Проектирование представляет собой сложный процесс, который требует от организаторов хороших знаний, умений и огромного творчества. Для того чтобы разработать экскурсию, ее организатор подготавливает тему для новой экскурсии, востребованную ми клиентами туристского , учитывая экскурсионный потенциал своего города, региона, страны, определяет ее и задачи [3]. После этого, изучение и отбор объектов, составление экскурсии, изучение источников по теме экспозиций и фондов консультации у специалистов, контрольного текста комплектование «портфеля выбор методически проведения экску составление технологической экскурсии [2]
Подготовка и проведение экскурсии - это главные части, из которых состоит деятельность экскурсовода. Как говорят некоторые методисты, что экскурсия, будучи работой для экскурсовода, является отдыхом для экскурсантов, по нашему мнению, это утверждение нельзя принять правильным, ведь участие в экскурсионном процессе - работа сложная, и именно поэтому она сложна для обеих сторон, что для экскурсовода, что для экскурсантов. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при необдуманной подготовке [1]. В работе по подготовке новой экскурсии можно выделить два направления:
новой темы (новой вообще или только для данного учреждения);
подготовка или уже работающего экскурсовода к новой для него, но уже разработанной и проводимой в учреждении экскурсии[5].
Первое направление - процесс создания новой для экскурсионного учреждения экскурсии. Подготовка новой экскурсии поручается творческой группе. В ее состав включается от 3 до 7 человек, а в отдельных случаях и больше, в зависимости от сложности темы. В большинстве своем это работающие в учреждении экскурсоводы [7]. Часто в качестве консультантов приглашаются специалисты различных отраслей - научные работники музеев, преподаватели вузов и средних школ и т. д. Обычно каждому из участников творческой группы поручается разработка одного из разделов, одной из подтем экскурсии или одного или нескольких вопросов подтемы. В целях контроля за работой выбирается руководитель творческой группы.
Самый важный этап в подготовке экскурсии - отбор экскурсионных объектов, создание яркого зрительного ряда, способного навсегда остаться в памяти экскурсантов и вызвать у них желание вернуться в этот туристический центр еще раз. Аксиомой экскурсионного процесса является правило: «от показа к рассказу», предполагающих первичность зрительных впечатлений перед устной информацией. Далее разрабатывается технологическая карта экскурсий, как своеобразный план показа объектов и изложения материала, обеспечивающий эффективность экскурсионной методики. По намеченному плану создается текст: контрольный - для туристcкой фирмы и индивидуальный, с учетом особенностей самого исполнителя - для экскурсовода. Часто текст содержаний экскурсий оперативно адаптируется на реального экскурсанта с учетом его знаний, подготовленности и специфики аудитории [1].
Подготовка экскурсии проходит три основных ступени: предварительная работа, где идет разработка темы, определение целей и задач. Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия[1].
Формирование темы представляет собой краткое и концентрированное изложение основного содержания экскурсии. Поэтому каждая экскурсия должна иметь свою четкую тему. Тема объединяет все объекты и подтемы в единое целое. Таким образом, тема экскурсии - это то, что положено в ее основу, является стержнем, на котором строятся показ и рассказ. Выбор темы экскурсии зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного создания «банка» экскурсии. Отбор объектов при создании экскурсии участники творческой группы ведут, постоянно сверяя свои материалы с темой. Однако мало отобрать объект по теме, надо найти конкретный материал, на котором эта тема будет раскрыта с наибольшей полнотой и убедительностью [10].
После выбора темы определяется цель экскурсии. Цель экскурсии - это то, ради чего показывают экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты. Рассказ экскурсовода подчинен той же конечной цели. А цель в свою очередь тесно связанна с понятием «идея», так как предусматривает изложение не только определенного материала, но и четких идейных позиций. Идея, как замысел экскурсии, как главная ее мысль неразрывно связана с темой. Таким образом, тема и идея составляют идейно-тематическую основу экскурсии. Цель определяет актуальность темы. Назовем несколько целей: воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине, общественно-полезному труду, к другим народам; эстетическое воспитание, а также расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры и т.д.[10].
