ПОТЕНЦИАЛ ЭКОТУРИСТСКИХ РЫНКОВ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ПОТЕНЦИАЛ ЭКОТУРИСТСКИХ РЫНКОВ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Малик Ю.А. 1, Медведева А.А. 1
1уральский государственный лесотехнический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Тенденции развития экологического туризма определены Всемирной Туристской Организацией (ВТО). По прогнозам этой организации, экологический туризм входит в число пяти основных стратегических направлений развития на период до 2020 г. [3]Согласно экспертным оценкам количество населения, озабоченного состоянием природы, растет. Основной поток экотуристов в мире составляют жители промышленно-развитых стран, интересующиеся природой и бытом, сохранившимися в девственных уголках планеты. Особый интерес представляют экзотическая природа и культура стран Африки, Азии, Центральной Америки[1]. Целенаправленная политика принимающих стран способствует формированию большого потока экотуристов в Кению, Танзанию, ЮАР, Китай, Таиланд, Эквадор, Коста-Рику, а также в Новую Зеландию, Австралию и др. Вместе с тем большую долю в туристских потоках составляют путешественники, интересующиеся нетронутой природой собственной страны или стран своего континента. Такие поездки характерны для американцев, путешествующих по собственным национальным паркам, европейцев, выбирающих для отдыха нетронутые территории скандинавских стран и др.[5]

Для определения потенциала экотуристских рынков Германии, США, Великобритании, Канады, Испании, Франции и других стран, лидирующих в формировании выездного туристского потока, - ВТО провела в 2002 г. специальные исследования. Наиболее репрезентативные сведения были получены в ходе оценки экотуристского сегмента туроператорского рынка Германии. Результаты исследования опубликованы в специальном докладе ВТО «Экотуристский рынок Германии» 2001. [2]

Глобальный туристский рынок в Германии имеет тенденцию устойчивого роста: в 1972 г. общее количество туристских поездок немцев составило 24,8 млн. в 1982 г. оно увеличилось до 31,1 млн. в 2000 г. составило 62,2 млн. Несмотря на то что внутренний туризм для немцев является туристским направлением номер один, его доля в стране постепенно сокращается (с 47% в 1972 г. до 29,3% в 2000 г.), а доля поездок за рубеж увеличивается. Европейскиетурцентры являются для немцев лидирующими зарубежными направлениями: доля Испании достигает 14,2%, Италии - 9,3%, Австрии - 6,6%. Особо популярным направлением в последнее время становится Турция. В то же время наблюдается тенденция к увеличению туристских поездок на дальние расстояния. Доля неевропейских направлений па туристском рынке Германии только за 1999 и 2000 гг. возросла с 13 до 14%. В 2000 г. из общего числа поездок (44 млн.) немецких туристов за рубеж 2,3% (1,4 млн.) пришлось на Северную Америку; 2,0% (1,3 млн.) - на острова Карибского бассейна, Южную и Центральную Америку; 5,4% (3,4 млн.) - на другие неевропейские туристские центры. Анализ тенденций поведения немецких туристов на ближайшие годы показал, что интерес к поездкам на дальние расстояния будет расти, их объем увеличится с 6,8% в 1999 г. до 10% в 2010 г.[4]

Мотивация экотуристских поездок. Основные факторы, мотивирующие развитие экологического туризма - это стремление людей во время отдыха приобщиться к природе, иметь возможность дышать чистым воздухом, пить и купаться в чистой воде, употреблять экологически чистые продукты, получать эстетическое наслаждение от созерцания естественных ландшафтов. Среди мотивов поездок жителей Германии указанные факторы со временем приобретают все большее значение. Так, если мотив «приобщение к природе» в 1983 г. назвали важным 46% туристов из Западной Германии, то в 1992 г. - 59,3%. Мотив «более чистый воздух, чистая вода, возможность вырваться из загрязненной окружающей среды» в 1983 г. являлся важным для 36,9% туристов, в 1992 г. - для 54,2%. По мнению авторов настоящего исследования, значимость мотивов, связанных с состоянием окружающей среды, возрастает быстрее, чем значимость других категорий мотивов [5].

