Досуговая деятельность является объектом изучения достаточно широкого круга общественных наук, таких как философия, социология, педагогика, психология и т.д. Каждая из данных наук привносить в понимание досуговой деятельности что-то свое. Так, в некоторых науках понятие «досуг», «досуговая деятельность» и «свободное время» используются как синонимы.
Досуговая деятельность может осуществляться как в домашних условиях, так и в специально созданных для этого учреждениях (дома творчества, клубы, музеи, библиотеки и т.п.). Основная задача данных учреждений - создание необходимых условий для организации интересной и познавательной досуговой деятельности детей и взрослых. Досуговая деятельность подразделяется на несколько взаимосвязанных между собой групп деятельности человека: Обучение и самообразование - включает в себя разнообразные формы коллективного и группового освоения культуры, посещение культурно-досуговых мероприятий, музеев, чтение книг, просмотр телепередач и театральных постановок, прослушивание радио и т.д. Разнообразные формы общественной и любительской деятельности - представлены самодеятельными увлечениями (хобби) и занятиями, спортом, физической культурой, туризмом, экскурсиями и т.п. Общение с окружающими людьми, в рамках товарищеских встреч, посиделок в кафе, ресторанах или дома, игры и занятия с детьми и т.п. Пассивные формы отдыха.
Понятие «досуг» зачастую сопоставляют с термином «свободное время» [11, с. 43]. Данная тенденция возникла не так давно, перешагнув к нам из западной социологии. В большинстве стран мира вместо термина «свободное время» употребляют термин «досуг».
Изъясняясь об организации досуга, невозможно никак не проанализировать само понятие досуг - это время и пространство, находящееся за пределами обязательной (профессиональной, учебной) деятельности человека, которое свободно от необходимого труда в сфере общественного производства, а также от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений [6].
С целью установления свободного времени отдельного человека из его суточного бюджета времени (24 часа) следует вычесть время, которое он затрачивает:
- на трудовые функции, учебу, включал дорогу к месту учебы и обратно;
- физиологический отдых (ночной сон);
-оздоровительные и санитарно-гигиенические нужды (включая утренний туалет, стирку белья, мытье посуды и др.);
- прием пищи;
-неотложную помощь близким людям (например, уход за больным) и др. [8]
Социологический анализ досуга требует предварительного уточнениястроя основных определений. Так как понятие «досуг» является отправной точкой для характеристики рекреационного пространства для жизни молодежи, необходимо разъяснить его в связи с иным пониманием содержания свободного времени и интерпретации досуга в научной литературе согласно данному вопросу.
Современная цивилизация достигла той степени развития, когда дальнейшее ее движение вперед стало полностью зависеть от проблемы совершенствования человека. Сейчас наступил период, когда всестороннее развитие личности, всех ее сущностных сил становится не только ее гуманным идеалом, но и приобретает характер необходимости закономерного развития общества. Трудовая деятельность - естественное состояние людей. Труд является главным средством подъема творческих сил человека. В этих условиях материальная потребность самовыражения побуждает личность активно включаться в трудовую деятельность и деятельность в сфере досуга. Сущность культурно-досуговой деятельности определяется состоянием всего комплекса социально-экономических, политических и культурных факторов, обеспечивающих жизнь общества [6].
Деятельность учреждений культуры сегодня обретает особую актуальность и выдвигает их на ответственные рубежи организации досуга населения. Учреждение культуры может обеспечить широкий диапазон и универсальность содержания этой деятельности, создает условия развития личности, коллективных форм организации, обуславливающих взаимодействие различных социальных, профессиональных, культурных, возрастных групп населения и т.д. Гуманистическая направленность культурно-досуговой деятельности, воспитание потребности индивида во всестороннем развитии вступает в противоречие с рыночными отношениями, особенно в выборе форм проведения досуга и его содержании.
Основное назначение учреждений культуры - создание условий для удовлетворения растущих духовно-культурных потребностей и формирование мотивов поведения, что требует значительных организационно-педагогических усилий.
