Формы и механизмы межсекторного взаимодействия - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Формы и механизмы межсекторного взаимодействия

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время существует огромное разнообразие форм и механизмов межсекторного взаимодействия или другими словами межсекторного социального партнерства, реализуемых как на федеральном уровне, так и на региональном и местном. Под механизмом межсекторного социального партнерства следует понимать,разработанную сообща представителями двух или всех трех (власть, бизнес, общество) секторов совокупность правил, способов, технологий и документации по организации, обеспечению ресурсами и реализации совместных работ (проектов, акций), которая встроена в схему функционирования социальной сферы на данной территории, направлена на решение социально значимой проблемы с учетом действующих нормативных и правовых актов и воспроизводима в будущем без участия создателей [1, с. 40].

Доктор социол. наук, канд. техн. наук, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ В. Н. Якимец выделяет пять групп механизмов МСП, представленные в рисунке 1 [2, с. 124].

Рисунок 1 – Механизмы межсекторного социального партнерства

Конкурсные механизмыреализуются тогда, когда претендент выигрывает конкурс, организованный по заранее разработанной схеме (с участием НКО и других сторон), например, конкурсы на предоставление НКО субсидий на реализацию проектов. В эту группу входят механизмы социального заказа уровня субъекта РФ, муниципального социального заказа, муниципального социального гранта, муниципального заказа, муниципального гранта, гранта субъекта РФ, тендера, конкурса социальных проектов, конкурса для гражданских инициатив и НКО по различным номинациям, конкурса авторских вариативных программ и др.

Социально-технологическиемеханизмы базируются на социальной технологии (ноу-хау), созданной заново (или освоенной в России на основе изучения позитивного зарубежного опыта) и выгодно отличающейся по эффективности использования средств и качеству результатов от иных технологий или подходов, применявшихся государственными или муниципальными учреждениями. Сюда попадают хосписы, приемные семьи, экологические экспертизы и гражданские действия по защите окружающей среды в форме судебных исков, специальные модели социализации детей-инвалидов, умственно отсталых детей, новые подходы к реабилитации алкоголиков и наркоманов и к созданию оздоровительных программ, концепция реабилитационного пространства для несовершеннолетних группы риска, система гериартрической реабилитации на дому, программа общественного развития муниципальных образований в малых городах и многое другое.

Организационно-структурные механизмыхарактеризуются тем, что власть совместно с НКО и/или бизнесом, действующими на той же территории, образует новую организационную структуру (как правило, юридическое лицо), которой делегируется часть функций по решению социально значимых задач через вовлечение граждан и общественных объединений при финансовой поддержке со стороны власти и/или бизнеса. Пример – созданные в Москве Московский дом общественных объединений, центр «Социальное партнерство» и т.п. Для решения проблем детской безнадзорности в Москве был также создан центр «Дети улицы». В Челябинске образовано муниципальное учреждение «Центр общественных объединений», в Челябинской области – областной Центр социального партнерства, а в Свердловской области – Центр межсекторного социального партнерства [2, с.124].

Процедурные или переговорные механизмы взаимодействия включают правила сотрудничества НКО, бизнеса и власти при решении (как правило, разовом) определенного класса задач (без организации конкурсов, без создания новых оргструктур в форме юридических лиц и без опоры на какие-либо новые технологии). Они формируются в ходе совместного обсуждения и чаще всего оформляются в виде специального соглашения, действующего в течение фиксированного периода, например, определенные правила и процедуры, оформленные в соответствующих законах и постановлениях, различного рода общественные палаты, комитеты, форумы граждан, круглые столы, координационные советы, соглашения, общественные парламенты, губернские собрания общественности, палаты социального бизнеса, общественные советы, общественные слушания (в том числе и парламентские).

Комплексные или комбинированные механизмы – это системы взаимодействия, которые несут в себе черты как минимум любой пары вышеназванных. Например, фонды местного сообщества (объединяют черты конкурсных, технологических и оргструктурных механизмов), фонды развития местного сообщества на базе общественно-активных школ, ярмарки НКО, ярмарки социальных проектов и услуг. На современном этапе развития РФ наибольшую актуальность приобретают комплексные механизмы межсекторного социального партнерства, в частности ФМС.

