Сфера услуг в современном мире занимает с каждым годом более устойчивые позиции в экономике как определенной сраны, так и мира в целом. Развитая сфера услуг в государстве говорит о положительной динамике в экономическом секторе. Для стран, имеющих высокий экономический потенциал, подъем экономического развития говорит о расширении сферы услуг.
Государства, которые обладают невысоким экономическим потенциалом не могут переключать свои затраты в область сфер услуг. В основном, у таких стран не всегда доступны услуги и не обладают высоким качеством. Так, у них возникает стимул для развития данной сферы и расширения своих возможностей, которые дадут положительный эффект выхода на новый уровень развития и увеличения своих возможностей.
Сфера услуг занимает основную часть в экономике развитых стран по числу работников, занятых в данной сфере на 2020 год более 75% сотрудников умственного труда, также около 85% штата высшей квалификации [2]. Данный сектор услуг производит нематериальные товары, в которые входят:
транспортные услуги;
информационные, а также компьютерные услуги;
профессиональные услуги;
услуги с области отдыха;
деловые услуги и прочие.
Услуги содействуют социальной ориентации экономики, повышению качества жизни населения, а также ее координации. Неслучайно, что на сферу услуг в развитых государствах мира приходится более 70 % общего объема ВВП.
Пандемия COVID-19 оставила свой след в мировой экономике. Больше всего пострадала сфера услуг, так как индустрия туризма была парализована, закрытие ресторанов и отелей, развлекательных центров оставило отрицательный отпечаток. Также в несколько раз уменьшились авиаперевозки. В большей степени негативный след сказывается на странах, которые имеют более высокую долю услуг в ВВП.
Рассмотрим государства, которые имеют развитую экономику и наибольшую долю услуг в ВВП на 2020 год, представленные в таблице 1.
Таблица 1. Доля услуг в ВВП [4]
Страна |
Сфера услуг в ВВП, % |
Место по ВВП |
США |
77,4 |
2 |
Великобритания |
71,0 |
9 |
Франция |
70,3 |
10 |
Канада |
70,2 |
16 |
Япония |
69,1 |
4 |
Испания |
67,7 |
15 |
Италия |
66,3 |
12 |
Бразилия |
62,6 |
8 |
Германия |
61,7 |
5 |
Мексика |
60,1 |
11 |
Тайланд |
56,8 |
20 |
Иран |
54,5 |
18 |
Турция |
54,3 |
13 |
Россия |
54,1 |
6 |
Республика Корея |
53,5 |
14 |
Китай |
52,2 |
1 |
Исходя из данных, представленных в таблице1, можно сказать, что первое место по доли сферы услуг в ВВП страны занимает США и составляет 77,4%. В тройку лидеров также входит Великобритания – 71% и Франция – 70,3%. Доля услуг в России отличается от лидирующей страны на 23,2% и показывает 54,1%.
Государства, которые обладают собственной промышленностью и сельским хозяйством, независимые от сезонных рабочих и внешних рынков менее уязвимы к кризису. Во время пандемии приоритетное значение получили промышленные товары и продукты питания, в то время как развлечения, досуг и шоппинг вошли в категорию отложенного спроса.
Интенсивное развитие сферы услуг в мировой экономике обусловлено множеством факторов, среди которых решающую и значимую роль играют такие, как расширение и усложнение требований потребителей, научно-технический прогресс, рост спроса на различные потребительские услуги, развитие рыночной инфраструктуры, также влияние социальных, политических и культурных факторов [1].
Сфера услуг играет важную и незаменимую роль в современной мировой экономике. Наблюдается увеличивающаяся динамика объемов производства услуг. Доходы от данного вида деятельно, соответственно, увеличиваются, а число занятых повышается. Происходит обострение конкурентной борьбы за потребителей.
Увеличивается объем импорта и экспорта услуг. Услуга относится к экономическому производству нематериальных товаров, которые могут производится, передаваться и потребляться одновременно. В 2020 году объем экспорта услуг составил 5032 млрд. долл. [5]
Особенность импорта и экспорт состоит в том, что результат их доставки, даже если он материальный, он не будет пересекать таможенную границу государства, поэтому нет тарифа на мировую торговлю услугами. Обмен услугами осуществляется путем открытия филиалов компаний-поставщиков услуг в разных странах.
