Современный рынок туристской индустрии характеризуется интенсивным в сторону расширения представляемых услуг выбранного клиентом среди которых место стали экскурсионные услуги и . Для многих центров России программы туристских стали визитной территорий, а интерес к ним со массового туриста год от года. Сегодня все количество туристских занято разработкой пакетов.
За всю историю экскурсоведения существовало очень много разных определений экскурсии, которые отражают ее сущность. Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио» (вылазка, поездка), в русском языке оно появилось в XIX в. Определение в различных словарях трактуется по-разному. Проследим толкование этого понятия в разных словарях и энциклопедиях русского языка.
Так, например, в одном из важнейших толковых словарей русского языка под редакцией профессора Д.Н. Ушакова, понятие «экскурсия» понимается коллективная поездка или прогулка куда-нибудь с научно-образовательной или увеселительной целью [21].
В нормативном толковом словаре общеупотребительной лексики, создан советским лингвистом С.И. Ожеговым, термин раскрыт следующим образом: Экскурсия - это коллективная поездка, куда-нибудь, посещение чего-нибудь с образовательной, познавательной целью [32].
В толковом словаре живого великорусского языка им В.И. Даля под «экскурсией» понимается проходка, прогулка, выход на поиск чего, для собирания трав и пр. [23]
Подробное пояснение термину дает Большая энциклопедия: Экскурсия: (от лат. excursio - поездка, вылазка), посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т.д.), форма и метод приобретения знаний [2]. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода. Экскурсии различаются: по целям - учебные (в т. ч. учебно-производственные, для профессиональной ориентации, обмена опытом), культурно-просветительские, научные; по тематике - в соответствии с содержанием объектов; по месту расположения объектов - натурные, музейные; по составу участников - для разных возрастных групп, специалистов различных профилей, туристов и учащихся и т.п. [2]
А.Ф. Родин, Ю.Е. Соколовский трактуют определение понятия так: Экскурсия - особая форма учебной и внеучебной работы, в которой осуществляется совместная деятельность учителя-экскурсовода и руководимых им школьников-экскурсантов в процессе изучения явлений действительности, наблюдаемых в естественных условиях (завод, колхоз, памятники истории и культуры, памятные места, природа и др.) или в специально созданных хранилищах коллекций (музей, выставка) [15].
Из всех вышеперечисленных определениях слова «экскурсия», четко просматриваются некоторые расхождения. Но это не дает оснований для выводов о том, что существую разные точки зрения определения термина. Каждая формулировка обусловлена функционированием экскурсий в разные культурно-исторические периоды. Поэтому, каждое определение базируется на параметрах и особенностях экскурсии, которые были актуальны для той или иной эпохи, в которую это определение появилось.
В современном же понимании экскурсия – это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ним [31].
После того, как мы рассмотрели несколько понятий слова «экскурсия», нужно понять, что представляет собой «сущность экскурсии». Итак, сущность – это совокупность сторон и связей, которым присущи свойства, взятые и рассмотренные в их естественной взаимозависимости, также можно дать и такое определение, как внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия [34]. При рассмотрении понятия «сущность экскурсии» необходимо иметь в виду обусловленность экскурсионного процесса объективными требованиями. Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.).
В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, по ходу которых, нужно решить некоторый ряд задач:
раскрыть тему;
услышать об этих объектах нужную информацию;
ощутить величие подвига, значение исторического события;
овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов. В решении этой задачи большое место занимает формирование умения видеть.
Материал экскурсии, профессиональное мастерство экскурсовода в его изложении дают возможность экскурсантам анализировать, делать необходимые выводы. Эти умения в ходе показа и рассказа экскурсантам прививает экскурсовод. При этом в качестве активных помощников экскурсовода выступают авторы экскурсии. Об этом говорил известный теоретик, критик и педагог А. В. Бакушинский: «Методическая разработка материала, обусловленная целью, всеми задачами и планом экскурсии, должна быть направлена к пробуждению самостоятельности восприятия и оценок» [24].