Фонд местного сообщества – это благотворительный фонд, действующий на определенной территории, направленный на сбор средств в форме частных (от граждан и бизнесменов) или корпоративных пожертвований и их управления, включая использование различных финансовых инструментов для увеличения капитала, использование собранных средств для предоставление в конкурсном режиме грантов для местных некоммерческих организаций и отдельных граждан, организацию и проведение различных мероприятий, направленных на решение или смягчение социальных проблем местного сообщества.

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время на федеральном и региональном уровне используется большое разнообразие форм и механизмов межсекторного взаимодействия. Однако при этом руководствуются скорее интуитивным видением, нежели теоретическим подходом в силу отсутствия конкретных алгоритмов, хаотичного развития системы социального взаимодействия, а также недостаточно эффективной системы информирования целевых групп – НКО, бизнеса и власти. Рассмотрим содержание и особенности формирования наиболее актуальных механизмов межсекторного взаимодействия, на территории РФ и ее субъектов.

В качестве первого механизма МСП в России можно назвать государственный социальный заказ, появившейся в 1995 году. В проекте Федерального закона «О государственном социальном заказе» социальный заказ определяется, как экономико-правовой механизм реализации приоритетных целевых социальных программ, направленных на решение социально значимых проблем межгосударственного, федерального и (или) регионального уровней, обеспеченных в основном за счет средств бюджета Российской Федерации, путем заключения контрактов (договоров) на конкурсной основе». В основе государственного социального заказа лежит принцип субсидиарности. Появление такого механизма свидетельствовало о вовлеченности власти в создании и развитии институтов гражданского общества и заинтересованности бизнеса в улучшении социального климата общества, так как исполнитель (представитель некоммерческой организации) для выполнения социального заказа, утвержденного органом исполнительной власти, может привлечь средства или иные ресурсы бизнес-структур или наоборот, а в этом и есть суть межсекторного социального партнерства.

Еще одним экономико-правовым механизмом межсекторного взаимодействия, предусматривающим целевое безвозмездное и безвозвратное (полное или частичное) финансирование социально значимых проектов, программ и мероприятий, осуществляемых негосударственными некоммерческими организациями, – является государственный (муниципальный) грант (субвенции) [3, с. 1008]. Главным принципом данного механизма МСП выступает способность общественных организаций к поиску социальных проблем и путей их рационального решения. Вместе с этим, органы власти на конкурсной основе вправе реализовать собственные социальные программы с участием негосударственных некоммерческих организаций, а также программы поддержки социально значимых проектов и программы негосударственных некоммерческих организаций. Грантовые механизмы, выявляя эффективность деятельности НКО в социальной сфере, становятся основой для формирования новой политики, ориентированной на прогрессивную модель социального инвестирования.

Проведения ярмарок некоммерческих организаций, как один из востребованных на сегодняшний день механизмов МСП дает возможность представить общественному сектору свои организации или социально значимые проекты и программы представителям власти и бизнеса с целью получения средств на решение социально значимых проблем силами третьего сектора, а также возможность расширения сферы социального взаимодействия поиска партнеров для участия в межсекторном социальном партнерстве [3, с. 1008].

Перспективным механизмом межсекторного взаимодействия в РФ является коалиционная деятельность, результатами которой становятся программы и проекты, направленные на решение социально значимых проблем. Именно в рамках совместной социальной деятельности вырабатывается алгоритм результативного взаимодействия трех секторов. Реализация коалиционных социальных программ – это применение знаний, способностей, инструментов и технологий к широкому диапазону различных действий для того, чтобы выполнить требования конкретной программы. Кроме того, это активный процесс использования соответствующих ресурсов бизнеса, власти и некоммерческого сектора в структурированной и контролируемой манере, направленный на достижение четко поставленных целей и задач [4, с. 472].

Доктор техн. наук, профессор Российской академии наук А. И. Шишкин под механизмом МСП подразумевает совокупность правил, способов, технологий и документации по организации, обеспечению ресурсами, реализации совместных работ [5, с. 14].

В настоящее время в Российской Федерации действуют три механизма межсекторного социального партнерства (таблица 1).

Т а б л и ц а 1 – Механизмы межсекторного социального партнерства в Российской Федерации

Механизмы

Характеристика

Инновационные

Равноправие всех участником межсекторного взаимодействия (власти – бизнеса – некоммерческих организаций). Данное взаимодействие обеспечивает эффективное решение острых проблем, стоящих перед обществом. Главный принцип – компромисс.

