Американская модель менеджмента . - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Американская модель менеджмента .

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие счётом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стране господствовала административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления. Однако, опыт ведения бизнеса осуществления менеджмента богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для изучения тем, кто вступил на стезю менеджмента. Создание собственной модели менеджмента требует, с одной стороны, изучения всего ценного, что содержится в зарубежной теории и практике (ноне бездумного его перенесения на отечественную почву), а с другой —использования его лучших достижений в своей деятельности. Во всем многообразии теорий и явлений живой практики американский менеджмент был и остается наиболее мощной «управленческой цивилизацией». Американский менеджмент позволил США занять лидирующее положение среди стран западного мира и Японии. Кроме того, надо иметь в виду, что именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента. Его ведущее значение в мире сегодня неоспоримо, а влияние на развитие теории, практики наиболее велико. Тем не менее, нет нужды слепо следовать выводам американских теоретиков и рекомендациям их практиков, но знать их идеи, безусловно, необходимо. Этим объясняется актуальность данной работы. Целью курсовой работы является изучение американской модели менеджмента.

Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. изучить историю развития американской модели менеджмента;

2. рассмотреть особенности современного состояния модели менеджмента;

3. выявить преимущества и недостатки американского менеджмента изучение движущих мотивов поведения работника и его взаимодействие с другими людьми внутри организации [3, c. 45].

В 1970-е гг. широко распространяются идеи ситуационного подхода, подтверждающие правомочность различных систем управления.

1980-е гг. характеризуются интернационализацией теоретических и практических разработок специалистов разных стран. Именно в это время американцы заражаются идеями "организационной культуры" как мощного инструмента управления, особенно эффективно используемого японцами.

Сегодня наиболее распространен ситуационный подход в менеджменте.

Фирмы, связанные с услугами в области менеджмента, процветают.

Исследуя опыт управления, американские социологи заключают, что экономическое и социальное развитие общества многим обязано менеджменту, так же как и капиталу; менеджмент и капитал – это две составляющие, которые необходимы для экономического развития Америки [6, c. 36] изучение движущих мотивов поведения работника и его взаимодействие с другими людьми внутри организации [3, c. 45].

В 1970-е гг. широко распространяются идеи ситуационного подхода, подтверждающие правомочность различных систем управления.

1980-е гг. характеризуются интернационализацией теоретических и практических разработок специалистов разных стран. Именно в это время американцы заражаются идеями "организационной культуры" как мощного инструмента управления, особенно эффективно используемого японцами.

Сегодня наиболее распространен ситуационный подход в менеджменте.

Фирмы, связанные с услугами в области менеджмента, процветают.

Исследуя опыт управления, американские социологи заключают, что экономическое и социальное развитие общества многим обязано менеджменту, так же как и капиталу; менеджмент и капитал – это две составляющие, которые необходимы для экономического развития Америки [6, c. 36]

1. Специфика управления в американских фирмах

1.1. Предпосылки становления менеджмента в США

В начале ХХ века центр развития теории и практики менеджмента переместился из Англии в Америку. Деятельность основоположников "научного менеджмента" отражала характерные тенденции эпохи классического капитализма – свободную рыночную экономику, индивидуальное предпринимательство, господство средних и небольших предприятий. В качестве социально-экономического учения менеджмент оформился к концу прошлого века, и с тех пор эта страна по праву считается его родиной.

Основоположником науки управления по праву считается американский инженер и исследователь Ф. Тейлор (1856–1915).

Предложенная им система организации труда и управленческих отношений вызвала "организационную революцию" в сфере производства и управления им [6, c. 35].

Другим представителем американской модели менеджмента, а точнее ее "организационной школы" является Г. Форд (1863–1947), названный в свое время "автомобильным королем". Специалисты считают, что благодаря изобретению конвейера при производстве автомобилей Г. Форд совершил "революцию в цехе". Он создал систему, где первое место занимали техника и технология, в которые "вписывали" человека.

