии вступил в силу «Закон о стерилизации психически больных молодых людей»: принудительной стерилизации подвергались люди с врожденной деменцией, пациенты, страдающие шизофренией, маниакально-депрессивным психозом, наследственной эпилепсией, слепотой, глухотой, тяжелыми формами алкоголизма и физическими уродствами и болезнью Хантингтона. Создавались специальные «суды по наследственному здоровью населения», и дела открывались по заявлению врачей или медицинского персонала [1].

Дальнейшее развитие теории шизофрении связано с именем Эйгена Блейлера (1911), он первый кто дал название болезни – шизофрения. Швейцарский психиатр Эйген Блёйлер (1911) раскрывает психопатологию шизофрении, убедительно показывая нозологическое своеобразие этого заболевания. Он доказал, что заболевание не всегда начинается в молодом возрасте и при слабоумии. Э. Блейлер (1911) считал основным диагностическим критерием шизофрении наличие первичного, «главного» расстройства – это мышление [5].

Тем самым было выявлено, что в структуру синдрома входят особенности когнитивных процессов у больных шизофренией.

Познавательная сфера больных шизофренией, включает ряд характерных черт, по которым различаются нарушения, как восприятия, так и процессов внимания, памяти, мышления и речи. Больные шизофренией могут выполнять сложные виды интеллектуальной деятельности, но часто испытывают затруднения при решении простых задач. Нередко парадоксальными являются их способы действий, склонности и увлечения.

Для выявления особенностей познавательных процессов у больных шизофренией, был проведён эксперимент на базе СККСПБ №1 3 отделения принудительного лечения общего типа. В эксперименте принимали участие семь испытуемых в возрасте от 23 до 57 лет.

На первом этапе были выявлены особенности памяти, через методику, «Запоминания 10 слов» А.Р. Лурия.

Рисунок №1. Результаты исследования

Таким образом, можно увидеть, что у испытуемых 1, 3, 4, 7 средняя сумма по всем показателям равна больше семи, это говорит о высоком уровне кратковременной памяти, диагностически значимых нарушений не выявлено. У испытуемых 2, 5, 6 отмечается ослабление кратковременной памяти и ослабление фиксационно-следовой деятельности. Исследуя результаты долговременной памяти, наглядно видно, что у испытуемых 2,5,6 она выражена низко. У испытуемых 1,3,4,7, долговременная память выражена высоким уровнем.

На втором этапе были выявлены особенности внимания, через методику, «Таблицы Шульте».

Рисунок №2. Результаты исследования

Результаты исследования с помощью «Таблицы Шульте», показали, что у некоторых испытуемых диагностически значимых нарушений внимания не выявлено, а у других внимание характеризуется недостаточной концентрацией, истощаемостью, неустойчивостью и повышенной отвлекаемостью.

На третьем этапе были выявлены особенности мышления, через методики, «Исключение лишнего», «Нелепые картинки», Переносный смысл. Пословицы и метафоры».

Рисунок №3. Результаты исследования

Рисунок №4. Результаты исследования

Рисунок №5. Результаты исследования

Результаты исследования с помощью «Исключение лишнего», «Нелепые картинки», «Переносный смысл. Пословицы и метафоры, показали что у большинства испытуемых при исследовании мыслительной деятельности отмечаются выраженные сочетания нарушений, с операционной стороны в виде искажения процессов обобщения, выделения скрытых характеристик. В структуре личностного компонента мыслительной деятельности, в виде снижения критичности, паралогичности, разноплановости, амбивалентности, резонерства, нарушения саморегуляции с аутистическими и бредовыми компонентами. Динамика мыслительной деятельности характеризуется инертностью.

Таким образом, основываясь на полученных данных исследования можно сделать вывод о том, что нарушения познавательной деятельности при шизофрении происходят на всех ее уровнях. Для больных с диагнозом шизофрения, необходимо проводить  медикаментозную терапию антипсихотиками наряду с когнитивно-поведенческой психотерапией, семейной психотерапией, трудотерапией, социальной реабилитацией.

ЛИТЕРАТУРА

Бурнов В. Одноразовые люди. Стерилизация как форма геноцида, 2021. URL: http://rapsinews.ru/historical_memory_publication/20210423/306997557.html. – Текст: электронный.

Гаррабе Ж. История шизофрении. М., СПб: Б.и, 2000. URL: http://www.koob.ru. – Текст: электронный.

Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, обобщение, познание. М.: Изд. Московского университета, 1991. URL: http://www.psychiatry.ru/lib/54/book/16.–Текст: электронный.

Прожерина Ю. Современный взгляд на проблему шизофрении, 2018. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-vzglyad-na-problemu-shizofrenii. – Текст: электронный.

Снежневского В. Шизофрения мультидисциплинарное исследование, 1972. URL:http://www.psychiatry.ru/siteconst/userfiles/file/PDF/Schizo.pdf. . – Текст: электронный.

Просмотров работы: 139