Задача экскурсии в том, чтобы достичь целей путем раскрытия темы. То есть продемонстрировать заранее подробные объекты и обогатить при этом определенными впечатлениями, в основном зрительными. Именно это составляет суть экскурсии как особой формы культурно-просветительской работы.
Таким образом, зрительный ряд экскурсии имеет большое значение. Он должен быть построен так, чтобы без подробного рассказа экскурсовода могла быть раскрыта тема. Но это редко получается. Причина: недостает объектов, многие объекты не несут необходимой информации, далеко не все экскурсоводы умеют использовать объект в системе доказательств.
Любая экскурсия имеет введение, главную часть, заключение.
В начале экскурсии, на которую обычно выделяется до 3 мин. экскурсовод знакомится с экскурсантами (если это необходимо), называет тему экскурсии, ее продолжительность, дает целевые установки. В случае необходимости напоминает правила поведения во время экскурсии [10].
В главной части, на которую необходимо планировать до 35 мин экскурсионного времени последовательно излагается весь материал по маршруту движения экскурсионной группы. Уже при написании текста определяются приемы ее проведения. Заключительная часть (до 2 мин) подводит итоги экскурсии. Экскурсовод делает выводы по содержанию экскурсии [10].
Текстовой материал экскурсии оформляется обычным порядком: титульный лист, план проведения экскурсии, сам текст (по структуре время, когда экскурсовод осуществляет показ, экскурсанты осматривают природный объект. Опережающая роль показа объясняется тем, что на экскурсии преобладает принцип наглядности. Показ во время экскурсии имеет ряд особенностей. Он опережает рассказ о данном предмете, активен и последователен. То есть экскурсовод нацеливает экскурсантов на осмотр (чаще всего словами:«Обратите внимание, посмотрите на (вы) видите» и т.д.). Последовательность же показа определяется порядком расположения объектов на маршруте и выбором признаков одного природного объекта. Так, при показе дуба следует начинать с показа общего вида, затем особенностей ствола, листьев, цветов или плодов [1]
Возможен показ в обратном порядке. Большой по размерам объект необходимо показывать вначале издалека, в общих чертах, а конкретизировать его составляющие по мере приближения к объекту. Закончить показ, например, БЦ Высоцкий, можно вплотную подойдя к постройке и посмотрев вверх. По возможности объекты следует показать со всех сторон.
Мелкие объекты необходимо показывать с близкого расстояния. В отдельных случаях возможно использование увеличительных стекол и биноклей. Соответственно, точки стоянок при подготовке экскурсии необходимо выбирать наиболее выгодные. При невозможности показа, например, цветение растения, возможно использовать дополнительный материал (фото, гербарий и т.д.) [1].
И используя метод показа, экскурсовод может применять следующие приемы:
предварительный осмотр;
зрительный анализ;
зрительная реконструкция;
зрительный монтаж;
локализация событий;
зрительное сравнение.
Прием локализации событий чаще всего применяется в исторических экскурсиях, но есть возможности его применения и в природоведческих экскурсиях. На экологической тропе всегда есть природные объекты, которые Вы во время экскурсии показывать не будете. Встречаются и такие природные объекты, которые показываются в нескольких темах экскурсии с различных точек зрения. Локализовать, значит выделить, именно поэтому локализация событий делится на два вида: а) локализация во времени; б) локализация по месту [1].
Достаточно часто во время природоведческих экскурсий применяется прием зрительного сравнения [6]. То есть экскурсовод сравнивает два - три природных объекта, например, два вида березы, три вида шиповника и т.д. Сравнение бывает двух видов: а) аналогия, то есть сравниваются два предмета, находящиеся на значительном расстоянии, при этом виден только один; б) сравнение объекта, который экскурсанты видели в начале экскурсии с объектом; который| на экскурсии не был доказан, но экскурсанты могли видеть изображение данного природного объекта.