В 1920–1930-е гг. зародилась школа человеческих отношений, в центре внимания которой находится человек. Ее основоположником стал Элтон Мэйо (1880–1949). Данная школа положила начало развитию идей о "человеке в организации", роли "человеческого фактора" в ней.

На рубеже 1950–1960-х гг., благодаря исследованиям ученых университета штата Огайо и Мичиганского университета, в науке управления развивался бихевиористический подход. Главной задачей этого направления стало изучение движущих мотивов поведения работника и его взаимодействие с другими людьми внутри организации [3, c. 45].

В 1970-е гг. широко распространяются идеи ситуационного подхода, подтверждающие правомочность различных систем управления.

1980-е гг. характеризуются интернационализацией теоретических и практических разработок специалистов разных стран. Именно в это время американцы заражаются идеями "организационной культуры" как мощного инструмента управления, особенно эффективно используемого японцами.

Сегодня наиболее распространен ситуационный подход в менеджменте.

Фирмы, связанные с услугами в области менеджмента, процветают.

Исследуя опыт управления, американские социологи заключают, что экономическое и социальное развитие общества многим обязано менеджменту, так же как и капиталу; менеджмент и капитал – это две составляющие, которые необходимы для экономического развития Америки [6, c. 36].

1. Специфика управления в американских фирмах

1. Специфика управления в американских фирмах

1.1. Предпосылки становления менеджмента в США

В начале ХХ века центр развития теории и практики менеджмента переместился из Англии в Америку. Деятельность основоположников «научного менеджмента" отражала характерные тенденции эпохи классического капитализма – свободную рыночную экономику, индивидуальное предпринимательство, господство средних и небольших предприятий. В качестве социально-экономического учения менеджмент оформился к концу прошлого века, и с тех пор эта страна по праву считается его Родиной.

Основоположником науки управления по праву считается американский инженер и исследователь Ф. Тейлор (1856–1915). Предложенная им система организации труда и управленческих отношений вызвала "организационную революцию" в сфере производства и управлениями [6, c. 35].

Другим представителем американской модели менеджмента, а точнее "организационной школы" является Г. Форд (1863–1947), названный в своё время "автомобильным королем". Специалисты считают, что благодаря изобретению конвейера при производстве автомобилей Г. Форд совершил «революцию в цехе". Он создал систему, где первое место занимали техники технология, в которые "вписывали" человека.

В 1920–1930-е гг. зародилась школа человеческих отношений, в центре внимания которой находится человек. Ее основоположником стал ЭлтонМэйо (1880–1949). Данная школа положила начало развитию идей о «человеке в организации», роли "человеческого фактора" в ней. На рубеже 1950–1960-х гг., благодаря исследованиям ученых университета штата Огайо и Мичиганского университета, в науке управления развивался бихевиористический подход. Главной задачей этого направления стало изучение движущих мотивов поведения работника и его взаимодействие с другими людьми внутри организации [3, c. 45].

В 1970-е гг. широко распространяются идеи ситуационного подхода, подтверждающие правомочность различных систем управления. 1980-е гг. характеризуются интернационализацией теоретических и практических разработок специалистов разных стран. Именно в это время американцы заражаются идеями "организационной культуры" как мощного инструмента управления, особенно эффективно используемого японцами. Сегодня наиболее распространен ситуационный подход в менеджменте. Фирмы, связанные с услугами в области менеджмента, процветают.

Исследуя опыт управления, американские социологи заключают, что экономическое и социальное развитие общества многим обязано менеджменту, так же как и капиталу; менеджмент и капитал – это две составляющие, которые необходимы для экономического развития Америки[6, c. 36].

1.2. Особенности американской модели менеджмента

В настоящие время общепризнанно, что национальный и региональный менталитеты – важнейший фактор, влияющий на формы, функции и структуру управления. Однако констатации этого факта еще недостаточно. Между менеджментом и менталитетом существует более глубокая сущностная взаимосвязи.

