Недавно в одном их художественных произведений, я наткнулась на интересное высказывание: "Видеть вещи как они есть - это видеть их пустотную сущность". Данное высказывание очень заинтересовало меня, потому что оно на первый взгляд воспринимается достаточно абсурдно и нелогично. Но изучив истоки данной мысли, я пришла к выводу, что согласна с данным философским тезисом. Хочу привести пару примеров в доказательство своего мнения.
Для начала обратимся к культуре, а именно к восточной культуре. В древней Японии было такое понятие как "Ма" [1]. " Ма" - это пустое пространство полное смысла. Данное понятие служит основополагающим практически для всех культурных аспектов жизни Японии того времени и имеет свои отголоски до сих пор. Например, с развитием течения Дзен, в которое перекачивало данное понятие, японцы стараются минимизировать нагруженность интерьера в своих домах, они не рассматривают каждую часть помещения, как функциональную область в отличии от европейцев [2]. Они считают, что пустота внутри дома уже и есть его главная заполненность, и самым главным является сохранить эту первородную пустоту, потому что она является основополагающей в психологии данного менталитета.
Теперь обратимся к точным наукам, а непосредственно к науки математике. Если рассматривать начальные аксиомы, на которых базируется огромное количество математических теорий, то мы можем просмотреть, что в их основе лежит понятие о пустом множестве [3]. Пустое множество - множество с нулевым количеством элементов, оно является частью любого множества и является зародителем самого понятия множеств. Данное знание и определение свойств пустого множества, в свою очередь формирует понятие о непустых множествах, оно является одним из столпов логики и представляет собой нулевую точку отсчёта для дальнейшего математического познания картины мира. Если мы рассматриваем любую математическую модель или теорию, то мы автоматически понимаем и её пустотность, то есть исток её создания. Можно сказать таким образом, что вся математическая теория возникает из понятия пустоты.
Данный философский тезис очень глубок и сложен для восприятия, но он является очень важным для понимания полной картины мира и зарождения человеческой мысли. В действительности, пустота и не-пустота состоят из пустоты.
Литература
Козловский Ю. Б. Чань-дзэн в средние века // Буддийская философия в средневековой Японии / отв. ред. Ю. Б. Козловский. — М.: Янус-К, 1998. — С. 156—201. — 392 с. — ISBN 5-86218-352-3.
Завадская Е. В. Культура Востока в современном западном мире / отв. ред. Л. П. Делюсин. — М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1977. – С. 79—134. — 168 с.
Столл Р. Множества, логика, аксиоматические теории. — М.: Мир, 1968. – С. 80—122. — 231 с.