Адаптация – приспособление, необходимое для адекватного существования в изменяющихся условиях, а также, включения индивида в новую социальную среду, освоение им специфики новых условий [1]. Адаптация студентов к обучению в ВУЗе влияет на качество дальнейшего образовательного процесса. Перед учебным заведением стоит большая задача помочь студентам, только что поступившим в Высшее Учебное Заведение, привыкнуть к новым условиям обучения, новым правилам и распорядку дня.
Проблема адаптации первокурсников к обучению в университете является актуальной в наше время. Актуальность исследования адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности можно объяснить тем, что в период обучения в университете закладываются основы профессионализма, формируются потребность и подготовленность к непрерывному самообразованию в изменяющихся условиях [2]. Первый год обучения особенно важен с точки зрения адаптации к обучению.
Рассмотрим данную проблему на примере дисциплины Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова «Прикладная физическая культура и спорт» [3]. Постараемся ответить на такие вопросы, как «Как много студентов сталкиваются с проблемой адаптации?», «Как можно решить проблему адаптации?». Для этого проведем исследование, и ответим на поставленные вопросы, опираясь на полученные данные.
Цель: исследовать и оценить проблему адаптации у студентов САФУ, найти пути решения данной проблемы.
Задача: провести опрос среди студентов Северного (Арктического) федерального университета им. М.В.Ломоносова, сделать анализ полученных данных и на его основе составить выводы.
В ходе исследований, среди студентов САФУ было проведено тестирование. Тест содержал следующие вопросы:
Сколько вам лет?
На каком курсе вы обучаетесь сейчас?
Было ли вам сложно адаптироваться к обучению в университете в первый год обучения?
Ходите ли вы в спортивные секции в САФУ [3]?
Какие спортивные секции вы посещаете?
Помогли ли вам спортивные секции избежать (снизить) проблему адаптации?
Если помогли, то как именно?
Что на ваш взгляд необходимо применять университету, чтобы избежать проблему адаптации у студентов?
Результаты данного тестирования представлены в диаграммах ниже.
Рисунок 1 – Возраст опрошенных студентов
Рисунок 2 – Курс обучения опрошенных студентов
Рисунок 3 – Наличие у студентов сложности с адаптацией
Рисунок 4 – Посещаемость студентами спортивных секций университета
Рисунок 5 – Наименования секций, посещаемых студентами
Рисунок 6 – Значение спортивных секций в проблеме адаптации
Рисунок 7 – Помощь спортивных секций в проблеме адаптации
Рисунок 8 – Мнение студентов на счет решения проблемы адаптации
Опираясь на результаты проведенного нами тестирования, мы можем подвести следующие итоги:
Большинство опрошенных нами студентов находятся в возрасте 17-25 лет (72%), из них студенты в возрасте 17-19 лет составляют 35%, студенты в возрасте 20-25 лет – 37%.
Из всех опрошенных студентов 75% обучаются на 1-3 курсе. Из них на первом – 30%, на втором – 25%, на третьем – 20%.
У большинства студентов не было проблем с адаптацией в первый учебный год (53%), но несмотря на это процент студентов, которые имели проблемы с адаптацией тоже велик – 37% всех опрошенных.
Из всех опрошенных студентов САФУ большая часть посещает спортивные секции (76%).
Самыми популярными секциями среди студентов являются Бассейн – 23% опрошенных, Тренажерный зал – 20%, Баскетбол – 19%.
На 6 диаграмме (Рисунок 6) мы можем видеть, что большинству опрошенных студентов (63%) посещение спортивных секций помогло избежать проблемы адаптации.
На вопрос «Как именно спортивные секции помогли избежать проблем с адаптацией», мы получили примерно равные в процентном соотношении ответы (30-38%). Но все же самым популярным стал ответ, что избежать проблемы с адаптацией помогли участия в соревнованиях и, как следствие, приобретение новых знакомств.
На вопрос «Что на ваш взгляд необходимо применять университету, чтобы избежать проблему адаптации у студентов», большинство опрошенных (43%), предложили университету проводить больше мероприятий, сплочающих студентов. Так же 38% предложили поддерживать хорошие условия обучения.
Итоги проведенного тестирования позволяют нам сделать несколько выводов. Несмотря на то, что большая часть опрошенных нами студентов не сталкивалась с проблемой адаптации, мы выявили, что процент студентов, которым знакома данная проблема тоже достаточно велик. Отсюда следует, что проблема адаптации в Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В.Ломоносова является актуальной. Мы проводили тестирование опираясь на дисциплину «прикладная физическая культура и спорт», и выявили, что именно занятия спортом и посещение спортивных соревнований помогли большей части студентов решить проблему адаптации. Опираясь на результаты тестирования, можем сказать, что студенты предлагают проводить в университете больше сплочающих мероприятий, а также поддерживать хорошие условия обучения студентов.
На мой взгляд, проблема адаптации студентов к обучению в университете будет актуальна всегда, поэтому необходимо создавать все условия, для решения данной проблемы. Ведь от адаптации зависит качество образования студентов. Качество их работы в будущем. А значит и будущее всей нашей страны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Управление внеучебной работы [Электронный ресурс] – Адаптация: научно-методическое сопровождение – Режим доступа - https://vk.com/away.php?utf=1&to=http%3A%2F%2Fuovr.istu.ru%2Fcurator%2Fp-adaptation.html (дата обращения: 10.11.2021) – Загл. с экрана.
2 Прядехо, А. Н. Адаптация студентов первого курса Брянского государственного университета к условиям обучения и жизнедеятельности в ВУЗе // Вестник Брянского государственного университета – 2010. – № 1. – С. 94-100.
3 Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова [Электронный ресурс] – Прикладная физическая культура и спорт – Режим доступа - https://narfu.ru/sf/sevmashvtuz/department/department_fks/ (дата обращения 10.11.2021) – Загл. с экрана.