Американцы – снобисты, любят ездить в 1-м классе, им недостаточно иметь то, что они имеют. Они общительны, ибо без этого не пробиться в деловой мир. Оптимизм, уверенность в себе – залог успешной карьеры. От них часто слышишь: «O.К.! No problem». Американец, даже если он знает, что не сможет выполнить приказание шефа, ответит: «Это я беру на себя» и тем самым докажет репутацию делового человека.

Американская нация, как ни какая другая, подвластна культу денег. Доллар для них больше, чем средство покупки. Шелест долларовой купюры звучит приятнее любой музыки. Новинки – электронные и пластиковые карты конечно хорошо, но наличные долларовые купюры лучше.

Американцы не любят работать на одном месте. Есть примеры, когда люди по 30 раз за жизнь меняют свою работу. Исходя из этого, составим таблицу соответствия менеджмента менталитету в США [10].

Анализ данной таблицы показывает, что главная основа, на которой базируется система управления США, – обостренное чувство индивидуализма. Его корни связаны с историей развития Америки. В период активного заселения основной контингент составляли авантюристы, стремящиеся к самовыражению в Новом свете. Ими использовались любые способы достижения поставленных целей. Главная из них – быстрое обогащение. С течением лет это стало основополагающим для американцев. На этой основе и стала формироваться система управления в США.

Задача управления в этой системе – не просто работа с людьми, а с личностями. Американский менеджер – индивидуалист. Борьба за прибыльность предприятия для него не столько процесс служения своему делу и обществу, сколько средство достижения личного успеха, выдвижения обогащения. Американские менеджеры «объясняют свою высокую занятость вопросами компании не столько долгом перед ней, обществом и даже не увеличением потребностей его семьи, а стремлением к самовыражению, удовлетворению потребностей своего «Я».

Управляющий должен знать степень честолюбия подчиненных, их возможности и способности. Опытный менеджер играет на этих клавишах, как на пианино. В своей игре он учитывает стремление американцев к обогащению. Используя этот стимул, менеджер может повысить производительность, качество продукции, ее конкурентоспособность. Управленческие решения принимаются им строго индивидуально.

Американский менеджер готовит ежедневно перечень вопросов для работников, которыми они должны заниматься. Продвижение их по службе зависит от собственного вклада в фирму. Рабочие и управленцы замыкаются на себе, на своей карьере. Для функционирования производства, достижения общей цели существует четкая регламентация действий, обязанностей и ответственности каждого индивида.

Итак, основа американской системы управления – психология индивидуализма. Она проявляется во всех формах и видах американского менеджмента, пропитывает всю его структуру [10].

1.3. Современное состояние модели менеджмента

В США поставщик поставляет комплектующие изделия в сборочный цех раз в неделю (имеется в виду автомобильная промышленность), что характерно для традиционных методов управления производством, которые предусматривают поставки более крупными партиями и с меньшей частотой. Внедрение в американской технологии метода «точно вовремя «сдерживается рядом факторов. Среди них: меньшая настойчивость руководителей в США в деле минимизации материально-технических запасов; американцы менее успешно и менее эффективно применяют эти системы; американцы не осуществляют надлежащую работу по интеграции своих систем управления материально-техническими запасами со своей философией бизнеса, своими подходами к управлению качеством и внедрением автоматизированных систем управления производством.

Важный принцип, обеспечивающий лидирующее положение американских фирм в мировой экономике, - комплексный контроль качества (так называемая концепция «делать с первого раза»). В соответствие с этой концепцией качество обеспечивается путем включения ответственности за качество в каждую должностную инструкцию или описание работ производственного рабочего.

Еще один тесно связанный с вышеназванный стратегический принцип американского производства заключается в комплексном профилактическом обслуживании.

