Историко-методологическийподходсодержания школьного направления в химии даёт возможностьрегулироватьпреподавательскиепроблемы следующим образом:
1. Развивать уобучающихсяинтереск науке химии.
2. Формировать мировоззрениеобучающихсяна основеабстрактногоматериалаипониманиезначимости знаний по химии с цельюпостановкипроблем мировоззрения.
3. Воспитывать культуру иеёнаследство также как общечеловеческие и личностные ценности [1, с. 26].
Этотаспектосвященвмногочисленныхтрудах, которые посвященыжизнии творческого путизнаменитыхученых-химиков, и в химическойнаукевцелом.
Гельманом З.Е. была изобретена технология выполнения «исторических опытов», вследствие чего ученики в заданиях по химии имели все шансы «повторить» изобретение научного работника, а также проконтролировать определенные опытные сведения, приобретенные химиками в минувшем. Егоровой Г.И. предложены пути введения значимых экспериментов также химических задач с вопросами вхождения в канву заданий по химии [3, с. 55].
Значительнуюрольвреализацииэтогоаспектапредставляютфакультативныенаправления.Например, М.Ю. Родыгиным иИ.В. Родыгиной составлена программафакультативногокурсапоистории химии для общеобразовательной школы. Впрограммеотображенырубежиразвитияхимическойнауки, рольистории химии вформированиимировой культуры, а также темы рефератов.
В химическуюдисциплинувходят следующиекомпоненты: главныеопределенияимысли, личныехимическиетеории, базовые методологические основыит.п. Все без исключенияданныеэлементыпребываютвнеразрывнойвзаимосвязидругсдругомипоэтомурегулярноразвиваются. Выяснить, вкакомнаправленииидётданноеразвитие – однаизосновныхзадачистории химии.
Важный вклад в развитие химии внес французский ученый Антуан Лоран Лавуазье, основатель современной химии. В 1772 году он и его коллеги впервые определили химическую природу алмазов. Позже французский ученый Лавуазье обратился к изучению газов. В 1775 году он описал роль кислорода в производстве металлической «извести» и признал кислород одной из составляющих воздуха. В 1774 году Лавуазье изучил процесс горения водорода. В 1783 году вместе с Лапласом доказал, что продуктом сгорания водорода является чистая вода. Доказав, что при сгорании органических соединений образуются вода и углекислый газ, Лавуазье дал подсказку о составе органических веществ, компонентами которых являются углерод, водород и кислород.
Возможно, что произведённый в этой работе сравнительный анализ всех учебников, вступающих в Федеральный комплект, сможет помочь педагогу в школе выбрать наилучший вид.
Для того чтобы узнать, в каком размере методисты применяют химические проблемы, мы проанализировали соответствующие учебники.
Мы считаем, что анализ проблемы применения исторических химических вопросов в разных учебниках позволил предъявить соответствующие заключения. Общеисторический аспект почти не реализуется в учебниках. Проблемы химических вопросов с историческими фактами упоминаются при этом поверхностно, неглубоко. Многочисленные учителя никак не затрагивают вопросов истории химии, существующий общеисторический использованный материал имеет фрагментарный вид. Он печатается в варианте сносок, в виде справок в параграфах. В школьных учебниках имеются сноски об учёных, фамилии которых упоминались в тексте, их портреты, приведены определенные цитаты, данные о некоторых аспектах химии [4, с. 106].
Следует отметить, что существуют различные формы организации работы учащихся – внеклассное и внешкольное обучение, домашние задания, семинары и т.д. Важнейшей формой организации педагогической работы является урок. Существует множество классификаций уроков:
в соответствии с основной структурой (введение, знакомство с материалом, обучение, заключение);
в соответствии с основным методом обучения (лекция, обучение в форме имитационной игры, обучение в форме самостоятельной работы).
Хочется отметить, что особый интерес у обучающихся вызывает изучение периодической таблицы Д.И. Менделеева и, конечно же, сообщение о ее открытии. После знакомства с историей открытия периодического закона и периодической таблицы ученики могут представить самостоятельную творческую работу – создание «паспорта» одного из химических элементов (по желанию) [6, с. 32].
В «паспорте», соответственно, отражаются такиеданные:
1) химическийсимвол, русскоеи латинское наименованияэлемента;
2) его относительнаяатомнаямасса;
3) структура атома (электроннаясхема);
4) историяоткрытия иисследованияэлемента;
5) семейство, ккоторомуотноситсяэлемент, и его «родственники» (элементыссоответствующей подгруппы);
6) свойствапростыхвеществ;
7) получение простыхвеществ;
8) применениепростыхвеществ;
9) важнейшиесоединенияхимическогоэлементаи их использование. В «паспорте» химическогоэлементанепременно отражаются историческиеданные [2, с. 135].
Исторические данные о развитии химии, возникновении и накоплении химических знаний, развитии химического мировоззрения, важнейших химических открытиях, значении специалистов, ученых, формировании знаний о материальном мире и химических метаморфозах имеют, на наш взгляд, педагогическую ценность.
По окончании нашего исследования можно сделать вывод, что использование исторических задач и заданий на уроках химии расширяет возможности обучения школьников, стимулирует интерес учащихся к настойчивости, способствует развитию их личности, создает атмосферу творческого партнерства не только среди учителей, но и среди учащихся, а также среди учащихся в группах. Это также ведет, по нашему мнению, к значительному повышению качества знаний учащихся.
Список литературы
1. Алиев, А.Г. Модульная технология при разработке учебной темы / А. Г. Алиев. – Текст : непосредственный // Химия в школе : науч. - метод. журн. – 2011. – N 5. – С. 26-29. – Библиогр.: с. 29.
2. Антонов, А.А. Об использовании задач с гуманитарным содержанием / А.А. Антонов, А.А. Дроздов, Н.Е. Кузьменко. – Текст : непосредственный // Химия в школе : науч. - метод. журн. – 2011. – № 5. – С. 35-38.
3. Громова, Г.И. Методическая разработка «Использование историко-научного материала при обучении химии» / Г.И. Громова. – Текст : электронный // МультиУрок : соц. сеть работников образования : сайт / учред.: Д.А. Тарасов. – Смоленск : ООО «Мультиурок», 2014-2021. – URL: https://multiurok.ru/index.php/files/mietodichieskaia-razrabotka-ispol-zovaniie-istorik.html (дата обращения: 21.01.2021).
4. Дранишникова, Л.И. Проблемное обучение в контексте овладения школьниками способами решения аналитических и творческих задач по химии / Л.И. Дранишникова, С.Ф. Жильцов. – Текст : электронный // Наука и школа. – 2008. – № 4. – С. 37-38. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15555829 (дата обращения: 21.01.2021). – Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.
5. Росин, И. В. Химия. Учебник и задачник / И. В. Росин, Л. Д. Томина, С. Н. Соловьев. – Москва : Юрайт, 2020. – 420 с. – URL: https://urait.ru/bcode/451120 (дата обращения: 21.01.2021). – Режим доступа: по подписке ШГПУ. – Текст : электронный.
6. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования : приказ [Министерства образования и науки РФ] от 17 дек. 2010 г., N 1897 / Российская Федерация, Министерство образования и науки. – Текст : непосредственный // Администратор образования. – 2011. – N 5. – С. 32-69.