Словесные методы всегда сопровождает показ. Рассказ во время экскурсии ведется экскурсоводом с учетом своего опыта работы, объема знаний по соответствующей отрасли науки, возраста экскурсантов. Рассказ содействует созданию зрительного образа. Последовательность рассказа определяется последовательностью показа. В разных темах экскурсий и даже в одной теме, в зависимости от целей и задач, показ одного объекта может сопровождаться различным рассказом.
Прием объяснения также соответствует зрительному анализу. Его отличие от характеристики в том, что экскурсовод не просто рассказывает, что и как, но и говорит, почему именно так, а не иначе.
Прием цитирования зачитывания таких высказываний ученый, знатных земляков о природном явлении или объекте. Возникает вопрос: «Цитату лучше произносить по памяти или зачитывать по карточке?». Оба варианта вполне приемлемы. Выбор, остается за экскурсоводом, в зависимости от состава группы, контакта экскурсовода с экскурсантами, от твердости знания цитаты [6].
Литературный монтаж фактически является разновидностью цитирования. Только вместо одной цитаты экскурсовод зачитывает сразу же 3-4 цитаты, различных авторов или одного автора, но сказанных в разное время.
Диалогические приемы наиболее сложны для использования во время экскурсии. Они требуют наиболее длительной проработки при подготовке к экскурсии.
Прием беседы заключается в последовательных вопросах экскурсовода к экскурсантам с получением ответа. Вопросы, задаваемые экскурсоводом, должны быть четкие, требующие однозначного ответа. Их последовательность определяется характером самого объекта показа. Нельзя задавать по одному предмету более 5 вопросов подряд. Полученные ответы необходимо уточнить, дополнить, поправить.
Приемдиспута еще труднее использовать во время экскурсии. Обычно этот прием используется редко, так как требует значительного времени. Диспут - значит спор. Вопросы задает не только экскурсовод, но и экскурсанты. Каждая сторона отстаивает свою точку зрения на конкретное природное явление. Чаще всего диспуты возникают при рассмотрении различных гипотез во время беседы, правильно и быстро выполнивших задание, необходимо похвалить. Рассказ экскурсовода должен быть с массой занимательных фактов. Возникший интерес необходимо постоянно поддерживать. Одним из приемов, который поможет в данном случае может быть прием сопереживания. То есть экскурсовод должен апеллировать к чувствам экскурсанта, вызывать у них чувство переживания. При использовании приема цитирования необходимо подбирать таких людей, которых школьники хорошо знают и уважают.
Для того чтобы снять возникшую усталость, напряжение порою бывает достаточно переключить внимание с одного объекта на другой, даже просто пошутить. Так, во время экскурсии по Сухумскому дендрарию экскурсовод, показывая саговник, неожиданно сказала: «Ходят слухи, что известную крупу саго делают из саговника». Приунывшая было группа экскурсантов заулыбалась и вновь стала внимательно слушать рассказ экскурсовода.
Один из самых главных факторов эффективности экскурсии - выбор правильного соотношения нового и известного материала.
Если все сообщаемые факты известны экскурсантам, то они не будут слушать. С другой стороны, если давать только новый материал, то, быстро устав от обилия неизвестного, экскурсанты не будут ее воспринимать. Надо подбирать нового материала столько, чтобы экскурсант уходил с экскурсии с желанием узнать новое по теме экскурсии и с уверенностью, что он не хуже других и не так мало знает. [8]
В процессе подготовки новой экскурсии можно выделить ряд основных этапов, которые располагаются в определенном порядке. Рассмотрим их в той последовательности, которая сложилась в практике работы экскурсионного учреждения. Тогда же было названо пятнадцать этапов [8]:
Определение цели и задач экскурсии.
Выбор темы.
Отбор литературы и составление библиографии.
Определение источников экскурсионного материала. Знакомство с экспозициями и фондами музеев по теме.
Отбор и изучение экскурсионных объектов.
Составление маршрута экскурсии.
Объезд или обход маршрута.
Подготовка контрольного текста экскурсии.
