Сфера услуг в современном мире занимает с каждым годом более устойчивые позиции в экономике как определенной сраны, так и мира в целом. Развитая сфера услуг в государстве говорит о положительной динамике в экономическом секторе. Для стран, имеющих высокий экономический потенциал, подъем экономического развития говорит о расширении сферы услуг.
Государства, которые обладают невысоким экономическим потенциалом не могут переключать свои затраты в область сфер услуг. В основном, у таких стран не всегда доступны услуги и не обладают высоким качеством. Так, у них возникает стимул для развития данной сферы и расширения своих возможностей, которые дадут положительный эффект выхода на новый уровень развития и увеличения своих возможностей.
Сфера услуг занимает основную часть в экономике развитых стран по числу работников, занятых в данной сфере на 2020 год более 75% сотрудников умственного труда, также около 85% штата высшей квалификации [2]. Данный сектор услуг производит нематериальные товары, в которые входят:
транспортные услуги;
информационные, а также компьютерные услуги;
профессиональные услуги;
услуги с области отдыха;
деловые услуги и прочие.
Услуги содействуют социальной ориентации экономики, повышению качества жизни населения, а также ее координации. Неслучайно, что на сферу услуг в развитых государствах мира приходится более 70 % общего объема ВВП.
Пандемия COVID-19 оставила свой след в мировой экономике. Больше всего пострадала сфера услуг, так как индустрия туризма была парализована, закрытие ресторанов и отелей, развлекательных центров оставило отрицательный отпечаток. Также в несколько раз уменьшились авиаперевозки. В большей степени негативный след сказывается на странах, которые имеют более высокую долю услуг в ВВП.
Рассмотрим государства, которые имеют развитую экономику и наибольшую долю услуг в ВВП на 2020 год, представленные в таблице 1.
Таблица 1. Доля услуг в ВВП [4]
| Страна | Сфера услуг в ВВП, % | Место по ВВП | 
| США | 77,4 | 2 | 
| Великобритания | 71,0 | 9 | 
| Франция | 70,3 | 10 | 
| Канада | 70,2 | 16 | 
| Япония | 69,1 | 4 | 
| Испания | 67,7 | 15 | 
| Италия | 66,3 | 12 | 
| Бразилия | 62,6 | 8 | 
| Германия | 61,7 | 5 | 
| Мексика | 60,1 | 11 | 
| Тайланд | 56,8 | 20 | 
| Иран | 54,5 | 18 | 
| Турция | 54,3 | 13 | 
| Россия | 54,1 | 6 | 
| Республика Корея | 53,5 | 14 | 
| Китай | 52,2 | 1 | 
Исходя из данных, представленных в таблице1, можно сказать, что первое место по доли сферы услуг в ВВП страны занимает США и составляет 77,4%. В тройку лидеров также входит Великобритания – 71% и Франция – 70,3%. Доля услуг в России отличается от лидирующей страны на 23,2% и показывает 54,1%.
Государства, которые обладают собственной промышленностью и сельским хозяйством, независимые от сезонных рабочих и внешних рынков менее уязвимы к кризису. Во время пандемии приоритетное значение получили промышленные товары и продукты питания, в то время как развлечения, досуг и шоппинг вошли в категорию отложенного спроса.
Интенсивное развитие сферы услуг в мировой экономике обусловлено множеством факторов, среди которых решающую и значимую роль играют такие, как расширение и усложнение требований потребителей, научно-технический прогресс, рост спроса на различные потребительские услуги, развитие рыночной инфраструктуры, также влияние социальных, политических и культурных факторов [1].
Сфера услуг играет важную и незаменимую роль в современной мировой экономике. Наблюдается увеличивающаяся динамика объемов производства услуг. Доходы от данного вида деятельно, соответственно, увеличиваются, а число занятых повышается. Происходит обострение конкурентной борьбы за потребителей.
Увеличивается объем импорта и экспорта услуг. Услуга относится к экономическому производству нематериальных товаров, которые могут производится, передаваться и потребляться одновременно. В 2020 году объем экспорта услуг составил 5032 млрд. долл. [5]
Особенность импорта и экспорт состоит в том, что результат их доставки, даже если он материальный, он не будет пересекать таможенную границу государства, поэтому нет тарифа на мировую торговлю услугами. Обмен услугами осуществляется путем открытия филиалов компаний-поставщиков услуг в разных странах.