Квазисоветские

Власть принуждает других акторов МСП к реализации социальной ответственности, при этом оказывая поддержку только «элитным НКО», т.е. тем общественным организациям, которые находятся от них в прямой зависимости. Данный механизм МСП только обостряется обстановку в обществе.

Смешанные

Содержат черты инновационных и квазисоветских механизмов взаимодействия.

Важными критериями, определяющими формы межсекторного социального партнерства, могут выступать степень единства взаимодействующих субъектов и характер проблем, на решение которых направлено партнерство. Бесспорно, что взаимодействие трех секторов в решении узкоспециализированных вопросах требует большей координации работы участников, но при этом решение общих вопросов может быть осуществлено посредством менее формализованных схем взаимодействия.

Уровень однородности акторов определяется схожестью истории организаций, их целей, структуры и организационной культуры. Такие формы, как социальные движения и социальные сети, объединяют различных участников (организации с низкой степенью однородности).

При этом взаимодействие «схожих» партнеров по более узким вопросам может быть более формализовано в форме совместных предприятий. Доцент Пермского университета И. А. Германов и Е. Б. Плотникова выделили следующие формы МСП, представленные в таблице 2 [6, с. 158].

Т а б л и ц а 2 – Формы межсекторного взаимодействия

Цель

взаимодействия

Высокая степень гомогенности участников

Низкая степень гомогенности участников

Решение общих вопросов

Альянсы и объединения, осуществляющие гибкую форму координации между схожими организациями.

Социальные сети и социальные движения, позволяющие объединить работу широкого круга заинтересованных лиц.

Решение узкоспециализированных вопросов

Совместное предприятие, выполняющее функции координации и распределения ресурсов в схожих организациях.

Коалиции и объединения, координирующие работу различных субъектов.

Документы Совета Европы признают несколько уровней участия власти, бизнеса и НКО. Предложенная западными экспертами классификация МСП, базируется на двухмерном анализе по критериям целенаправленности и уровне институционализации партнерства. Ученые выделяют три формы взаимодействия: имплементацию, партнерство инноваций и диалог. Первая форма подразумевает институционализированный тип партнерства, главной целью которого является реализация конкретных проектов, направленных на достижение материальных целей. Такой тип партнерства предполагает разработанный и институционально продуманный план закрепленных компетенций и полномочий участников.

Учитывая то, что цели хорошо определены, их реализация предполагает мобилизацию и распределение ресурсов, финансовая сторона взаимодействия в данном случае играет основополагающую роль и в основном юридически прописана. Партнерство инноваций представляет собой менее институционализированную форму, целью которого является выработка совместной комплексной политики в рамках решения социальных проблем. Это стратегическая, гибкая форма партнерства, ориентированная на проведение проектов в зависимости от постановки определенных задач. Наиболее долговечной и устойчивой формой взаимодействия трех секторов является диалог. Данная форма МСП вынуждает участников на трехстороннюю коммуникацию, для эффективного решения проблем.

Основные критерии и требования к партнерам в рамках взаимодействия трех секторов представлены в таблице 3.

Т а б л и ц а 3 – Критерии и требования к партнерам в рамках межсекторного взаимодействия

Группа

Критерии и требования к партнерам в рамках межсекторного взаимодействия

Моральные

- порядочность;

- альтруизм или готовность идти на разумный компромисс;

- умение подавить корпоративный эгоизм;

- запрет на решение собственных/ личных проблем за счет МСП;

- адекватность и моральная устойчивость.

Компетентностные

- компетентность;

- последовательность;

- ответственность и пунктуальность в отношении исполнения взятых обязательств;

- соответствие требованиям, определенным законодательством.

Технологи­ческие

- наличие механизмов контроля за расходованием средств;

- прозрачность;

- разумное отношение к сохранению окружающей среды (экологичность);

- способность реализовывать эффективные проекты;

- активность и готовность работать сообща.

Комуникационные

- доверие;

- взаимный интерес;

- умение находить компромиссные решения и желание их искать.

Имиджевые

- хорошая репутация;

- наличие рекомендаций;

- безусловное неприятие коррупции.

