Диагностика успешности адаптации первоклассников к школе - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Диагностика успешности адаптации первоклассников к школе

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Поступление в школу является одним из переломных моментов в жизни ребенка и сопровождается определенными трудностями : резкая смена в режиме дня, напряженная умственная деятельность, требования к поведению ребенка, знакомство с новым коллективом и учителем. Успешность адаптации первоклассников к школе на прямую влияет на дальнейшее обучение ребенка. Поэтому чрезвычайно важно проводить своевременную диагностику и выявлять признаки дезадаптации у первоклассников.

Социально-психологическая адаптация у школе - процесс приспособления ребенка к ситуации школьного обучения, в результате чего формируется система качеств личности , умений и навыков, обеспечивающих успешность в дальнейшем, которая рассматривается как «адаптированность»[1].

Четкого срока продолжительности адаптации не существует, он различен в зависимости от индивидуальных характеристик каждого ребенка. Тем не менее среди разных авторов он варьируется от двух недель до 3-х месяцев, и при этом ребенок в данный период испытывает тревожность и внутреннее напряжение, кроме того может снижаться его самооценка, что делает этот этап чрезвычайно трудным в его жизни [2].

В целом школьная адаптация является сложным процессом, затрагивающим психическое, социальное и даже физиологическое развитие ребенка. При этом оценка самой адаптации ребенка может зависеть от того, на что направлено внимание педагогов, психологов и родителей. Например, может оцениваться область поведения ребенка, достигает ли он целей обучения или чувствует ли он себя комфортно в коллективе сверстников. Поэтому обычно выделяют компоненты и критерии школьной адаптации, которые помогают сформировать основные цели в диагностике ее успешности [3].

Так Э. М.Александровская и С. М. Громбах предлагают в качестве критериев адаптации успешность усвоения школьных норм, социальных контактов, и также эмоциональное благополучие [4].

Что же будет являться признаками адаптации первоклассника? Итак, согласно Касьяненко А.В. первым признаком является удовлетворенность учебным процессом, то есть ребенку нравится в школе и он чувствует себя комфортно здесь. Вторым признаком считается то, насколько хорошо ребенок осваивает стандартные программы обучения, в чем взрослому необходимо поддержать ребенка и не прибегать к излишней критике. Кроме того, к признакам успешной адаптации относится самостоятельность ученика при выполнении заданий по учебе. Так часто родители стараются помочь ребенку совместным приготовлением уроков, что, наоборот, может повредить его самостоятельности в дальнейшем. И наиболее важный признак – установление благоприятных межличностных отношений с одноклассниками и учителем, что говорит об полном освоении ребенка в школьной среде, так как сотрудничество и умение устанавливать контакты с другими детьми и взрослыми помогают нормально функционировать в обществе, в данном случае школьной среде [5].

Нами было проведено исследование с целью проведения диагностику успешности адаптации первоклассников к школе. Согласно гипотезе исследования предположим, что диагностика успешности адаптации первоклассников к школе действительно позволяет выявить трудности в учебной деятельности ребенка.

Исследование успешности адаптации первоклассников к школе проводилось на базе МБОУ СОШ №14, Ставропольского края, станицы Новотроицкой. В исследовании приняли участие учащиеся 1 класса в возрасте 6-7 лет, в количестве - 12 человек.

Для изучения протекания адаптации первоклассников нами были использованы следующие психодиагностические методики:

Методика «Домики» О. А. Ореховой;

Методика «Мой класс» А.А. Лескова;

Методика изучения социально-психологической адаптации к школе Э. М. Александровской ;

Проективная методика для диагностики школьной тревожности А.М.Прихожан.

Анализ результатов, полученных при диагностике успешности адаптации первоклассников к школе позволил сделать следующие выводы:

1. Согласно методике изучения социально-психологической адаптации к школе Э. М. Александровской, которая характеризует деятельностный компонент школьной адаптации и представлена в виде оценки учителя с позиции эффективности учебной деятельности, усвоения школьных норм, успешности социальных контактов, эмоционального благополучия, на момент обследования большинство детей находились в зоне адаптации-58% , и лишь у 8% детей выявлены нарушения адаптации к учебному процессу.

2. Что касается эмоциональной составляющей, исследуемой с помощью методики «Домики» О. А. Ореховой, отношение к школе у испытуемых в целом положительное -68%детей ,при этом наблюдаются и проявления негативного или амбивалентного отношения к школе, что может быть связано с первыми трудностями в обучении, так у многих ребят из этой группы, выявлялось негативное отношение к какому-либо из предметов. Также, выявлено не однозначное эмоциональное состояние у некоторых первоклассников.

3. Социальное положение ребенка в коллективе оценивается методикой «Мой класс» Лесковой А.А. и свидетельствует о благоприятной динамике протекания процесса социальной адаптации в целом у испытуемых;

4. Общий уровень школьной тревожности может выступать в виде дополнительной оценки успешности адаптации и выявлении детей с трудностями с ней, для ее выявления применена проективная методика для диагностики школьной тревожности А.М.Прихожан, результаты первоклассников здесь различны и выделить общую тенденцию не предоставляется возможным, однако у детей, находящихся вне зоны адаптации чаще наблюдается повышенная тревожность.

Таким образом, проанализировав проблемы адаптации первоклассника к школе в литературе и пользуясь результатами диагностики успешности адаптации первоклассников к школе, можем сказать, что данный этап является определяющим в жизни ребенка и характеризуется определенными трудностями, а школьная адаптация является многоаспектным явлением, требующим комплексного изучения, в свою очередь диагностика успешности адаптации первоклассников к школе действительно позволяет выявить проблемы в учебной деятельности ребенка и предотвратить дезадаптацию.

Список литературы:

Граур М. В. Психологическое содержание понятия «школьная адаптация» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2016. С. 211-213. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-soderzhanie-ponyatiya-shkolnaya-adaptatsiya(дата обращения: 13.11.2021)

Гусова А.Д. Проблема психологической адаптации детей к обучению в школе// Журнал Вестник университета. 2012. С.229-232. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-psihologicheskoy-adaptatsii-detey-k-obucheniyu-v-shkole (дата обращения: 12.11.2021)

Баласанян С.В., Ситак Л.А. Проблема адаптации учащихся к школе // Таврический научный обозреватель. 2016 . №1-3. С. 104-108. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-adaptatsii-uchaschihsya-k-shkole (дата обращения:28.10.2021 )

Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе // Школа и психическое здоровье учащихся / под ред С.М. Громбаха. М.: Медицина. 1988. С. 35–37. [Электронный ресурс] URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21192233 (Дата обращения 8.11.2021)

Касьяненко А.В., Васильева Ж.А. Проблемы адаптации первоклассников к школе //Тенденции развития науки и образования. 2017. С. 82-91. [Электронный ресурс] URL: https://doicode.ru/doifile/lj/58/lj-02-2020-151.pdf (дата обращения: 12.11.2021)

Просмотров работы: 491