Принятие самостоятельных решений в процессе трудовой деятельности и на досуге формирует новый тип человека, существенными чертами которого являются: заинтересованное отношение к делу, активность, способность к сочетанию умственного и физического, исполнительского и управленческого труда. Творческий характер труда стимулирует познавательную активность и самообразовательную деятельность населения. Поэтому культурно-досуговая деятельность всегда складывается в процессе активного освоения личностью общественных и производственных отношений и зависит от интересов и потребностей ее политического, культурного и нравственного развития в сфере производства и досуга. Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления [4].
В России досуг никогда не являлся праздным времяпрепровождением. Досуг как пространство всегда наполнялся разнообразным содержанием, вызванным необходимостью личности решать те или иные культурные задачи. Поэтому понять смысл досуга и выявить его функции в принципе возможно лишь в том случае, если проникнуть в его функциональные особенности, выявить тип культуры, в котором функционируют разные формы досуга.
Для истории России характерно то, что на разных ее этапах происходил радикальный разрыв с культурным опытом предшествующих поколений, отход не только от отдельных традиций, но и от культуры в целом. Это во многом объясняет, почему государство становится регулятором исторического процесса, решающей силой, определяющей жизнь как общества, так и личности [3].
Структура государственного устройства определяет ценностно-ориентированную базу культуры. Следовательно, чем более самоценной становилась жизнь личности, не сводимая к утилитарным видам деятельности, тем больше оснований говорить о культурном досуге. При этом под последним понимается не просто свободное, т. е. праздное, время, а время для осуществления значимых для личности, для ее самореализации форм деятельности.
Культурно-досуговая деятельность становится частью конкретно-исторической программы развития личности, что создает предпосылки для ее интеграции с производственной средой. В реальности досуг становится все более регламентируемым и контролируемым типом деятельности и наполняется все более разнообразными ее формами, которые постепенно становятся взаимозависимыми между собой. Это позволяет организовывать систематическое и целенаправленное создание условий для формирования конкретно-исторической модели личности и уклада ее жизни [5]. Под моделью личности понимается идеал, образец, комплекс определенных свойств и черт, заставляющих последнюю воспринимать общественное мнение как должное. Для общества - это укрепление определенного типа внутренних социальных связей между всеми народностями, населяющими страну, между отдельными группами и слоями населения. Создание эстетически организованной среды, оказывающей свое воздействие на человека в условиях досуга, является одним из элементов социальной политики.
Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств реализации сущностных сил человека и оптимизации социально-культурной среды, окружающей его. В культурно-досуговой деятельности, как правило, слитно присутствуют моменты преобразования, познания и оценки», так определяет это ключевое понятие один из ученых [2].Культурно-досуговая деятельность является также важным фактором реализации ведущих принципов демократии: гласности, свободы слова, раскрепощенного сознания. Здесь обеспечивается подлинный плюрализм и состязательность идей, возможность высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Культурно-досуговая деятельность есть процесс создания, распространения и умножения духовных ценностей. Это положение подтверждается следующим определением: «Культурно-досуговая деятельность есть специализированная подсистема духовно-культурной жизни общества, функционально объединяющая социальные институты, призванные обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их активное творческое освоение людьми в сфере досуга в целях формирования гармонично развитой, творчески активной личности» [2, с. 25].
Рассмотрение сущностных характеристик культурно-досуговой деятельности подводит к необходимости выяснения ее предмета, определению ее границ. Учитывая, что объект - посетитель учреждения культуры или человек, занимающийся домашним досугом, представляет собой сложную, противоречивую личность, обладающую только ей присущими мировоззренческими, психологическими, нравственными и эстетическими качествами, умениями и навыками, то культурно-досуговая деятельность дополняет, гармонизирует ее жизнь как с точки зрения физической, так и духовной. При раскрытии предмета культурно-досуговой деятельности необходимо исходить из способа производства трудовой, социально преобразующей деятельности людей, из воздействий социальных условий на сознание и поведение личности [7].
