О некоторых аспектах технологии досуговой деятельности - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

О некоторых аспектах технологии досуговой деятельности

Сапрыкин Д.О. 1, Медведева А.А. 2
1Уральский государственный лесотехнический университет
2уральский государственный лесотехнический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Впервые понятие «технология досуговой деятельности» введено в начале 90-х гг. XX в., ранее в понятийном аппарате использовались такие термины, как «организация» и «методика» досуговой деятельности. Одними из авторов и разработчиков научного подхода к определению технологии досуговой деятельности являются исследователи Д.М. Генкин [2] и А.Д. Жарков [4]. Под технологией досуговой деятельности молодежи понимаются средства, формы и методы досуговой деятельности, используемые в учебной и внеаудиторной работе, с помощью которых достигается личностный рост и развитие различных категорий молодежи, совокупность методик, разработок, расчетов, внедрение различных инноваций, способных обеспечить достижение определенной воспитательной цели. Технологии досуговой деятельности реализуются в различных направлениях работы учреждений и охватывают все этапы подготовки и проведения мероприятий и программ, включая социальный заказ, цель, формы и методы, средства достижения цели, материально-техническое и кадровое обеспечение, конечные результаты [2]. В технологиях досуговой деятельности молодежи можно выделить следующие подсистемы:

1) организационную – предполагает деятельность учреждения, организующего молодежный досуг, определение его структуры, сложившуюся систему распределения полномочий между сотрудниками, специфические особенности работы с той или иной молодежной аудиторией;

2) методическую – принятый алгоритм разработки и реализации отдельных культурно-досуговых программ, включая сценарную разработку, режиссуру, степень участия молодежи (наблюдатели, участники, организаторы), освоение инновационных технологий деятельности;

3) социально-психологическую – особенности формальных и неформальных отношений сотрудников и молодежных групп в организации, отношения с внешней средой, сложившаяся практика подготовки и проведения внутриорганизационных мероприятий;

4) управленческую – связь с общественностью, овладение маркетинговыми технологиями, рекламные процессы, сложившаяся практика работы с сотрудниками и др. Составными элементами технологии досуговой деятельности с молодежью являются: концептуальность, т.е. опора на определенную научную концепцию, включающую обоснование достижения поставленных целей при организации различных форм работы с молодежью; системность, заключающаяся в логике и целостности досугового процесса, взаимосвязи всех его элементов; управляемость, что предполагает компетентный анализ конкретной ситуации, разработку и реализацию досуговых проектов и программ, способность варьировать средства и методы досуга для достижения лучших результатов; эффективность современных досуговых технологий, которая должна заключаться в конечных результатах и оптимальных затратах на их разработку и внедрение; во производимость технологии, ориентированная на возможность применения разработанной технологии досуговой деятельности в других подобных учреждениях, работающих с молодежью. Таким образом, технологии досуговой деятельности могут быть реализованы во всех сферах жизни молодых людей, в их основе лежит содержательная техника реализации теории досуга в практику досуговой деятельности [6].

В науке и практике выделяют общие, функциональные и дифференцированные технологии, применяемые в сфере досуговой деятельности. Общие технологии ориентированы на наиболее характерные процессы, происходящие в досуговой деятельности молодежи (например, процесс организации молодежного праздника в учреждениях досуговой сферы). Праздник – это неотъемлемая часть любой народной культуры, это не только дни отдыха, но и итог какого-то периода, цикла, этапа жизнедеятельности людей. Праздники существовали во все времена, и несут эмоциональную нагрузку, обеспечивая, при этом, передачу традиций поколений, сближение людей, на основе духовных, эстетических и творческих интересов [7].

Значение праздников:

1. Обеспечение широких возможностей общения, является одним из видов духовного творчества людей.

2. Означает такую организацию досуга, которая основывается не только на восприятии, но и на активном действии. Массовые праздники – это комплекс культурных и художественных мероприятий, для него характерна масштабность действия, характерен для больших залов, площадей и т.д. Классификация праздников:

1. Типология праздников по социальному критерию государственные, народные, церковные и др.

2. Типология по демографическому критерию детские, школьные, студенческие, молодежные, для тех, кому за... и др.

3. Праздники по видам трудовые - прививающие любовь к профессии, семейно-бытовые, военно-спортивные и др. [9]

Понимание личности как совокупности общественных отношений позволяет видеть процесс ее развития как сложную динамичную систему, включающую в себя присущую ей культуру. Поэтому можно вычислить по уровню культуры разных типов личностей одновременно и уровень культуры общества, ценности которого впитал конкретный его представитель. Не менее правомерно в этом случае утверждать, что, изучая закономерности функционирования технологии культурно-досуговой деятельности, мы опираемся на совокупность основных характеристик человеческого существования (национальных, бытовых, технических, нравственных, религиозных, художественных и т. д.). Технология культурно-досуговой деятельности выступает как «единый процесс» своих конкретных связей с жизнью. Задача состоит не только в том, чтобы человек накопил в своей жизни знания, усвоил внешние черты цивилизованности и научился пользоваться ими как средством, но и в том, чтобы он отождествил свое «Я» с содержанием культурно-досуговой деятельности.

