Досуговая деятельность: понятие, характеристика и сущность - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Досуговая деятельность: понятие, характеристика и сущность

Сапрыкин Д.О. 1, Масленникова С.Ф. 1
1уральский государственный лесотехнический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Досуговая деятельность является объектом изучения достаточно широкого круга общественных наук, таких как философия, социология, педагогика, психология и т.д. Каждая из данных наук привносить в понимание досуговой деятельности что-то свое. Так, в некоторых науках понятие «досуг», «досуговая деятельность» и «свободное время» используются как синонимы.

Досуговая деятельность может осуществляться как в домашних условиях, так и в специально созданных для этого учреждениях (дома творчества, клубы, музеи, библиотеки и т.п.). Основная задача данных учреждений - создание необходимых условий для организации интересной и познавательной досуговой деятельности детей и взрослых. Досуговая деятельность подразделяется на несколько взаимосвязанных между собой групп деятельности человека: Обучение и самообразование - включает в себя разнообразные формы коллективного и группового освоения культуры, посещение культурно-досуговых мероприятий, музеев, чтение книг, просмотр телепередач и театральных постановок, прослушивание радио и т.д. Разнообразные формы общественной и любительской деятельности - представлены самодеятельными увлечениями (хобби) и занятиями, спортом, физической культурой, туризмом, экскурсиями и т.п. Общение с окружающими людьми, в рамках товарищеских встреч, посиделок в кафе, ресторанах или дома, игры и занятия с детьми и т.п. Пассивные формы отдыха.

Понятие «досуг» зачастую сопоставляют с термином «свободное время» [11, с. 43]. Данная тенденция возникла не так давно, перешагнув к нам из западной социологии. В большинстве стран мира вместо термина «свободное время» употребляют термин «досуг».

Изъясняясь об организации досуга, невозможно никак не проанализировать само понятие досуг - это время и пространство, находящееся за пределами обязательной (профессиональной, учебной) деятельности человека, которое свободно от необходимого труда в сфере общественного производства, а также от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений [6].

С целью установления свободного времени отдельного человека из его суточного бюджета времени (24 часа) следует вычесть время, которое он затрачивает:

- на трудовые функции, учебу, включал дорогу к месту учебы и обратно;

- физиологический отдых (ночной сон);

-оздоровительные и санитарно-гигиенические нужды (включая утренний туалет, стирку белья, мытье посуды и др.);

- прием пищи;

-неотложную помощь близким людям (например, уход за больным) и др. [8]

Социологический анализ досуга требует предварительного уточнениястроя основных определений. Так как понятие «досуг» является отправной точкой для характеристики рекреационного пространства для жизни молодежи, необходимо разъяснить его в связи с иным пониманием содержания свободного времени и интерпретации досуга в научной литературе согласно данному вопросу.

Современная цивилизация достигла той степени развития, когда дальнейшее ее движение вперед стало полностью зависеть от пробле­мы совершенствования человека. Сейчас наступил период, когда все­стороннее развитие личности, всех ее сущностных сил становится не только ее гуманным идеалом, но и приобретает характер необходимос­ти закономерного развития общества. Трудовая деятельность - есте­ственное состояние людей. Труд является главным средством подъема творческих сил человека. В этих условиях материальная потребность самовыражения побуждает личность активно включаться в трудовую деятельность и деятельность в сфере досуга. Сущность культурно-досуговой деятельности определяется состоянием всего комплекса социально-экономических, политических и культурных факторов, обес­печивающих жизнь общества [6].

Деятельность учреждений культуры сегодня обретает особую акту­альность и выдвигает их на ответственные рубежи организации досуга населения. Учреждение культуры может обеспечить широкий диапазон и универсальность содержания этой деятельности, создает условия развития личности, коллективных форм организации, обуславливающих взаимодействие различных социальных, профессиональных, культурных, возрастных групп населения и т.д. Гуманистическая направленность культурно-досуговой деятельности, воспитание потребности индивида во всестороннем развитии вступает в противоречие с рыночны­ми отношениями, особенно в выборе форм проведения досуга и его содержании.

Основное назначение учреждений культуры - создание условий для удовлетворения растущих духовно-культурных потребностей и форми­рование мотивов поведения, что требует значительных организацион­но-педагогических усилий.

