Программно-целевое регулирование социально-экономического развития Республики Мордовия - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Программно-целевое регулирование социально-экономического развития Республики Мордовия

Баландин С.А. 1
1Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва,,г. Саранск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Программно-целевой метод управления является общепризнанным способом решения крупных и сложных народнохозяйственных проблем посредством выработки рациональных целенаправленных решений, сбалансированных по срокам, ресурсам и исполнителям. Райзберг Б. А. определяет программу – это совокупность целеориентированных, намеченных к планомерному проведению, согласованных по содержанию, скоординированных в пространстве и во времени мероприятий, направленных на решение определенной проблемы.

Процесс программно-целевого регулирования, а также его элементы в наиболее обобщенном виде можно представить в виде схемы, изобра­женной на рисунке 1. Как видно, программно-целевой метод включает последовательное взаимодействие четырех основных элементов: целей, которых необходимо достичь для решения определенных проблем, пути – направления развития объекта управления, способы, которыми достигаются поставленные цели, а также средства – инструменты, использование которых необходимо для воздействия на управляемый объект.

Рисунок 1 – Обобщенная схема программно-целевого метода

Однако важно понимать, что программно-целевой метод подразумевает не только однонаправленное движение от заданных, заранее определенных целей к целереализующим мерам (пути и способы) и от них к потребным ресурсам. В основу метода положено представление о двунаправленном движении: от целей к средствам их достижения и от средств к целям, которые могут быть достигнуты посредством их использования (рисунок 2).

Рисунок 2 – Двойственность в направлении реализации

программно-целевого метода

Таким образом, программно-целевой метод не только ориентирует используемые средства на достижение программных целей, но и взаимно согласовывает, увязывает цели и средства.

Главным инструментом программно-целевого регулирования является целевая программа – это увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс опытно-конструкторских, научно-исследователь­ских, организационно-хозяйственных, социально-экономических, производ­ственных, и других мероприятий, которые обеспечивают эффективное реше­ние определенных задач и требуют поддержки со стороны государства.

Основополагающим документом в сфере нормативно-правового обеспечения программно-целевого управления социально-экономическим развитием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления является Федеральный закон РФ от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 20 июня 2014 года) (далее 172-ФЗ) [3].

172-ФЗ устанавливает правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования.

Стратегическое планирование в Российской Федерации осуществляется на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и уровне муниципальных образований.

Правила разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, а также контроля за ходом их реализации определены Постановлением Правительства РФ от 02.08.2010 № 588 «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации». В данном документе отмечено, что государственная программа включает в себя федеральные целевые программы и подпрограммы, содержащие в том числе ведомственные целевые программы и основные мероприятия органов государственной власти [4].

Как отмечено ранее, на уровне субъекта Российской Федерации последовательность и порядок разработки документов стратегического планирования и их содержание определяются органами государственной власти субъекта Российской Федерации, определенными в соответствии со 172-ФЗ и законодательством субъекта Российской Федерации. Рассмотрим нормативно-правовую базу регулирования программно-целевого управления развитием территории применительно к Республике Мордовия.

Полномочия органов государственной власти Республики Мордовия в сфере стратегического планирования по вопросам, которые Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также регулирование отдельных вопросов в сфере стратегического планирования на территории Республики Мордовия определены Законом Республики Мордовия от 02.06.2017 № 38-З «О регулировании отдельных вопросов в сфере стратегического планирования на территории Республики Мордовия» (далее 38-З) [2].

Статьей 2 38-З определены полномочия Главы Республики Мордовия в сфере стратегического планирования:

– определение в пределах полномочий Республики Мордовия приоритетов социально-экономической политики, долгосрочных целей и задач социально-экономического развития Республики Мордовия, согласованных с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации;

– осуществление иных полномочий в сфере стратегического планирования, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Мордовия [2].