В качестве нежелательных партнеров выявлены:

- теневой бизнес, с которым предпочитают не иметь дел в рамках МСП, причисляя его к криминальному;

- бизнес, продукция которого приносит вред здоровью (например, табачная или алкогольная);

- организации, занимающиеся политической деятельностью;

- организации, значащиеся в различных списках недобросовестных партнеров.

На сегодняшний момент в обществе существует огромное разнообразие проблем, которые возможно решить или смягчить их последствия только с помощью постоянно взаимодействия власти, бизнеса и некоммерческих органов. Это становится предпосылкой для создания и внедрения на практике различных форм и механизмов межсекторного социального партнерства.Необходимо создание со стороны органов власти такой ситуации, при которой у бизнеса появлялся бы собственный интерес к вложениям в крупные социально-экономические проекты, необходимые стране для успешной модернизации, прежде всего, экономики. Да и ресурсов требуется для решения огромного количества проблемных ситуаций не мало, при этом речь идет не только о финансовых ресурсах, но и об интеллектуальном, человеческом капитале. Очевидно, что обеспечить конструктивное взаимодействие всех трех сторон только административными, командными методами невозможно, необходимо максимально широко использовать экономические и социально-психологические методы.

Важной частью реализации комплекса мер, направленных на развитие форм и механизмов взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в организации МСП, является создание устойчивых информационных связей между всеми участниками партнерства, путем создания единого интернет-портала, постоянной рубрики в местных СМИ, страничек на официальных сайтах органов государственной власти субъектов федерации и администраций муниципальных образований регионов.

Но для развития форм и механизмов межсекторного социального партнерства необходимо создание нормативно-правового поля, которое напрямую регулировало бы взаимодействие трех секторов. В настоящее время такая нормативно-правовая база пока отсутствует. В качестве предпосылок можно выделить Письмо Министерства экономического развития РФ от 12 декабря 2017 г. № 35706­ – ОФ/Д01и «О Методических рекомендациях субъектам Российской Федерации по содействию органам местного самоуправления в организации поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций на муниципальном уровне».

Согласно данному Письму муниципальную поддержку социально-ориентированным некоммерческим организациям можно оказывать по следующим направлениям:

- путем развития взаимодействия государственных органов субъекта РФ с органами территориального общественного самоуправления для решения вопросов местного значения и повышения активности гражданского общества, реализация общественных инициатив через органы ТОС позволяет более адресно решать вопросы местного значения, в том числе в социальной сфере;

- путем использования технологии фондов местных сообществ, многообразие форм деятельности ФМС, их знания технологий фандрайзинга, умение найти и включить в работу некоммерческие организации позволяет актуализировать невостребованный потенциал самих жителей, привлечь дополнительные внешние финансовые ресурсы.

Таким образом, для развития и внедрения форм межсекторного взаимодействия необходимо на уровне федерации и субъектов РФ разработка нормативно-правовых актов, которые регулировали бы отношения органов власти, бизнеса и гражданского общества, в целях повышения эффективности социальной политики и качества предоставления социальных услуг населению и обеспечения общественного согласия на основе сбалансированности интересов государственных и общественных институтов.

Список литературы

Якимец В. Н. Межсекторное социальное партнерство: возможности и ограничения / В. Н. Якимец // – М. : РОО «Кеннан», 2001. – 40 с.

Якимец В. Н Особенности развития социального партнерства в индустриальном регионе России (на примере Челябинской области) / сост. В. Н. Якимец, Н. А. Гусева. Челябинск: Златоуст, 2000. – 124 с.

Ильичева Л. Е. Проблемы межсекторного ресурсного взаимодействие органов государственной власти, институтов гражданского общества и бизнеса / Л. Е. Ильичева // Россия: путь к социальному государству. – М. : Научный эксперт – 2008. – 1008 с.

Лебедева И. С. Межсекторное социальное партнерство как социальная система // Современные исследования социальных проблем. – 2010. – № 4.1. – С. 471–477.

Шишкин А. И. Стратегическое планирование и его роль в решении социально-экономических проблем. / А. И. Шишкин // Вопросы экономики. 2010. – № 6. – 14 с.

Кузьмин А. В. Взаимодействие властных и предпринимательских структур в системе межсекторного социального партнерства : дис. … канд. экон. наук / А. В. Кузьмин; – Великий Новгород, 2009. – 158 с.

Просмотров работы: 736