Предметомкультурно-досуговой деятельности является изучение различных содержательных механизмов общественного сознания, существующего как целостное отражение общественной жизни, ее материальных и духовных аспектов. Культурно-досуговая деятельность есть способ индивидуального самоутверждения личности, осмысления своего бытия в прошлом, настоящем и будущем.
Изменения в теоретическом осмыслении культурно-досуговой деятельности зависят от познания ее объективных закономерностей как процесса освоения мира, от осмысления характеристик развития как всей отрасли, так и ее отдельных сфер, от научного использования результатов познания тех перемен, которые отмечаются в процессе реализации новой концепции человека и нового понимания жизни общества [9].
Только с учетом психологии личности и психологии групп, коллективов и массы людей можно говорить о содержательности культурно-досуговой деятельности, аргументированном использовании форм и методов подачи материала.
Ставя цель развитие личности, учитывая добровольность и личную инициативу в культурно-досуговой деятельности, уровень подготовки и форму деятельности людей, специалисты учреждений культуры создают программы, предлагают соответствующую предметную деятельность [12].
Поскольку у каждой личности свои мотивы приобщения к культурно-досуговой деятельности, возникает необходимость изучения общих принципов этого процесса. Но в условиях свободного выбора форм проведения досуга, добровольности нельзя не учитывать общих психологических особенностей личности, проявляющихся и в познавательном, и в творческом, и коммерческом видах деятельности.Объектом культурно-досуговой деятельности является содержание, формы, средства, методы и инструменты интеллектуального и эмоционального воздействия на личность, группу или массу людей, стабильную и нестабильную аудиторию, разные социальные общности.Социальная обусловленность культурно-досуговой деятельности тесно связана с жизнедеятельностью отдельного индивида, с личностным смыслом его бытия. Именно на основе раскрытия диалектики социального и индивидуального в систему культурно-досуговой деятельности включаются все учреждения культуры и средства массовой информации и инструменты, обеспечивающие условия занятий домашним досугом.
Процесс функционирования культурно-досуговой деятельности в этом плане можно представить, как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Если первая состоит в присвоении индивидом своей социальной сущности, то вторая - в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которому он получает возможность развиваться согласно собственным природным задаткам и потребностям.Следовательно, культурно-досуговая деятельность - это коллективный и индивидуальный способ жизнедеятельности людей, отличающихся рядом общих признаков. Их жизнедеятельность осуществляется и в индивидуальной форме, обладающей обособленностью и относительной самостоятельностью; она представляет собой совокупность норм, труда и быта, права, морали, обычаев, традиций, обрядов, правил поведения [10].
Целостную систему культурно-досуговой деятельности следует рассматривать как процесс постоянного развития в неразрывном единстве теории, организации и методики. В этой системе следует различать не только четкую структуру, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, зафиксированных на какой-либо определенный момент, но и ее ярко выраженный динамизм развития и совершенствования каждого элемента. Кроме того, следует уяснить, что система культурно-досуговой деятельности включает в себя такие сложные компоненты, которые сами являются самостоятельными системами: это сеть учреждений культуры разных типов (клубных учреждений, парков культуры и отдыха, музеев, библиотек, центров досуга, культурных комплексов, молодежных кафе, ночных клубов и т.п.); местные органы и управленческое руководство среднего и высшего звена; научные, средние и высшие учебные заведения, институты и курсы повышения квалификации работников культуры; материально-техническая база учреждений культуры.
Современная теория рассматривает культурно-досуговую деятельность как процесс освоения человеком мира, в основе которого лежит многосторонняя по своей природе деятельность, имеющая собственные функции, цели, средства, результат. Культурно-досуговая деятельность в этом контексте представляется системой со сложной структурой, переплетением типов и видов деятельности. На каждом этапе исторического развития виды культурно-досуговой деятельности упорядочиваются, приобретая определенное значение для человека и общества.