Статьей 4 38-З определены полномочия Правительства Республики Мордовия в сфере стратегического планирования:

– участие в обеспечении реализации единой государственной политики в сфере стратегического планирования, организация разработки проектов нормативных правовых актов в указанной сфере и осуществление методического обеспечения стратегического планирования на уровне Республики Мордовия;

– определение порядка разработки и корректировки документов стратегического планирования, находящихся в ведении Правительства Республики Мордовия, и утверждение (одобрение) таких документов;

– определение порядка методического обеспечения стратегического планирования на уровне Республики Мордовия;

– определение последовательности разработки и взаимоувязки документов стратегического планирования Республики Мордовия и содержащихся в них показателей, а также порядка формирования системы целевых показателей исходя из приоритетов социально-экономического развития Республики Мордовия для разработки документов стратегического планирования;

– определение целей, задач и показателей деятельности органов исполнительной власти Республики Мордовия;

– установление требований к содержанию документов стратегического планирования, разрабатываемых в Республике Мордовия, порядку их разработки, рассмотрению и утверждению (одобрению) с учетом положений Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов Республики Мордовия;

обеспечение согласованности и сбалансированности документов стратегического планирования Республики Мордовия;

– определение формы, порядка и сроков общественного обсуждения проектов документов стратегического планирования;

осуществление мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования по вопросам, находящимся в ведении Правительства Республики Мордовия; определение порядка подготовки отчетов (докладов) о реализации документов стратегического планирования Республики Мордовия;

– осуществление контроля за соблюдением нормативных и методических требований к документам стратегического планирования РМ, включая требования к последовательности и порядку их разработки и корректировки;

– осуществление иных полномочий в сфере стратегического планирования в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Мордовия [2].

В целях совершенствования программно-целевых принципов организации бюджетной системы Республики Мордовия Правительство Республики Мордовия утвердило Постановление от 27.06.2011 № 234 «О разработке и реализации государственных программ Республики Мордовия», включая «Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Мордовия»; «Порядок проведения общественного обсуждения проектов государственных программ Республики Мордовия»; «Методику оценки эффективности государственных программ Республики Мордовия» (далее – государственная программа) [5]:

– Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Мордовия определяет правила разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Мордовия, а также контроля за ходом их реализации;

– Порядок проведения общественного обсуждения проектов государственных программ Республики Мордовия устанавливает процедуру проведения общественного обсуждения проектов государственных программ Республики Мордовия. Общественное обсуждение проектов государственных программ проводится в целях обеспечения открытости для общества информации о планируемом изменении состояния соответствующей сферы социально-экономического развития республики вследствие реализации государственной программы в данной области;

– Методика оценки эффективности государственных программ Республики Мордовия представляет собой алгоритм оценки по итогам реализации государственных программ Республики Мордовия результативности выполнения основных мероприятий, подпрограмм, республиканских целевых программ с использованием результатов мониторинга и оценки степени достижения целевых значений государственных программ.

В целях совершенствования работы с республиканскими целевыми программами, повышения их эффективности и результативности Правительство Республики Мордовия утвердило Постановление от 29.08.2006 № 384 «О разработке и реализации республиканских и межрегиональных целевых программ, в осуществлении которых участвует Республика Мордовия» [1]. В соответствии с данным документом, республиканские целевые программы и межрегиональные целевые программы, в осуществлении которых участвует Республика Мордовия (далее целевые программы), представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Республики Мордовия.

Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции органов исполнительной власти Республики Мордовия.

Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения. Долгосрочная целевая программа целевая программа продолжительностью 5 лет и более. Республиканские целевые программы включаются в государственные программы Республики Мордовия [1].

В заключении отметим, что содержательно данные документы ориентированы на принятые на федеральном уровне нормативные акты, а также нормативные акты, относящиеся к отдельным сферам деятельности правительства (социальной, инфраструктурной и т.д.), которые отражают основные положения программно-целевого метода.

Таким образом, нормативно-правовой базой для разработки региональных программ является федеральное законодательство, а также принятые в субъекте Российской Федерации нормативные правовые акты, регламентирующие порядок разработки и реализации программ и осуществления деятельности в управлении социально-экономическим развитием региона.

Список использованных источников

1. О разработке и реализации республиканских и межрегиональных целевых программ, в осуществлении которых участвует Республика Мордовия [Электронный ресурс] : постановление Правительства РМ от 26 августа 2006 года №384–П. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. О регулировании отдельных вопросов в сфере стратегического планирования на территории Республики Мордовия [Электронный ресурс] : Закон Республики Мордовия от 02.06.2017 № 38–З. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. О стратегическом планировании [Электронный ресурс] : федер. закон Рос. Федерации от 28 июня 2014 г. №172–ФЗ. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. О утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 02.08.2010 № 588. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Мордовия [Электронный ресурс] : постановление Правительства РМ от 27.06.2011 № 234. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Просмотров работы: 12