Принятие самостоятельных решений в процессе трудовой дея­тельности и на досуге формирует новый тип человека, существенными чертами которого являются: заинтересованное отношение к делу, ак­тивность, способность к сочетанию умственного и физического, испол­нительского и управленческого труда. Творческий характер труда сти­мулирует познавательную активность и самообразовательную деятель­ность населения. Поэтому культурно-досуговая деятельность всегда складывается в процессе активного освоения личностью общественных и производственных отношений и зависит от интересов и потребностей ее политического, культурного и нравственного развития в сфере про­изводства и досуга. Переход к рыночным отношениям вызывает необ­ходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреж­дений культуры, методов ее осуществления [4].

В России досуг никогда не являлся праздным времяпрепровожде­нием. Досуг как пространство всегда наполнялся разнообразным со­держанием, вызванным необходимостью личности решать те или иные культурные задачи. Поэтому понять смысл досуга и выявить его функ­ции в принципе возможно лишь в том случае, если проникнуть в его функциональные особенности, выявить тип культуры, в котором функ­ционируют разные формы досуга.

Для истории России характерно то, что на разных ее этапах проис­ходил радикальный разрыв с культурным опытом предшествующих по­колений, отход не только от отдельных традиций, но и от культуры в целом. Это во многом объясняет, почему государство становится регу­лятором исторического процесса, решающей силой, определяющей жизнь как общества, так и личности [3].

Структура государственного устройства определяет ценностно-ориентированную базу культуры. Следовательно, чем более самоцен­ной становилась жизнь личности, не сводимая к утилитарным видам деятельности, тем больше оснований говорить о культурном досуге. При этом под последним понимается не просто свободное, т. е. празд­ное, время, а время для осуществления значимых для личности, для ее самореализации форм деятельности.

Культурно-досуговая деятельность становится частью конкретно-исторической программы развития личности, что создает предпосылки для ее интеграции с производственной средой. В реальности досуг ста­новится все более регламентируемым и контролируемым типом дея­тельности и наполняется все более разнообразными ее формами, кото­рые постепенно становятся взаимозависимыми между собой. Это по­зволяет организовывать систематическое и целенаправленное создание условий для формирования конкретно-исторической модели лич­ности и уклада ее жизни [5]. Под моделью личности понимается идеал, образец, комплекс определенных свойств и черт, заставляющих по­следнюю воспринимать общественное мнение как должное. Для об­щества - это укрепление определенного типа внутренних социальных связей между всеми народностями, населяющими страну, между от­дельными группами и слоями населения. Создание эстетически органи­зованной среды, оказывающей свое воздействие на человека в услови­ях досуга, является одним из элементов социальной политики.

Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств реализации сущностных сил человека и оптимизации социаль­но-культурной среды, окружающей его. В культурно-досуговой деятель­ности, как правило, слитно присутствуют моменты преобразования, познания и оценки», так определяет это ключевое понятие один из уче­ных [2].Культурно-досуговая деятельность является также важным факто­ром реализации ведущих принципов демократии: гласности, свободы слова, раскрепощенного сознания. Здесь обеспечивается подлинный плюрализм и состязательность идей, возможность высказывать и от­стаивать свою точку зрения.

Культурно-досуговая деятельность есть процесс создания, распро­странения и умножения духовных ценностей. Это положение подтверж­дается следующим определением: «Культурно-досуговая деятельность есть специализированная подсистема духовно-культурной жизни об­щества, функционально объединяющая социальные институты, при­званные обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их активное творческое освоение людьми в сфере досуга в целях фор­мирования гармонично развитой, творчески активной личности» [2, с. 25].

Рассмотрение сущностных характеристик культурно-досуговой дея­тельности подводит к необходимости выяснения ее предмета, опреде­лению ее границ. Учитывая, что объект - посетитель учреждения куль­туры или человек, занимающийся домашним досугом, представляет собой сложную, противоречивую личность, обладающую только ей при­сущими мировоззренческими, психологическими, нравственными и эс­тетическими качествами, умениями и навыками, то культурно-досуговая деятельность дополняет, гармонизирует ее жизнь как с точки зрения физической, так и духовной. При раскрытии предмета культурно-досуговой деятельности необходимо исходить из способа производства трудовой, социально преобразующей деятельности людей, из воздей­ствий социальных условий на сознание и поведение личности [7].