Динамика внешней торговли услугами в России показывает увеличение как импорта, так и экспорта за период с 2019 года по 2020 год, по данным ЦБ РФ, представленных на рисунке 1.
Рис. 1 – Динамика внешней торговли услугами России, млн. долл [6]
По данным, представленным на рисунке 1, можно сказать, что в Россию услуги больше ввозятся с территории других стран и с каждым годом показатели увеличиваются, чем страна экспортирует. Вывоз за границу услуг в период с 2019 года по 2020 год повысился, что говорит о том, что страна улучшает качество предлагаемых услуг и спрос на них повышается.
Такой раздел предоставляемых услуг, как финансовые услуги является значимой частью в данном секторе. К ним можно отнести услуги, связанные с финансовым посредничеством, также связанные с ним вспомогательные услуги, которые предоставляются банками страны или фирмами, связанными с банковской сферой.
В таблице 2 показано положение стран по объему экспорта финансовых услуг за период с 2019 года по 2020 год
Таблица 2. Положение стран мира по объему экспорта финансовых услуг за 2018-2019 гг. (млн.долл.) [3]
2018 год |
2019 год |
||||
Место |
Страна |
Объем экспорта финансовых услуг |
Место |
Страна |
Объем экспорта финансовых услуг |
1. |
США |
132 421 |
1. |
США |
135 699 |
2. |
Великобритания |
84 350 |
2. |
Великобритания |
80 308 |
3. |
Люксембург |
64799 |
3. |
Люксембург |
64 495 |
4. |
Сингапур |
28 456 |
4. |
Сингапур |
29 382 |
5. |
Германия |
24 721 |
5. |
Германия |
25 698 |
28. |
Россия |
1381 |
27. |
Россия |
1101 |
Из таблицы 2, можно сказать, что лидирующие позиции в сфере экспорта финансовых услуг занимают такие страны, как США, Великобритания и Люксембург. Но с 2018 года по 2019 год положительную динамику показывает США, а также занимающие четвертое и пятое место среди стран Сингапур и Германия.
Такие страны, как Великобритания, Люксембург, а также Россия демонстрируют спад по объему экспорта финансовых услуг. Но, Россия в данный период поднялась с 28 позиции на 27, несмотря на то, что показатели дали низкую динамику.
Данный завоевание 27 места объясняется тем, что вышестоящие страны отразили отрицательную динамику, соответственно, Россия поднялась на высшую ступень и стимул для повышения качества предоставляемых услуг увеличился, что говорит о улучшении сервиса, повышении рейтинга среди других государств.
Таким образом, сфера услуг является сильной и влиятельной системой, которая включает в себя различные виды человеческой деятельности. Тенденция развития данного сектора непрерывно растет и развивается, исходя из того, что потребности населения растут и выходят на новый, более усовершенствованный уровень, это и становится основным стимулом для расширения третичного сектора.
Формирование экономки услуг – универсальный процесс, который присущ всем государствам. Но реализуется в каждой стране он по-разному, так как каждая из них имеет свой уровень развития экономики, исходя из этого и строит долю сектора услуг в стране.
Список литературы
Пантиков И. В. Общее положение сектора услуг в мировой экономике // Актуальные исследования. 2020. №10 (13). Ч.II. С. 110-113. URL:
Папикян М.А. Расширение спектра услуг как основа для роста и развития экономики страны Economics. 2019. № 1 (39). С. 17-22.
Положение сектора услуг в мире [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://apni.ru/article/842-obshchee-polozhenie-sektora-uslug-v-mirovoj(Дата обращения: 03.12.2021)
Доля услуг в ВВП топ-20 экономик мира [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://credinform.ru/ru-RU/Publications/Article/6d99e95b11d8 (Дата обращения: 03.12.2021)
Экспорт услуг 2020 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://knoema.ru/atlas (Дата обращения: 05.12.2021)
Сфера услуг [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://apni.ru/article/842-obshchee-polozhenie-sektora-uslug-v-mirovoj (Дата обращения: 07.12.2021)