В большинстве отраслей американской промышленности текущее содержание и профилактика оборудования выполняются силами специальной ремонтно-профилактической службы [8, c. 214-215].

Традиционный подход в американской автомобильной промышленности заключался в установлении объёмов производства в соответствии с рыночным "прогнозом" и затем определении цены - прополощи скидок, уступок и свободы выбора - на том уровне, по которому реальный рынок будет принимать произведённую продукцию. Очевидно, что в такой системе определяющее значение имеет не спрос, а предложение.

Степень «формальной» институционализации меж-функциональных отношений более высока среди американских компаний, хотя по остальным показателям они проявляют более высокую степень иерархической централизации. Это означает, что американские компании могут посредством изменения организационной структуры развиваться в направлении некоторой смешанной формы организации, включающей в себя горизонтальную и централизованную координацию [7, c. 118-119]. Рынок труда Разделение труда (его специализация) в США является важным фактором производительности труда операционных работников. Специализация труда просматривается и сегодня во всех аспектах деловой деятельности. Операционные служащие могут концентрировать свои усилия на выполнении ограниченного количества производственных заданий. Преимущества специализации заключается в том, что она позволяет сократить объем подготовки работников, повысить уровень профессионального умения на каждом специализированном рабочем месте, отделить от производственных заданий те, которые не требуют квалифицированного труда, а могут быть выполнены неквалифицированными работниками, получающими меньшую заработную плату, а также увеличивает возможности использования специализированного оборудования. К недостаткам, присущим специализации, можно отнести уменьшение гибкости при изменении производственных заданий, снижение чувства удовлетворенности рабочих, нарастание утомления от монотонности, рост прогулов. При определении содержания работ управляющий производством должен глобально рассмотреть все факторы, чтобы найти оптимальную степень специализации труда.

Американская фирма стремится к эффективности, достигаемой путем высокой специализации и жесткого разграничения обязанностей

Заключение

Существование различных моделей менеджмента обусловлено объективными различиями в национальной культуре, развитии экономики, политики, корпоративной культуры предприятий. Определённые традиции и привычки накладывают отпечатки на сферу деловых отношений. Однако существуют исторически сложившиеся модели, которые определяют основную стратегию принятия решений. К таким основным моделям относится американская модель менеджмента.

Во всем многообразии теорий и явлений живой практики американский менеджмент был и остается наиболее мощной «управленческой цивилизацией». Американский менеджмент позволил США занять лидирующее положение среди стран западного мира и Японии. Кроме того, надо иметь ввиду, что именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента. Его ведущее значение в мире сегодня неоспоримо, а влияние на развитие теории, практики наиболее велико.

Список использованной литературы

1. Дафт, Ричард Л. Менеджмент [Текст] / Р. Л. Дафт; Пер. с англ. В.Вольский и др.; Под общ. ред. Ю. Н. Каптуревского, 2001. - 829 с.

2. Кабушкин, Н. И. Основы менеджмента / Н. И. Кабушкин: Учебник - 5-еизд., М.: Новое знание, 2002. – 336с.

3. Копылова, О. В.. Экономика фирмы [Текст] : учеб. пособие / О. В.Копылова, Г. Г. Юсова, И. Л. Лебедева, 2006. - 76 с.

4. Кохно, П. А. Менеджмент [Текст] / П. А. Кохно, В. А. Микрюков, С. Е.Комаров, - М.: Финансы и статистика - 1993. - 224 с.

5. Менеджмент социальной работы [Текст] : учеб. пособие для вузов / Е.И. Комаров, А. И. Войтенко, Н. Г. Рак ; Под ред. Е. И. Комарова, А. И.Войтенко. - М. : ВЛАДОС, 1999. - 286 с.

6. Виханский, О. С., Наумов, А. И. Менеджмент / О. С. Виханский, А. И.Наумов: Учебник - 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2006. –670 с.

Просмотров работы: 456