Комплектование "портфеля экскурсовода".
Определение методических приемов проведения экскурсии.
Определение техники ведения экскурсии.
Составление методической разработки.
Составление индивидуальных текстов.
Прием (сдача) экскурсии.
Утверждение экскурсии.
Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Это помогает авторам экскурсии более организованно вести работу в дальнейшем. Цель экскурсии - это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты. Рассказ экскурсовода подчинен той же конечной цели. Назовем несколько целей: воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине, общественно-полезному труду, к другим народам; эстетическое воспитание, а также расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры и т. д. Задачи экскурсии - достичь целей путем раскрытия ее темы. Выбор темы зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного создания определенной тематики экскурсий. Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему, которая является стержнем и объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое. Отбор объектов при создании экскурсии участники творческой группы ведут, постоянно сверяя свои материалы с темой. Группировка тем лежит в основе существующей классификации экскурсий [8].
Однако мало отобрать объект по теме, надо найти конкретный материал, на котором эта тема будет раскрыта с наибольшей полнотой и убедительностью. Поэтому особую значимость приобретает проблема отбора литературы и составление библиографии. В ходе разработки новой экскурсии составляется список книг, брошюр, статей, опубликованных в газетах и журналах, которые раскрывают тему. Назначение списка – определить примерные границы предстоящей работы по изучению литературных источников, оказать помощь экскурсоводам в использовании необходимого фактического и теоретического материала при подготовке текста. Перечень литературы размножается в нескольких экземплярах для удобства в работе группы и тех экскурсоводов, которые в будущем будут готовиться к проведению экскурсий по данной теме. В перечне называются автор, название, год издания, а также главы, разделы, страницы. При большом количестве литературных источников список может быть разделен на две части: «Основная литература» и «Дополнительная литература».
Помимо публикаций в печати, могут быть использованы другие источники. Авторы экскурсии составляют их перечень, в который входят государственные архивы, музеи, хроникально-документальные и научно-популярные кинофильмы, где содержатся материалы по теме экскурсии. В качестве источника могут быть использованы воспоминания участников и очевидцев исторических событий. Однако при использовании мемуарных материалов во избежание неточностей и тенденциозности следует проявлять осторожность. Для рассказа должны быть отобраны только достоверные, тщательно проверенные факты и сведения [8].
Правильный отбор и изучение экскурсионных объектов становится залогом успешной экскурсии. Показ объектов, как уже отмечалось, является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии. В настоящее время на государственном учете находится свыше 150 тыс. памятников истории, археологии и культуры, а в музеях страны хранится около 40 млн экспонатов. В качестве объектов могут быть [1]:
памятные места, связанные с историческими событиями в жизни нашего народа, развитием общества и государства;
здания и сооружения, мемориальные памятники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, произведения архитектуры и градостроительства, жилые и общественные здания, здания промышленных предприятий, инженерные сооружения, мавзолеи, здания культурного назначения и другие постройки;
природные объекты - леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, заповедники и заказники, а также отдельные деревья, реликтовые растения и др.;
экспозиции государственных и народных музеев картинных галерей, постоянных и временных выставок;
памятники археологии - городища, древние стоянки, поселения, курганы с захоронениями, земляные валы, дороги, горные выработки, загоны, святилища, каналы и др.;
памятники искусства - произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства, скульптура, садово-парковое и др. искусство.
Все экскурсионные объекты классифицируются
по содержанию: одноплановые (произведение живописи, река, растение, животное, дом) и многоплановые (архитектурный ансамбль, лес, поле, улица, площадь города));
по функциональному назначению (основные, которые служат основой для раскрытия подтем, и дополнительные, показываемые во время переездов (переходов) между основными объектами в ходе логических переходов в рассказе);
по степени сохранности (полностью сохранившиеся, дошедшие до наших дней со значительными изменениями, частично сохранившиеся, утраченные).