К мотивам, определяющим выбор экотуристских поездок, относится также желание туристов познакомиться во время путешествия с животным и растительным миром новых территорий. Например, в 1996 г. 34,3% туристов определили цель своей поездки как «возможность наблюдения за дикой природой», которая и определила выбор ими туристского центра; 32,4% туристов считали, что «возможность посещения природного, национального парка» определила выбор туристского центра. Для жителей Германии, которые проводят отпуск в собственной стране, наблюдение за «дикой природой» (40,4%) и посещение охраняемых природных территорий (35,3%) также имеют огромное значение [4].

Обобщенная картина спроса на эколого-туристские поездки в Германии в 2000 г., выглядит следующим образом:

* население Германии - всего человек - 82,2 млн.

* туристы - 48, 4 млн. (75,9%)

* потенциал рынка для приобщения к природе (с использованием данных 1992 г.) - 28,7 млн. (59,3%)

* потенциал рынка эко туризма (наблюдение за дикой природой, посещение национальных парков) - 14,5 млн. (-30%)

Положительные прогнозы экспертов относительно развития экотуризма в ряде европейских стран, таких как Швейцария, Австрия, Германия, до 2005 г. близки [4]. По их мнению, росту объема эко туристских поездок будут способствовать:

* возрастающее значение каждодневных проблем экологического характера в направляющих туристских странах;

* увеличение целевой экотуристской группы за счет детей, которым прививается сознательное отношение к охране окружающей среды;

* рост усилий, прилагаемый для обеспечения туризма в принимающих странах.

Экотуризм предполагает собой множиствоположительныхфокторов. Отрицательные последствия, имеющие социально-культурный и экологический характер сводятся к минимуму. Экотуризм также предполагает поддержание экологической устойчивости окружающей природной среды [4].

Экотуризм позволяет привлечь денежные средства на охрану окружающей среды региона, а также на поддержку местных жителей. Экотурзим способствует развитию тех регионов, в которых он является популярным, как с экономической, так и с социально-культурной стороны.

Кроме того, эко туризм направлен на повышение уровня информированности людей в области экологии, экологического образования.

На сегодняшний день экотуризм выступает в качестве альтернативы другим видам использования окружающих природных богатств, которые очевидно наносят вред природе, таким как охота, добыча полезных ископаемых, заготовка леса.

Разумеется, для экотуризма важны такие привычные факторы как количество путешествующих, их мотивация, однако они не являются решающими. Говоря об экотуризме в первую очередь необходимо задуматься о том, к каким последствиям для природы может привести путешествие. Результатом экотуризма должно стать не только получение туристом новых сведений и изучение окружающих красот, но и изменение отношения к природе с потребительского на бережное. Кроме того, экотуризм предполагает улучшение охраны окружающей природной среды.

Таким образом, современный экотуризм еще сложно назвать полностью развитым. В большинстве случаев можно увидеть успешную реализацию на практике отдельных принципов экологического туризма, однако подходов полностью соответствующих концепции экотуризма сегодня не очень много.

Список используемой литературы

1. Богатырева Д.С.Экологический туризм: компаративный анализ определений / Д.С.Богатырева. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. № 9-10 (104).2015. – С. 78-83

2. Бишоп К., Грин М., Филипс А. Модели национальных парков / К. Бишоп, М. Грин, А. Филипс - М.: Изд. ЦОДП, 2011. – 213 с.

3. Дроздов А.В. Как развивать туризм в национальных парках России. / А.В. Дроздов. – М.:Эколого-просветительский центр «Заповедники», 2009. - 157 с.

4. Международный опыт развития экотуризма: страновая специфика и общие подходы / Л. Б.-Ж. Максанова, Е. Ю. Гусева, БаастынОюнгэрэл, С. Н. Аюшеева, В. Д. Мункуева //Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Естественныенауки. 2019. № 2. С. 54–66.

5. Экологический туризм [Электронный ресурс] // От земли до неба; URL: https://colibris62bethune.org/other/ekologicheskij-turizm.html

Просмотров работы: 39