В этой связи представляется вполне закономерным, что культурно-досуговую деятельность находится в неразрывной связи с категорией социализации. Это обусловлено тем, что социализация рассматривается как способ становления личности, усвоения ею всего многообразия социального опыта, формирование готовности и способности эффективно выполнять различные социальные роли, выработать свою совокупность отношения к миру.

К этому следует добавить, что Л.С. Выготский прямо связывает понятия «социальное» и «социальное отношение людей» при рассмотрении их в качестве источника психического развития личности [1].

Категория «развитие» является центральным понятием в назначении культурно-досуговой деятельности и характеризует диалектику человеческой природы. Степень развития (объединённой, интегрированности и проявления качеств) характеризует целостность личности. Всесторонне и гармонически развитая личность - «система», которая становится целостной. Целостную личность отличает высокий уровень развития «всесторонности».Непосредственное бытие личности и доминанты культурно-досуговой деятельности обусловлены характером ментальности, ориентирами духовно-нравственных ценностей и являются самой сутью технологического процесса.

Технология культурно-досуговой деятельности обеспечивает по своей линии «внутреннюю» жизнедеятельность учреждения культуры и в то же время является концентрирующим началом их внешних взаимосвязей с другими компонентами системы, в которую данные учреждения вписаны. Разработка понятия «технология культурно-досуговой деятельности» вызвана нарастающей потребностью в обобщающей, логически четкой конструкции нового управленческого подхода, способного отразить принципы, формы, методы оптимального взаимодействия как внутренних, так и внешних процессов, присущих учреждениям культуры[3].

Все это определяет основные способы связи учрежденческих функций и функций спонтанно развивающегося общественного социокультурного движения, создания ему наилучших для волеизлияния и практического действия условий. При этом имеется в виду качественное преобразование учреждений культуры, в частности, создание в этих учреждениях нового хозяйственного механизма, предусматривающего резкое повышение их экономической самостоятельности и демократичности функционирования, укрепления контактов с формализованными и т. п. «неформальными» организациями, расширение гарантированных прав последних при использовании учреждений культуры.

В понятие культурно-досуговой деятельности входит и рассмотрение совокупности условий новых отношений субъекта и объекта, отвечающих требованиям современности, что позволяет получить принципиально иное по сравнению с существующей практикой представление о деятельности учреждений культуры, соответствующее задачам дня.Анализ основных составляющих технологии культурно-досуговой деятельности, - «организация» и «методика» показывает, что они характеризуются как производное понятие - профессиональная деятельность, направленная на объект (посетителя учреждения культуры и домашнего участника) и обусловленная влиянием социально-экономических и культурных факторов. Поэтому слияние организации и методики культурно-досуговой деятельности и их переход их друг в друга, уровень этой связи и определяют облик каждого учреждения культуры, эффективность его функционирования и влияния на домашний досуг.

Следовательно, невозможно понять сущность и противоречия технологического процесса в учреждении культуры без учета уровня и динамики организации и методики их соотношения, перехода друг в друга. Процесс этот сложный, многоплановый, противоречивый, поскольку решает основную задачу - точное соблюдение технологического процесса, направленного на создание оригинальных решений в традиционных формах и выдвижение новых форм на основе инициативного движения народа к культуре в условиях досуга.

Иными являются теперь и критерии эффективности культурно-досуговой деятельности. В основном ее результаты оценивались по масштабности, по охвату участников и зрителей, по яркости подготовки, что зачастую вместо воспитательного результата, к которому якобы стремились субъекты, приводило к парадности.

В целостной системе технологии культурно-досуговой деятельности взаимодействия частей возникает новое качество, которое, в свою очередь, подчиняет себе эти части, преобразует их. Здесь налицо взаимодействие частей, в процессе которого причина и следствие постоянно меняются местами. Причина через серию прямых и опосредованных связей испытывает обратное влияние своего собственного следствия.

В целостной системе технологии культурно-досуговой деятельности действуют не механические, а сложные способы причинной зависимости друг от друга. Целостная система технологии культурно-досуговой деятельности движется к определенной цели и характеризуется прежде всего целесообразностью. Цель выступает в системе технологии культурно-досуговой деятельности как ее важнейший системообразующий и синтезирующий компонент. Достижение цели требует средств, форм и методов, операций, действий, оптимальных в конкретных условиях. Следовательно, цель является стимулом всей системы технологии, а задачи служат целями организационного и методического видов деятельности.