Если невозможно исключить тот или иной объект из предполагаемого маршрута ввиду его уникальности, которые показываются в ряде экскурсий (обзорной, исторической, литературной, искусствоведческой), то такой объект должен быть раскрыт особо. При его показе должны быть выявлены те характерные черты, которые не нашли отражение в экскурсиях на другие темы. При показе и рассказе таких объектов в зависимости от темы каждый раз должен быть использован иной материал. Поэтому интерес экскурсантов при их повторном осмотре, как правило, не снижается.
В практике подготовки экскурсий выработана определенная методика оценки экскурсионных объектов. Применение этой методики особенно важно в тех случаях, когда создатели новой экскурсии, встречаясь на маршруте с несколькими объектами, сходными по содержанию, могут выбрать те из них, которые наиболее интересны для данной темы.
Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, рекомендуется использовать такие критерии, как познавательная ценность, известность, выразительность, необычность (экзотичность) объекта, а также сохранность, местонахождение объекта и др. Рассмотрим подробнее эти критерии оценки объектов.
Для экскурсий всех видов наиглавнейший критерий при отборе объектов показа их познавательная ценность, под которой понимается связь объекта с конкретным историческим событием, с определенной эпохой, жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, художественные достоинства памятника, возможность их использования в эстетическом воспитании участников экскурсии. Следующий критерий - известность объекта, его популярность среди населения. Суть критерия - необычность (экзотичность) объекта, заключается в наличии особенности, неповторимости памятника истории и культуры, здания, сооружения. Под «необычностью объекта» понимается его связь с каким-то историческим событием, которое произошло в данном здании, на месте установки данного памятника, с легендой или историческим событием. Критерий «экзотичность» намекает, скорее всего, на объект природного характера [1].
Характеризуя объект с точки зрения его выразительности, предполагается оценка его внешней выразительности, взаимодействия с фоном, окружающей средой - зданиями, сооружениями, природой. Преимущество отдается тому объекту, который наилучшим образом вписывается в местность, гармонирует с другими объектами, с ландшафтом. Критерий «сохранность объекта» позволяет произвести оценку состояния объекта в данный момент, его подготовленности к показу экскурсантам. Следующий критерий при выборе объектов связан с его местонахождение. При отборе объектов должны учитываться расстояние до памятника, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, возможность подвоза к объекту экскурсантов, природная обстановка, окружающая данный объект, наличие места, пригодного для расположения группы с целью наблюдения. И, наконец, при отборе объектов следует учитывать возможные временные ограничения их показа (по времени суток, по дням, месяцам и сезонам), то есть это когда посещение и осмотр объекта невозможны из-за плохой видимости или сезонности.
Экскурсия не должна быть перегружена большим количеством посещаемых объектов, так как это увеличивает ее длительность и вызывает утомляемость экскурсантов, а внимание и интерес при этом ослабевают. Оптимальная продолжительность городской экскурсии составляет 2-4 академ. часа, при этом экскурсанты с интересом воспринимают не более 15-20 экскурсионных объектов [1]
В экскурсию могут входить объекты как одной группы (например, памятники архитектуры), так и нескольких групп (памятные места, исторические памятники, жилые здания, природные объекты). Набор объектов зависит от темы экскурсии, ее содержания, состава экскурсионной группы. Неправильно, например, когда вся обзорная экскурсия построена исключительно на показе скульптурных памятников и монументов. Следует избегать однообразия построения зрительного ряда. Зрительные впечатления экскурсантов будут неполными, если в маршрут наряду с памятниками и монументами не будет введен показ отдельных зданий и улиц, площадей, памятных мест, объектов природы.
Отбор объектов заканчивается составлением карточки (паспорта) на каждый из них. Данные карточки используются как для конкретно разрабатываемой темы, так и для будущих экскурсий [1]
В карточку объектов вносятся следующие данные:
наименование объекта (первоначальное и современное), а также название, под которым памятник известен у населения;
историческое событие, с которым связан памятник, дата события;
местонахождение объекта, его почтовый адрес, на чьей территории памятник расположен (город, поселок, промышленное предприятие и т. д.);
описание памятника (подъезд к нему, его автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной надписи);
источник сведений о памятнике (литература, где описан памятник и события, связанные с ним, архивные данные, устные предания, основные печатные работы и места хранения неопубликованных работ);
сохранность памятника (состояние памятника и территории, на которой он находится, дата последнего ремонта, реставрации);
охрана памятника (на кого возложена);
в каких экскурсиях памятник используется;
дата составления карточки, фамилия и должность составителя.