Одна из задач экскурсии заключается в выработке у экскурсантов отношения к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и возможности дать ей свою оценку. Дать оценку – это значит составить представление о ком-либо, чем-либо, определить значение, характер, роль кого-нибудь или чего-нибудь, признать чьи-то достоинства, положительные качества. В свою очередь, оценка экскурсии представляет собой выводы экскурсанта, к которым его подводит экскурсовод. Отношение к экскурсии нужно понимать как определенный взгляд экскурсанта на исторический период, которому посвящена экскурсия; восприятие каких-либо действий; понимание конкретной ситуации, в которой находился писатель, скульптор (художник), создавая свое произведение [29].
В этом процессе большую роль играют материал экскурсии, подача его экскурсоводом, «угол зрения» на событие и оценка его экскурсоводом, а также убежденность экскурсовода в своей правоте. Главное в этом процессе - проблема понимания. Большинство экскурсантов воспринимают точку зрения экскурсовода, которая становится основой понимания материала и выработки отношения к предмету показа и рассказа.
В краткой форме сущность экскурсии можно определить так: экскурсия - сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче [30].
Действительно, большая работы во время выполняется экскурсоводом, тем не в экскурсионном процессе – серьезная и сложная для сторон – и для экскурсовода, и для Специалисты выделяют ряд экскурсии. Общимиами для всех экскурсий :
Наличие экскурсантов или индивидуалов).
Наличие экскурсовода, проводящего
Протяженность экскурсии во (от 45 минут до 3-4 часов).
экскурсии в пространстве - участников экскурсии по составленному маршруту.
экскурсионных объектов на их естественного или искусственного (в на выставке) расположения.
6. проведения экскурсии темы, в процессе которой решаются экскурсии).
7. Активная участников экскурсии и экскурсантов). [28]
хотя бы одного из признаков лишает называть проводимое экскурсией и превращает его в прогулку, прогулку дня, турпоход, просмотр видео- или лекцию, устный и т. п. Помимо общих у каждого вида существуют специфические Например, у автобусных - это обязательный выход из для осмотра достопримечательностей, у - демонстрация действующих (механизмов, станков).
Экскурсия, как вид деятельности должна выполнять ряд функций. Рассмотрим каждую функцию подробно. Первая функция - познавательная. Любой материал, который собран и разработан экскурсоводом, нацелен на то, чтобы передать экскурсантом определенные знания, которые определяются темой экскурсии. Познавательная функция - это прежде всего процесс познания, который можно определить, как активный, действенный способ приобретения знаний. Экскурсовод, который готовит экскурсию, должен знать, что познавательная функция раскрывается не только в знаниях, но и в том, как эти знания в дальнейшем будет использовать экскурсант [10]. Экскурсовод собирает и отбирает материал в различных источниках информации, потом он эту информацию осмысливает, дальше, включает ее в текст экскурсовода. Только после этого, можно говорить о познавательной функции экскурсии [26].
Вторая функция - воспитательная. Воспитательная функция определяется главными установками экскурсии. В экскурсионном деле возможны виды воспитательной работы:
Нравственное воспитание - усвоение человеком норм и правил морали и этики.
Трудовое воспитание - одна из важных сторон воспитания, которая дает человеку базовые навыки, которые необходимы человеку в повседневной жизни, определяющие его готовность к труду и самостоятельность.
Эстетическое воспитание - это не просто восприятие прекрасного, но и развитие творческих способностей личности [14].
Экологическое воспитание - осознание ценностей окружающегомира, природной, естественной среды. Особом, бережном, рациональном отношении человека к природе.
Религиозное воспитание - знакомство и приобщение к религиозным канонам, их осмысление, а также развитие духовной стороны личности [11].
Помимо перечисленных выше видов воспитания существует и другие, которые в той или иной степени могут быть задействованы при подготовке и проведении экскурсии, - физическое воспитание, правовое, художественное (как часть эстетического воспитания; более конкретно - музыкальное, театральное, литературное воспитание и т.п.) и проч. [26]
Третья функция - рекреационная. Жизнь современного человека наполнена действием, проблемами, стрессами. Совершая в свободное время экскурсию, многим хочется забыть о повседневных заботах и отдохнуть, восполнить утраченные силы. При этом важен отдых и моральный, и физический. Все это возможно благодаря экскурсиям с акцентом на рекреационном аспекте [26].