Здесь надо отметить, что действие является важнейшим элементом в системе технологии культурно-досуговой деятельности. В связи с выделением действия как важнейшего элемента системы технологии культурно-досуговой деятельности подчеркнем, что всегда сколько-нибудь развернутая деятельность предполагает совокупность действий, которые связаны между собой жесткой последовательностью. Деятельность специалистов осуществляется в виде совокупности действий, подчиняющихся частным целям, которые могут выделяться из общей цели, где роль общей цели выполняет осознанный мотив, превращающийся благодаря его осознанию в мотив-цель. Но от мотива деятельности специалистов-профессионалов зависит только зона объективно адекватных целей. Субъективное же выделение цели, т. е. осознание культурно-досуговыми работниками ближайшего результата, достижение которого осуществляет данную деятельность, способную удовлетворить потребность, опредмеченную в ее мотиве, представляет собой особый процесс [10].

В практической деятельности культурно-досуговых работников целесообразное выступает в качестве важнейшего фактора формирования деятельности субъекта воспитания, ибо всякая цель существует в определенной предметной ситуации. В процессе осознания субъектом цели она может выступить в абстракции от этой ситуации. Но в технологии культурно-досуговой деятельности действие не может абстрагироваться от процесса. Отсюда каждое действие имеет и свою операционную основу: как, каким образом может быть достигнута поставленная задача? Задача это и есть конкретизация цели в оптимальных условиях функционирования учреждения культуры. Поэтому действие имеет особую внутреннюю пружину, а именно, способы которыми оно осуществляется. Совокупность таких способов мы называем операциями.

В научной литературе термины «действие» и «операция» зачастую рассматриваются как идентичные [5]. В контексте анализа технологии культурно-досуговой деятельности их четкое различие принципиально важно. Если действия субъектов и их актива соотносительны целям, то операции соответствуют условиям, в которых осуществляется достижение цели. Цель у культурно-досуговых работников различна, условия, в которых они будут достигаться, также различны. В связи с этим меняется и операционный состав способов, осуществляющих действие.Специальное выделение дефиниций «действие» и «операция» из общего комплекса технологических единиц объясняется тем, что они являются основополагающими и для организации, и для методики культурно-досуговой деятельности.

Значит, организация и методика культурно-досуговой деятельности, с одной стороны, опосредуются внутренними потенциалами действий людей, а с другой - обусловливаются условиями, процессами, в которых они протекают. Поэтому деятельность субъекта учреждения культуры опосредуется и регулируется практикой, реальностью. То, что в предметном мире выступает для субъекта как мотивы, цели и условия его деятельности, должно быть им так или иначе воспринято, представлено, понятно, удержано и воспроизведено. Это относится и к активистам, лидерам, инициативным группам, коллективам учреждения культуры, членам трудовых коллективов, государственных и общественных учреждений, частных организаций, неформальных объединений, создает невиданные по своей сложности и вариативности взаимоотношения и отношения.

Научно доказано, что любой вид целенаправленной человеческой деятельности при условии превращения последней в самостоятельность, т.е. деятельность, свободную от внешнего принуждения, и становится основой развития и приложения ее сущностных сил. В этом смысле культурно-досуговая деятельность является качественной характеристикой способа человеческой деятельности, которая превращает его в средство раскрытия и реализации сущностных сил человека. Здесь она выступает одним из важнейших средств приобщения людей к культуре, порождает у них новые духовные потребности, и прежде всего потребность в творчестве. М. Горький отмечал, что: «росту человеческих потребностей нет предела. Только благодаря этому и существует непрерывный процесс культуры». Стержнем технологии культурно-досуговой деятельности служит удовлетворение круга человеческих потребностей. Это идеал, стратегическая цель, которая на современном этапе переходит в плоскость практических задач, придавая этому процессу ярко выраженную социальную направленность [8].То, что человек служит одновременно и объектом, и субъектом культурно-досуговой деятельности, средством и результатом развития личности, доказывает необходимость слияния организации и методики культурно-досуговой деятельности в единый технологический процесс.

Библиографический список

Выготский Л.С. Психология искусства. / Л.С. Выготский. – М.: РИПОЛ классик, 2017. – 528 с.

Генкин Д.М. Массовые праздники: учебное пособие. / Д.М. Генкин. – М.: Просвещение. 1975. – 145 с.

Григоренко Ю.Н. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере / Ю.Н. Григоренко. – М., 2003. – 102 с.

Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник. / А. Д. Жарков. – М.: МГУКИ, 2007. – 480 с.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1977. – 304 с.

Маленкова Л.И. Как вести за собой. Большая книга вожатого: учебное пособие. / Л.И. Маленкова. – М..: Педагогическое общество России, 2014. – 608 с.

Организация досуговой деятельности детей в лагере [Электронный ресурс]; Режим доступа: https://studme.org/377656/pedagogika/organizatsiya_dosugovoy_deyatelnosti_detey_lagere

Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей / М. Е. Сысоева. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 176 с.

Формы и методы организации досуга и оздоровления детей в условиях летнего лагеря // Воспитание школьников. - 2002. - № 5. - С. 45-53.

Шмаков С.А. Летний лагерь: вчера и сегодня: методическое пособие / С.А. Шмаков. – Липецк: Инфол, 2012. – 83 с.

Просмотров работы: 382