Предметомкультурно-досуговой деятельности является изуче­ние различных содержательных механизмов общественного сознания, существующего как целостное отражение общественной жизни, ее материальных и духовных аспектов. Культурно-досуговая деятель­ность есть способ индивидуального самоутверждения личности, осмыс­ления своего бытия в прошлом, настоящем и будущем.

Изменения в теоретическом осмыслении культурно-досуговой деятельности зависят от познания ее объективных закономерностей как процесса освоения мира, от осмысления характеристик развития как всей отрасли, так и ее отдельных сфер, от научного использования ре­зультатов познания тех перемен, которые отмечаются в процессе реа­лизации новой концепции человека и нового понимания жизни общест­ва [9].

Только с учетом психологии личности и психологии групп, коллективов и массы людей можно говорить о содержательности культурно-досуговой деятельности, аргументированном использовании форм и методов подачи материала.

Ставя цель развитие личности, учитывая добровольность и личную инициативу в культурно-досуговой деятельности, уровень подготовки и форму деятельности людей, специалисты учреждений культуры созда­ют программы, предлагают соответствующую предметную деятель­ность [12].

Поскольку у каждой личности свои мотивы приобщения к культур­но-досуговой деятельности, возникает необходимость изучения общих принципов этого процесса. Но в условиях свободного выбора форм проведения досуга, добровольности нельзя не учитывать общих психологических особенностей личности, проявляющихся и в познавательном, и в творческом, и коммерческом видах деятельности.Объектом культурно-досуговой деятельности является содер­жание, формы, средства, методы и инструменты интеллектуально­го и эмоционального воздействия на личность, группу или массу лю­дей, стабильную и нестабильную аудиторию, разные социальные общности.Социальная обусловленность культурно-досуговой деятельности тесно связана с жизнедеятельностью отдельного индивида, с личност­ным смыслом его бытия. Именно на основе раскрытия диалектики социального и индивидуального в систему культурно-досуговой деятель­ности включаются все учреждения культуры и средства массовой ин­формации и инструменты, обеспечивающие условия занятий домашним досугом.

Процесс функционирования культурно-досуговой деятельности в этом плане можно представить, как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Если первая состоит в присвоении индивидом своей социальной сущности, то вторая - в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которому он получает возможность развиваться согласно собственным природным задаткам и потребностям.Следовательно, культурно-досуговая деятельность - это коллек­тивный и индивидуальный способ жизнедеятельности людей, отли­чающихся рядом общих признаков. Их жизнедеятельность осу­ществляется и в индивидуальной форме, обладающей обособлен­ностью и относительной самостоятельностью; она представляет собой совокупность норм, труда и быта, права, морали, обычаев, традиций, обрядов, правил поведения [10].

Целостную систему культурно-досуговой деятельности следует рассматривать как процесс постоянного развития в неразрывном единстве теории, организации и методики. В этой системе следует раз­личать не только четкую структуру, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, зафиксированных на какой-либо опре­деленный момент, но и ее ярко выраженный динамизм развития и со­вершенствования каждого элемента. Кроме того, следует уяснить, что система культурно-досуговой деятельности включает в себя такие сложные компоненты, которые сами являются самостоятельными си­стемами: это сеть учреждений культуры разных типов (клубных учреж­дений, парков культуры и отдыха, музеев, библиотек, центров досуга, культурных комплексов, молодежных кафе, ночных клубов и т.п.); местные органы и управленческое руководство среднего и высшего звена; научные, средние и высшие учебные заведения, институты и курсы повышения квалификации работников культуры; материально-техническая база учреждений культуры.

Современная теория рассматривает культурно-досуговую деятель­ность как процесс освоения человеком мира, в основе которого лежит многосторонняя по своей природе деятельность, имеющая собственные функции, цели, средства, результат. Культурно-досуговая деятельность в этом контексте представляется системой со сложной структурой, переплетением типов и видов деятельности. На каждом этапе исторического развития виды культурно-досуговой деятельности упорядочи­ваются, приобретая определенное значение для человека и общества.