Четвертая - коммуникативная функция. Основной смысл коммуникативной функции заключается в ее информативности, сообщении о чем-либо, выражении каких-либо идей, смыслов, понятий, суждений. Подобные высказывания могут иметь различный характер, направленность, эмоциональную наполненность. Ни одна экскурсия не может обойтись без коммуникативных связей. Экскурсовод сообщает некую информацию своим слушателем - экскурсантам. В то же время экскурсанты не просто слушатели, а активные участники экскурсии. Поэтому установление коммуникативных связей с ними является первостепенной задачей экскурсовода.
Пятая - идеологическая функция, которая выражается в направленности экскурсионного материала, а также его подаче согласно определенной идеологии (совокупности неких идей либо упорядоченной программе, раскрывающей социальную реальность, ее ценности) [26].
Шестая функция - стимулирующая. Экскурсовод, приступая к разработке экскурсии, должен продумать, что даст его экскурсия экскурсантам, какие интересы сформирует или побудит в них, что обеспечит более активное освоение знаний, заинтересованность экскурсантов и последующую их мотивацию [26]
Седьмая - функция организации досуга. Экскурсанты посещают экскурсии в свое свободное время. Обращаясь к экскурсионной практике, многие преследуют цели организованно и с пользой провести время. Экскурсия должна в полной мере удовлетворить подобные запросы экскурсантов, т.е. быть интересной, слаженной, познавательной, иначе экскурсанты могут остаться разочарованными. Поэтому экскурсовод должен правильно организовать и время, и действия, и содержание, и самих экскурсантов [26].
Перечисленные функции различны, но в то же время дополняют друг друга. Поэтому зачастую одна экскурсия может выполнять несколько функций. Здесь уместно вспомнить цели экскурсии, которые также не сводятся к одной, а представляют собой некий комплекс установок [7].
Экскурсионное обслуживание как самостоятельной деятельностью в домах отдыха, школах), так и частью туристских услуг (в фирмах) [22]. В настоящее экскурсии классифицируются по содержанию, составу и количеству по месту проведения; по передвижения; по продолжительности; по проведения.
Каждая имеет присущие ей специфику и особенности.[12]
По содержанию экскурсии подразделяются на (многоплановые) и тематические. экскурсии, как правило, Не случайно их называют В них используется исторический и материал. Строится экскурсия на показе различных объектов истории и культуры, и сооружений, природных мест знаменитых элементов благоустройства промышленных и сельскохозяйственных и т. д.). В обзорных события излагаются планом. Это дает представление о городе, области, республике, в целом. Хронологические такой экскурсии - существования города с упоминания о нем до сегодняшнего дня и развития [5].
экскурсии имеют особенности. В отличие от экскурсий, в обзорных формулировка темы определенную сложность.Виз них освещается несколько (история города, характеристика промышленности, культуры, народного и др.). В то же время у экскурсий имеются отличительные черты. Они теми особенностями в развитии, которые определенному городу, краю [5]. Например, подтему включают в экскурсии те города, на областей которых военные сражения.подтемы включаются в экскурсии городов, с жизнью и деятельностью поэтов [4].
экскурсия посвящена одной темы, это историческая экскурсия, то в ее может быть одно или несколько объединенных одной а иногда более период времени [3].это экскурсия на архитектурную то предметом изучения стать наиболее произведения зодчества, на улицах и площадях а в большом городе - ансамбли минувших Тематические экскурсии на исторические, производственные, (экологические), искусствоведческие, архитектурно-градостроительные [1].
По содержанию исторические подразделяются на следующие подгруппы [9]
историко-краеведческие экскурсии «Екатеринбург – столица конструктивизма», «Екатеринбург и династия Романовых» и др.);
археологические (например, Мифы и легенды Екатеринбурга);
этнографические экскурсии, о нравах и обычаях наций и народностей;
экскурсии, которые по местам боевой (например, «Бородино» и
историко-биографические экскурсии (по жизни и деятельности людей);
экскурсии в музеи [13].