К карточке прикрепляется фотография объекта, воспроизводящая его нынешний и прежние виды.
В карточке на архитектурные, природные, археологические объекты могут быть включены и другие сведения. Например, в карточку на памятник архитектуры (здание) включаются сведения о наличии скульптуры, изразцов, стенописи в декоративном убранстве памятника (снаружи, внутри), о типе и конструкции здания, техническом состоянии его (степени сохранности).
Наличие карточек на все экскурсионные объекты, расположенные на территории данного края, ускоряет разработку новых экскурсионных тем, позволяет разнообразить использование памятников в экскурсиях на разные темы, делает их показ более активным. Во многих регионах России проведена паспортизация и составлены своды памятников [11]. В 70-е годы Научно-исследовательским институтом культуры Министерства культуры РСФСР и управлениями культуры были подготовлены своды памятников истории и культуры России по территориям. Материалы свода включают в себя лишь одну группу недвижимых памятников – мемориальные дома, усадьбы, могилы, памятные места, связанные с именами выдающихся деятелей культуры и значительными событиями в жизни территории (края, области, автономной республики) [4].
После того, как собран весь необходимый материал, определены объекты следует подготовить контрольный текст экскурсии, представляющий собой материал, необходимый для наиболее полного раскрытия темы экскурсии. Текст должен обеспечить тематическую направленность рассказа экскурсовода. Должна быть сформирована определенная точка зрения на события и факты, дана объективная оценка объекта. Требования к экскурсии должны быть стандартными. При составлении контрольного текста экскурсоводы должны постоянно ориентироваться на цель и задачи экскурсии.
В экскурсионном учреждении составляются 2 текста, один из которых первичен по времени (контрольный) и выполняет определенные функции. Второй вид текста вторичен по времени. Контрольный текст, в отличие от индивидуального, содержит хронологическое изложение событий, не отражает структуру экскурсии и не строится в маршрутной последовательности. Индивидуальный текст содержит структуру экскурсии (введение, основная часть, заключение), составляется каждым экскурсоводом для каждой группы экскурсантов. Контрольный текст может содержать материалы, связанные с объектом или подтемой, не вошедшими в маршрут. Но контрольный текст должен содержать материалы для вступительного слова, для заключения, для логических переходов. Контрольный текст должен быть удобен в пользовании. Все цитаты, цифры и примеры должны сопровождаться ссылками на конкретный источник. В отличие от контрольного текста в индивидуальном тексте они проговариваются («По словам…», «В книге…»). Также в индивидуальном тексте каждая подтема должна представлять собой отдельный рассказ, а все рассказы должны быть связаны логическими переходами, проговариваемыми и прописанными в индивидуальном тексте. При написании индивидуального текста не рекомендуется использовать развлекательный материал (шутки, анекдоты). Особое место уделяется вопросам о легендах (особый материал, который официально признан фольклором и несет поэтический смысл; любые другие легенды, например из СМИ, нежелательны) [4].
Огромное значение в экскурсии имеет рассказ. Рассказ - это звучащий индивидуальный текст экскурсовода, исполненный им с соблюдением требований устной публичной речи и представляющий образец монологической речи. Это образная информация о памятниках, исторических событиях и деятельности конкретных исторических лиц [10]. В оценке роли рассказа в экскурсии ученые-экскурсионисты всегда были единодушны, независимо от различия точек зрения по другим вопросам экскурсионной теории и методики. Они считали, что рассказ: является дополнением к показу зрительного материала; он не должен быть пространным; нельзя допускать превращение экскурсии в лекцию. Рассказ экскурсовода выполняет две задачи: а) комментирует, поясняет, дополняет увиденное; б) реконструирует, восстанавливает то, что не может в данный момент увидеть экскурсант [10].