В изучении культурно-досуговой деятельности наиболее распространенным и разработанным остается аналитический, а не целостный подход, то есть изучение отдельных ее сторон. Это естественно, ибо в каждой молодой науке сначала происходит накопление знаний об объ­екте, а потом их объединение. Постепенный переход от знаний отдель­ных сторон культурно-досуговой деятельности к ее всестороннему из­учению возможен только на основе системного подхода.Системный подход позволяет обнаружить внутренние механизмы действия отдельных компонентов, вскрыть их единство и связь. Что касается функционирования системы, изучения ее в движении, динами­ке, то здесь мы обращаемся к различным наукам [1].

Культурно-досуговая деятельность как процесс, выражая суть и ло­гику педагогического воздействия, выступает как связь объекта и субъ­екта. В этом смысле система состоит из следующих необходимых компонентов: субъект, объект, цель, содержание, средства, методы, формы, материально-техническая база, финансовое обеспечение про­цесса. Стоит пренебречь хотя бы одним из компонентов, исключить его из анализа, как система перестает функционировать и распадается. Мы предполагаем, что смысл системного подхода состоит во взгляде на названные компоненты как единый технологический процесс. В этом смысле можно утверждать, что в сфере досуга человек проявляется полностью, то есть он становится таким, какой он есть на самом деле.

Самым эффективным институтом в культурно-досуговой деятель­ности является учреждение культуры. В учреждениях культуры культур­но-досуговая деятельность становится систематической и приобретает творческий характер. Поведение человека в сфере досуга, обусловлен­ное его менталитетом, позволяет сделать вывод о том, что в культурно-досуговой деятельности личность предстает именно такой, какой она могла бы стать при других обстоятельствах.

В современных условиях к деятельности учреждений культуры предъявляются повышенные требования самого разного характера, в том числе организация коммерческой деятельности. Умение создать условия для самостоятельной деятельности специалистам, дать им возможность развиваться как субъектам рыночной экономики значит сделать учреждение культуры самоорганизующейся системой, способ­ной развиваться лишь при условии успешной коммерческой деятель­ности, дающей возможность поощрения инициативы, введения всевоз­можных новшеств.

Библиографический список

Белогуров А.П. Летний лагерь как среда социализации / А. П. Белогуров // Народное образование. - 2009. - № 3. - С. 15-16.

Григоренко Ю.Н., Кострецова М.В. Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе: для учителей, воспитателей и педагогов - организаторов внеклассной работы / Ю.Н. Григоренко, М.В. Кострецова. – М: Педагогическое общество России, 2004. - 224 с.

Мануйлов Ю.С. Воспитание средой. / Ю. С. Мануйлов // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». 2008. № 1. – С. 23-26.

Нечаев М.П. Настольная книга вожатого детского коллектива: учебно-методическое пособие. / М. П. Нечаев. – М.: УЦ «Перспектива», 2015. – 136 с.

Организация досуговой деятельности детей в лагере [Электронный ресурс]; Режим доступа: https://studme.org/377656/pedagogika/organizatsiya_dosugovoy_deyatelnosti_detey_lagere

Организация летне-оздоровительного отдыха / сост. Т.Е. Заводова. – Минск, 2006. - 50 с.

Рыбинский Е.М. Научно-методические основы летнего отдыха / Е.М. Рыбинский // Народное образование. - 2000. - № 4-5. - С. 5-10.

Технология культурно-досуговой деятельности [Электронный ресурс] Режим доступа: https://studfile.net/preview/6829120/

Формы и методы организации досуга и оздоровления детей в условиях летнего лагеря // Воспитание школьников. - 2002. - № 5. - С. 45-53.

Чеченева Н.Г. Организация игр и развлечений / Н.Г. Чеченева. - Орел, 2008. - 148 с.

Шмаков С.А. Летний лагерь: вчера и сегодня: методическое пособие / С. А. Шмаков. – Липецк: Инфол, 2012. – 83 с. – с. 43

Яценко Г.В. Основные направления личностного развития подростков в детском оздоровительном лагере/ // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2010. – Том 16. – С.116-119.

Просмотров работы: 2197