В изучении культурно-досуговой деятельности наиболее распространенным и разработанным остается аналитический, а не целостный подход, то есть изучение отдельных ее сторон. Это естественно, ибо в каждой молодой науке сначала происходит накопление знаний об объекте, а потом их объединение. Постепенный переход от знаний отдельных сторон культурно-досуговой деятельности к ее всестороннему изучению возможен только на основе системного подхода.Системный подход позволяет обнаружить внутренние механизмы действия отдельных компонентов, вскрыть их единство и связь. Что касается функционирования системы, изучения ее в движении, динамике, то здесь мы обращаемся к различным наукам [1].
Культурно-досуговая деятельность как процесс, выражая суть и логику педагогического воздействия, выступает как связь объекта и субъекта. В этом смысле система состоит из следующих необходимых компонентов: субъект, объект, цель, содержание, средства, методы, формы, материально-техническая база, финансовое обеспечение процесса. Стоит пренебречь хотя бы одним из компонентов, исключить его из анализа, как система перестает функционировать и распадается. Мы предполагаем, что смысл системного подхода состоит во взгляде на названные компоненты как единый технологический процесс. В этом смысле можно утверждать, что в сфере досуга человек проявляется полностью, то есть он становится таким, какой он есть на самом деле.
Самым эффективным институтом в культурно-досуговой деятельности является учреждение культуры. В учреждениях культуры культурно-досуговая деятельность становится систематической и приобретает творческий характер. Поведение человека в сфере досуга, обусловленное его менталитетом, позволяет сделать вывод о том, что в культурно-досуговой деятельности личность предстает именно такой, какой она могла бы стать при других обстоятельствах.
В современных условиях к деятельности учреждений культуры предъявляются повышенные требования самого разного характера, в том числе организация коммерческой деятельности. Умение создать условия для самостоятельной деятельности специалистам, дать им возможность развиваться как субъектам рыночной экономики значит сделать учреждение культуры самоорганизующейся системой, способной развиваться лишь при условии успешной коммерческой деятельности, дающей возможность поощрения инициативы, введения всевозможных новшеств.
Библиографический список
Белогуров А.П. Летний лагерь как среда социализации / А. П. Белогуров // Народное образование. - 2009. - № 3. - С. 15-16.
Григоренко Ю.Н., Кострецова М.В. Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе: для учителей, воспитателей и педагогов - организаторов внеклассной работы / Ю.Н. Григоренко, М.В. Кострецова. – М: Педагогическое общество России, 2004. - 224 с.
Мануйлов Ю.С. Воспитание средой. / Ю. С. Мануйлов // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». 2008. № 1. – С. 23-26.
Нечаев М.П. Настольная книга вожатого детского коллектива: учебно-методическое пособие. / М. П. Нечаев. – М.: УЦ «Перспектива», 2015. – 136 с.
Организация досуговой деятельности детей в лагере [Электронный ресурс]; Режим доступа: https://studme.org/377656/pedagogika/organizatsiya_dosugovoy_deyatelnosti_detey_lagere
Организация летне-оздоровительного отдыха / сост. Т.Е. Заводова. – Минск, 2006. - 50 с.
Рыбинский Е.М. Научно-методические основы летнего отдыха / Е.М. Рыбинский // Народное образование. - 2000. - № 4-5. - С. 5-10.
Технология культурно-досуговой деятельности [Электронный ресурс] Режим доступа: https://studfile.net/preview/6829120/
Формы и методы организации досуга и оздоровления детей в условиях летнего лагеря // Воспитание школьников. - 2002. - № 5. - С. 45-53.
Чеченева Н.Г. Организация игр и развлечений / Н.Г. Чеченева. - Орел, 2008. - 148 с.
Шмаков С.А. Летний лагерь: вчера и сегодня: методическое пособие / С. А. Шмаков. – Липецк: Инфол, 2012. – 83 с. – с. 43
Яценко Г.В. Основные направления личностного развития подростков в детском оздоровительном лагере/ // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2010. – Том 16. – С.116-119.