Помимо рассказа экскурсовода словесное начало в экскурсии находит свое выражение в ответах на вопросы экскурсантов, репликах экскурсовода и ответах на реплики экскурсантов, во вступительном слове и заключительной части, при демонстрации экспонатов «портфеля экскурсовода». В ходе экскурсии происходит нарастание рассказа от устной информации к зрительной, от зрительных впечатлений - к словесным оценкам и выводам [10].
Другой обязательный компонент любой экскурсии - показ. Показ в экскурсии представляет собой многоплановый процесс извлечения зрительной информации из объектов, процессов, во время, которого действия экскурсантов производятся в определенной последовательности, с конкретной целью. Таким образом, показ реализует принцип наглядности и является наглядным способом ознакомления с экскурсионными объектом или несколькими объектами одновременно. Особенностью показа является способность обнаружить, раскрыть то или иное качество, наблюдаемого объекта, возможность сделать явным, очевидным то, что незаметно при первом взгляде на предмет. Эффективность наглядности зависит от организации показа объектов, правильного их наблюдения экскурсантами. Человек на экскурсии учится правильно смотреть и видеть, наблюдать и изучать. В этом и состоит задача показа.
Показ в экскурсии является системой, включающей три элемента [4]:
самостоятельного наблюдения экскурсантами достопримечательностей,
ознакомления экскурсантов с экспонатами «портфеля экскурсовода»,
показа под руководством экскурсовода других приемов.
Он позволяет решить ряд задач, например, показать экскурсионные объекты, которые находятся перед экскурсантами; показать объекты, которых уже нет (сохранились только фотографии или рисунки); показать историческое событие, которое происходило на данном месте; показать действия исторического деятеля; показать объект таким, каким он был в период описываемого события и др. Необходимым условием для показа объекта можно считать правильно выбранные точки показа, время, более выгодное для показа, возможность отвлечь внимание экскурсантов от объектов, далеких от темы, умения и навыки экскурсовода.
Задача экскурсовода - помочь экскурсантам найти точку, откуда открывается наилучший вид вдаль. Показ в экскурсии представляет собой двусторонний процесс, который объединяет активные действия руководителя, направленные на выявление сущности чувственно воспринимаемых объектов, и активную деятельность экскурсантов [4]
Исследования процесса технологического разработки и проведения экскурсий позволили выделить 3 основных этапа и на каждом из них определить процессы или объекты, определяющие качество экскурсионной услуги [9].
Первый этап - творческий, он охватывает период от зарождения идеи новой экскурсии до разработки и утверждения ее текста, включая выбор маршрута, изучение объекта (объектов) показа, сбор и обработку информации по объекту (объектам), составление индивидуального текста экскурсии, формирование экскурсионного пакета, утверждение маршрута, подготовку контрольного текста экскурсии и «портфеля экскурсовода», методическую разработку проведения экскурсии, проведение контрольного «прогона экскурсии», подготовку технологической карты,. Результатом этого этапа является утвержденный руководителем фирмы текст новой экскурсии, а ее качество во многом определяется выбранным объектом показа, текстом экскурсии и полнотой подбора информации в портфеле экскурсовода.
Второй этап - организационный. Он включает заключение договоров с партнерами (музеями, транспортными предприятиями и т.д.), расчет стоимости экскурсии, определение мероприятий по продвижению и продаже экскурсии. Результатом второго этапа является определение стоимости экскурсии и формирование экскурсионной группы. При этом на качество экскурсионной услуги влияют определение маршрута экскурсии, транспортных средств и мероприятий по продвижению экскурсии.
Третий этап - контактно-информационный, включает назначение экскурсовода с учетом категории экскурсантов, его знакомство с группой, адаптацию текста для сформированной экскурсионной группы, ознакомление группы с техникой безопасности на маршруте, передачу информации - аудивизуальную часть экскурсии, т.е. озвучивание текста и показ экскурсионных объектов [9].