Динамика внешней торговли услугами в России показывает увеличение как импорта, так и экспорта за период с 2019 года по 2020 год, по данным ЦБ РФ, представленных на рисунке 1.
Рис. 1 – Динамика внешней торговли услугами России, млн. долл [6]
По данным, представленным на рисунке 1, можно сказать, что в Россию услуги больше ввозятся с территории других стран и с каждым годом показатели увеличиваются, чем страна экспортирует. Вывоз за границу услуг в период с 2019 года по 2020 год повысился, что говорит о том, что страна улучшает качество предлагаемых услуг и спрос на них повышается.
Такой раздел предоставляемых услуг, как финансовые услуги является значимой частью в данном секторе. К ним можно отнести услуги, связанные с финансовым посредничеством, также связанные с ним вспомогательные услуги, которые предоставляются банками страны или фирмами, связанными с банковской сферой.
В таблице 2 показано положение стран по объему экспорта финансовых услуг за период с 2019 года по 2020 год
Таблица 2. Положение стран мира по объему экспорта финансовых услуг за 2018-2019 гг. (млн.долл.) [3]
| 2018 год | 2019 год | ||||
| Место | Страна | Объем экспорта финансовых услуг | Место | Страна | Объем экспорта финансовых услуг | 
| 1. | США | 132 421 | 1. | США | 135 699 | 
| 2. | Великобритания | 84 350 | 2. | Великобритания | 80 308 | 
| 3. | Люксембург | 64799 | 3. | Люксембург | 64 495 | 
| 4. | Сингапур | 28 456 | 4. | Сингапур | 29 382 | 
| 5. | Германия | 24 721 | 5. | Германия | 25 698 | 
| 28. | Россия | 1381 | 27. | Россия | 1101 | 
Из таблицы 2, можно сказать, что лидирующие позиции в сфере экспорта финансовых услуг занимают такие страны, как США, Великобритания и Люксембург. Но с 2018 года по 2019 год положительную динамику показывает США, а также занимающие четвертое и пятое место среди стран Сингапур и Германия.
Такие страны, как Великобритания, Люксембург, а также Россия демонстрируют спад по объему экспорта финансовых услуг. Но, Россия в данный период поднялась с 28 позиции на 27, несмотря на то, что показатели дали низкую динамику.
Данный завоевание 27 места объясняется тем, что вышестоящие страны отразили отрицательную динамику, соответственно, Россия поднялась на высшую ступень и стимул для повышения качества предоставляемых услуг увеличился, что говорит о улучшении сервиса, повышении рейтинга среди других государств.
Таким образом, сфера услуг является сильной и влиятельной системой, которая включает в себя различные виды человеческой деятельности. Тенденция развития данного сектора непрерывно растет и развивается, исходя из того, что потребности населения растут и выходят на новый, более усовершенствованный уровень, это и становится основным стимулом для расширения третичного сектора.
Формирование экономки услуг – универсальный процесс, который присущ всем государствам. Но реализуется в каждой стране он по-разному, так как каждая из них имеет свой уровень развития экономики, исходя из этого и строит долю сектора услуг в стране.
Список литературы
Пантиков И. В. Общее положение сектора услуг в мировой экономике // Актуальные исследования. 2020. №10 (13). Ч.II. С. 110-113. URL:
Папикян М.А. Расширение спектра услуг как основа для роста и развития экономики страны Economics. 2019. № 1 (39). С. 17-22.
Положение сектора услуг в мире [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://apni.ru/article/842-obshchee-polozhenie-sektora-uslug-v-mirovoj(Дата обращения: 03.12.2021)
Доля услуг в ВВП топ-20 экономик мира [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://credinform.ru/ru-RU/Publications/Article/6d99e95b11d8 (Дата обращения: 03.12.2021)
Экспорт услуг 2020 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://knoema.ru/atlas (Дата обращения: 05.12.2021)
Сфера услуг [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://apni.ru/article/842-obshchee-polozhenie-sektora-uslug-v-mirovoj (Дата обращения: 07.12.2021)