В последнее получают большое производственные экскурсии, делятся на подгруппы: экскурсии; производственно-экономические (например, банковская, деятельность, рынок и др.); производственно-технические ; профессионально-ориентационные экскурсии для [27]
Классификация экскурсий на темы содержит с показом архитектурных данного города; связанные с показом архитектуры определенного периода; экскурсии, представление о творчестве архитектора; экскурсии, с планировкой и застройкой по генеральным планам; с демонстрацией образцов архитектуры; экскурсии по [25]
Литературные экскурсии группируются следующим образом [8]:
литературно-биографические экскурсии. по местам, которые память о жизни и писателя, поэта, и т. д. (например,«Бажовские места», «Женские имена в истории Екатеринбурга» и т.д.);
историко-литературные , раскрывающие определенные развития русской литературы (например, «Екатеринбург литературный», «Литературный квартал» и т. д.);
литературно-художественные - это поэтико-текстовые или экскурсии по которые нашли в произведениях того или писателя.
Следует отметить, что экскурсии того или вида редко изолированно друг от друга. Например, исторический используется в экскурсиях на темы; элементы экскурсий находят место в экскурсиях каждой группы экскурсий [20]. Все зависит от условий проведения от ресурсов познавательного того или иного или региона [15]. Кроме указанных классификаций существуют следующие [6]:
По и количеству участников подразделяются на индивидуальные, для населения, приезжих взрослых и школьников и т. д. восприятия экскурсионного каждой из указанных требуют внесения в содержание мероприятий, и технику их проведения, а в их продолжительность.
По месту экскурсии бывают: загородные, производственные, комплексные (сочетающие нескольких).
По способу - пешеходные и с использованием видов транспорта.пешеходных экскурсий в том, что, необходимый темп они обеспечивают благоприятные для показа и рассказа. экскурсии (в подавляющем автобусные) состоят из частей: анализа объектов (например, истории и культуры) на и рассказа в пути объектами, связанного с памятников и памятных мимо которых группа. Некоторые учреждения используют для экскурсий троллейбусы, речные и морские вертолеты и т. д. Продолжительность составляет от 1 акад. (45 мин) до суток.
Краткосрочные туры (от 1 до 3-4 дней) маршрутом выходного в них может быть несколько экскурсий продолжительности.
По форме экскурсии могут различными [14]: экскурсия-массовка, которой передвигаются по одновременно на 10-20 в каждом из которых экскурсовод. Такие могут включать в массовые театрализованные фольклорные праздники и т. д.; совмещающая в себе познания с элементами проводится в лесу, в по морю, реке и экскурсия-лекция (рассказ над показом); экскурсия-концерт музыкальной теме с музыкальных произведений в автобуса; экскурсия-спектакль - это проведения литературно-художественной подготовленной на основе произведений художественной .
Экскурсия рассматриваться как форма работы для различных экскурсантов. Это может
экскурсия-консультация, которая наглядные ответы на экскурсантов, служит из видов повышения [18]
экскурсия-демонстрация - это наиболее форма ознакомления с природными явлениями, процессами и т. д. [17];
экскурсия-урок собой форму знаний в соответствии с программой того или учебного заведения [16];
учебная экскурсия (для аудитории) является обучения и повышения экскурсионных работников [19];
пробная экскурсия представляет завершающий этап работы по подготовке и экскурсий, форму знаний у студентов или экскурсоводов при подготовке ими экскурсионной темы [20];
показательная экскурсия - это форма экскурсии, ставящая показать образец или иного методологического на конкретном объекте, определеннуюподтему и т. д. [35];
рекламная экскурсия [33].
Следует отметить еще один аспект деятельности: отличие от тура или туристского Экскурсию от туристского отличает место ее (как за пределами жительства, так и в собственном жительства), период (до 24 часов), более набор целей или посещения (в определенных по заранее утвержденному маршруту). Эти существенные отличия не определять экскурсионные как туристские, а экскурсанта туристом.
Библиографический список
Бархаш Л.В. Виды и формы туристских путешествий и экскурсий [Текст] / Л.В. Бархаш. – М., 1934.
Большая советская энциклопедия [Текст]. / 3-е издание. / В 30-ти томах.т. 30 – М., 1978.
Галиченко И.М., Криворучко М.Г. Методика подготовки и проведения экскурсий по городу [Текст] // Вопросы массовой научно-просветительной работы музеев.– М., 196
Галиченко И.М., Криворучко М.Г., Курлат Ф.И. По ленинским местам Москвы [Текст] /И.М .Галиченко, М.Г. Криворучко, Ф.И. Курлат. – М., 1960. – 166 с.