Определить впечатления от экскурсии можно путем проведения анкетирования экскурсантов, заполнения книги отзывов. Результатом третьего этапа является проведение экскурсии, а объектами - оценки качества: экскурсионный рассказ, личность экскурсовода и впечатления экскурсанта. Оцениваться экскурсионная услуга может с позиций трех субъектов:
управляющих органов (на предмет соответствия требованиям и ГОСТам),
руководства фирмы (на предмет оценки текста, ее организации и проведения, т.е. оценку передачи информации),
экскурсантов (для оценивания на соответствие ожидаемым впечатлениям) [9].
Целью нашей разработки является разработка экскурсионногоинста-маршрута «Полюбить Екатеринбург за один день». Особенностью такого вида экскурсий является эпидемиологическая ситуация в мире, которая поместила нас в жесткие рамки! Однако мы делаем все возможное для того, чтобы увеличить экскурсионный поток потребителей, раскрыть потенциал города Екатеринбурга с помощью социальной сети Instagram. В наши задачи, исходя из цели, входит:
Изучение теоретических аспектов экскурсионной деятельности;
Выявление и описание конкретных объектов экскурсии.
Разработка технологической карты экскурсии и составление контрольного текста экскурсии.
Представленная разработка имеет определенную протяженность по времени – 4 часа. Программа экскурсии осуществляется на территории и в пространстве, определенных заранее - центр города Екатеринбург. Также предполагается движение группы по определенному маршруту. У экскурсии есть определенная тема, цель и задачи. Следуя из вышесказанного, разрабатываемый проект можно называть экскурсией.
Библиографический список
Балюк Н. А. Экскурсоведение : учебное пособие [Электронный ресурс] / Н. А. Балюк ; Тюменский государственный университет. – 2-е изд., перераб. и доп. – Тюмень : Тюменский государственный университет, 2018. – 236 с.; URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=571879 (дата обращения: 31.08.2021).
Буйленко В.Ф. Основы профессиональной деятельности в экотуризме : учебное пособие [Электронный ресурс] / Буйленко В.Ф. – Краснодар: Южный институт менеджмента, 2007. — 188 c.; URL: https://www.iprbookshop.ru/9586.html
Гецевич Н. А. Основы экскурсоведения [Текст] / Н.А. Гецевич.– Минск, 1988. – 159с.
Емельянов Б. В. Методика подготовки и проведения экскурсий [Текст]: Учебное пособие. / Б.В. Емельянов. – М.: ЦРИБ «Турист», 1980. – 96 с.
Истомина Э. Г. Внутренний туризм и туристские ресурсы России: учебное пособие [Электронный ресурс] / Э. Г. Истомина, М. Г. Гришунькина. – М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2019. – 296 с.; URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=571601
Малыгина, Н. В. Экологический туризм: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экологическим и туристическим специальностям и направлениям[Электронный ресурс] / Н. В. Малыгина. – М.: Прометей, 2019. – 163 с.; URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=576054
Селиванов, В. В. Морской туризм: учебное пособие[Электронный ресурс] / В. В. Селиванов. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2021. – 337 с.; URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=602429
Дьякова Р.А., Емельянов Б.В., Пасечный П.С. Основы экскурсоведения[Текст] / Р.А. Дьякова, Б.В. Емельянов, П.С. Пасечный. – М.: Просвещение, 1985. – 255 с.
Емельянов Б.В. Методика подготовки и проведения экскурсий: Учебное пособие [Текст] / Б.В. Емельянов. – М.: ЦРИБ «Турист», 1980. – 96 с.
Емельянов Б.В. Экскурсоведение: учебник. В 3-х частях[Текст] / Б.В. Емельянов. – М.: ЦРИБ «Турист», 1992.
Курило Л. В. Краеведение и туризм: Учебное пособие[Текст] / Л.В. Курило. – М.: РМАТ, 1999 – 72 с.