ДИВИДЕНДАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ: СУЩНОСТЬ, МЕХАНИЗМ И ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ДИВИДЕНДАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ: СУЩНОСТЬ, МЕХАНИЗМ И ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ

Литовченко О.П. 1
1Новороссийский филиал Финансового университета при Правительстве РФ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Определение дивидендной политики организации считается одной из главных проблем финансового менеджмента, поскольку нельзя однозначно ответить на следующие вопросы: С какой периодичностью необходимо выплачивать дивиденды акционерам? Какова их величина? Какие методики использовать при выплатах? Однако ответы на данные вопросы помогают получить различные теории дивидендной политики.

Появление дивидендов датируется началом XVI в., в период зарождения корпоративной формы собственности. С тех пор влияние дивидендной политики на стоимость компании стали активно обсуждать ведущие ученые-финансисты.

Дивидендная политика — это модель управления чистой прибылью, суть которой заключается в том, чтобы оптимизировать пропорции между долей прибыли, выделяемой для производственной деятельности компании, и долей прибыли, выплачиваемой в виде дивидендов акционерам, с целью стратегического роста компании. Цель дивидендной политики состоит в обеспечении оптимального сочетания интересов акционеров для достаточного финансирования компании. Дивидендная политика является частью финансовой стратегии компании. Ее разрабатывает и формирует совет директоров акционерного общества [1 с.147].

Дивидендная политика — это определяющий параметр здоровой финансовой политики, по показателям дивидендов возможно оценить успешность компании и ее систему управления. Согласно модели М. Дж. Гордона, чем больше ожидаемый дивиденд и чем выше темп его прироста, тем больше стоимость акции и выше благосостояние акционеров. Однако стоит учесть, что дивиденды выплачиваются из прибыли, оставшаяся часть которой реинвестируется в активы предприятия и является дешевым и внутренним источником финансирования деятельности предприятия. Реинвестирование прибыли помогает сохранить систему контроля деятельности организации со стороны ее владельцев, а также обойти дополнительные расходы [3 с.187].

Осуществление дивидендной политики должно происходить посредством организационного, нормативно-правового и экономического обеспечения, которое позволяет определить ее механизм. По мере того, как происходит развитие финансового рынка, изменение финансовых отношений, а также расширение спектра целей и задач дивидендной политики, возникает и корректировка механизма разработки дивидендной политики. Например, до коронавирусной пандемии акцентировали внимание на объективные правила, которые определяют рыночную стоимость акций. Сейчас же наиболее важное значение имеет совокупность экономических отношений, возникающих между различными участниками финансового рынка по вопросам формирования и накопления собственности, измеряющейся движением стоимости ценных бумаг.

Выплата дивидендов компанией имеет разные последствия для акций и финансов компании. Следовательно, при оценке предприятий, которые выплачивают дивиденды, и сравнении их с сильными конкурентами следует проанализировать, насколько решение о выплате дивидендов отвечает целям развития компании. От данного процесса зависит финансовая устойчивость компании и величина инвестиционного дохода [2 с.124].

В научной литературе широкое распространение получили следующие теории (модели) дивидендной политики (рисунок 1):

Рисунок 1. Основные теории дивидендной политики

1. Теория иррелевантности дивидендов. В 60-х гг. XX в. американские ученые-финансисты Ф. Модильяни и М. Миллер разработали теорию, в которой утверждается, что стоимость компании определяется возможностью генерировать прибыль и инвестиционной политикой, а не тем, как данная прибыль будет распределяться. Иными словами, для инвесторов не имеет значения, будут ли они получать доход в виде дивидендных выплат или вследствие прироста курсовой стоимости акций. Соответственно, оптимальная дивидендная политика выглядит следующим образом: сначала средства вкладываются во все значимые инвестиционные проекты, а затем остаточная часть чистой прибыли направляется на выплату дивидендов. Таким образом, в случае полного реинвестирования чистой прибыли в инвестиционную деятельность компания дивиденды выплачивать не будет [4 с.377].

2. Теория предпочтительности дивидендов. Она была разработана М. Гордоном и Дж. Линтнером и получила поддержку среди других ученых-экономистов. Данная теория утверждает, что для акционеров выплата дивидендов предпочтительнее, чем капитализация прибыли. Поэтому теория получила второе название «теория синицы в руках» («лучше синица в руках, чем журавль в небе»). Большинство инвесторов стремятся минимизировать собственные риски, поэтому для них текущие дивидендные выплаты более приоритетны, чем предполагаемый прирост акционерного капитала и возможная доходность стоимости акций. Следовательно, инвесторы согласны платить более высокую цену за акции предприятий, которые выплачивают высокие дивиденды на регулярной основе [5 с.46].

3. Теория налоговой дифференциации (теория налоговых предпочтений). Данная теория была предложена экономистами Р. Литценбергером и К. Рамасвами. Согласно этой теории, низкий уровень дивидендов содействует максимизации рыночной стоимости предприятия, поскольку доход от прироста капитала облагается меньшим налогом по сравнению с дивидендами. Кроме того, налог на доход от капитализации выплачивается по факту, в отличие от незамедлительного налогообложения дивидендов. Такой подход к дивидендной политике не устраивает многих акционеров из-за текущего и предстоящего уровней доходов собственников.

4. Сигнальная теория дивидендов. Данная теория основывается на доказательстве несостоятельности теории иррелевантности дивидендов Модильяни и Миллера. Экономисты П. Асквит и Д. Маллинз утверждают, что сигнал об изменении размера дивидендов является проводником для передачи информации акционерам, поэтому объявление об увеличении дивидендных выплат повышает рыночную стоимость предприятия. Следовательно, если компания стабильно выплачивала дивиденды на протяжении длительного периода времени, то при повышении дивидендов инвесторы могут предположить, что руководство компании сигнализирует об ожидаемой росте прибыли в будущем.

К сигнальной теории дивидендов относятся с недоверием инвесторы и аналитики, поэтому она регулярно подвергается проверке. Однако исследования показывают, что передача сигналов об изменении дивидендов существует.

5. Теория клиентуры. Согласно данной теории, компании следует реализовывать такую дивидендную политику, которая сможет соответствовать ожиданиям, предпочтениям и нуждам акционеров и инвесторов. То есть, оптимальная дивидендная политика состоит в следующем: менеджеры подстраиваются под интересы большинства акционеров, которые имеют практически схожие ставки налогообложения, основываясь на стабильных выплатах дивидендов [4 с.378].

6. Теория агентских издержек. Данная теория опровергает предположение Модильяни и Миллера о том, что между участниками совершенного рынка капитала конфликт интересов отсутствует. Конфликты могут возникать между менеджерами и акционерами, акционерами и кредиторами, а также среди различных групп акционеров. Оптимальная дивидендная политика является способом смягчения агентской проблемы, который основывается на постоянном и эффективном контроле собственниками денежных потоков предприятия. Также данная теория может способствовать не только уменьшению агентских затрат и будущему увеличению стоимости компании, но и формированию новых инструментов управления прибылью и издержками предприятия.

Таким образом, выбранная дивидендная политика оказывает сильное влияние на положение фирмы на рынке капитала. Она может основываться на предпочтении инвесторами либо дивидендов, либо дохода от прироста капитала. То есть, какие-либо изменения в политике дивидендных выплат будут иметь два противоположных результата. Поэтому компания должна предпринимать необходимые шаги для поиска баланса между текущими дивидендами и их будущим ростом, чтобы максимизировать цену ее акций.

Список литературы

1. Калинов Р. А. Дивидендная политика предприятия // Сборник материалов Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. 2020. С. 147-149.

2. Каримов У.С. Механизм разработки дивидендной политики, основные алгоритмы // Вестник университета. 2020. № 10. С. 122–130.

3. Кудина М.В. Финансовый менеджмент : учебное пособие / М.В. Кудина — 2-е изд. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2018. — 256 с. — (Высшее образование).

4. Максименко О.И. Анализ теоретических подходов к обоснованию оптимальной дивидендной политики // Электронный научный журнал. 2016. № 3 (6). С. 376-380.

5. Севек Р.М., Хомушку А.С., Шоннай-оол А.Б. Понятие и сущность дивидендной политики предприятия // Сборник статей X Международной научно-практической конференции : в 2 ч.. 2018. С. 45-47.

Просмотров работы: 109