Гецевич Н. А. Основы экскурсоведения [Текст] / Н.А.Гецевич.– Минск, 1988. – 159 с.
Дурович А.П. Организация туризма [Текст]: учебное пособие / А. П. Дурович. – М.: Питер, 2012. – 320 с.
Емельянов Б. В. Методика подготовки и проведения экскурсий [Текст]: Учебное пособие. / Б.В. Емельянов. – М.: ЦРИБ «Турист», 1980. – 96 с.
Квартальнов В.А., Сенин В.С. Организация туристско-экскурсионного обслуживания [Текст] / В.А. Квартальнов, В.С. Сенин. – М., 1987. – 365 с.
Кулаев К.В. Экскурсионная деятельность: теоретические и методологические основы. - М.: Турист, 2004. - 96 с.
Маврина Н.С. Процесс формирования экскурсионной услуги [Текст] / Н.С. Маврина. – М.: Альфа, 2008.
Матвеевская, А. С. Туристско-рекреационное проектирование : учебник : [16+] / А. С. Матвеевская, В. Л. Погодина, И. Г. Филиппова. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2021. – 641 с. : ил., табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=602469 – Текст : электронный
Мишнина, Е. И. Туристское страноведение : учебное пособие / Е.И. Мишнина. – М.; Берлин :Директ-Медиа, 2021. – 215 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=601704 – Текст : электронный.
Музейная экспозиция и работа над ней [Текст]// Методические рекомендации для исторических и краеведческих музеев Омской области. – Омск, 1996.
Никитина Н. Н. Эстетическое воспитание на экскурсиях [Текст]/ Н.Н. Никитина – М., 1985. – 126 с.
Родин А. Ф., Соколовский Ю. Е. Экскурсионная работа по истории [Текст]: Пособие для учителей. / А.Ф. Родин, Ю.Е. Соколовский. — М., 1974. c. 16
Святославский А. В. Городская экскурсия. Основы теории и практики [Текст] / А.В. Святославский. – М., 2001. – 62 с.
Сичинава В. А. Экскурсионная работа [Текст] / В.А. Сичинава. – М., 1981. 94 с.
Скобельцына О.С. Технология и организация экскурсионных услуг [Текст]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Туризм» / А. С. Скобельцына, А. П. Шарухин. – М. : Академия, 2010. – 192 с.
Скобкин С.С. Практика сервиса в индустрии гостеприимства и туризма [Текст]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» / С. С. Скобкин. - М. : Магистр, 2010. - 493 с.
Степанов Б.Е. Навстречу прошлому: экскурсионная практика и философия памяти в творчестве И. М. Гревса и Н. П. Анциферова [Текст]// Отечественные записки. – 2008. – № 43. – С. 311–339.
Толковый словарь русского языка [Текст] / Под ред. Л. Н. Ушакова. – М., 1940
Туристический терминологический словарь: Справочно-методическое пособие [Текст] / Авт.-сост. И. В. Зорин, В.А. Квартальнов. – М.: Советский спорт, 1999. – 664 с.
12, с.72 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В.И. Даль. – М., 1982. – Т. 4
Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание / А.В. Бакушинский. – М: Карапуз, 2009. – 304 с.
Долженко Г.П. Экскурсионное дело / Г.П. Долженко. - М.: ИКЦ «МарТ», 2005. - 272 с
Дьякова Р.А., Емельянов Б.В., Пасечный П.С. Основы экскурсоведения / Р.А. Дьякова, Б.В. Емельянов, П.С. Пасечный. – М.: Просвещение, 1985. – 255 с.
Емельянов Б.В. Организация работы курсов по переподготовке и подготовке экскурсоводов / Б.В. Емельянов. - М.: Турист, 1989. – 118 с.
Емельянов Б. В. В помощь экскурсоводу. / Б.В. Емельянов.– М.: Профиздат, 1976. – С. 112.
Емельянов Б.В. Экскурсоведение / Б.В. Емельянов. – М.: Советский спорт, 2007. – 320 с.
Емельянов Б.В. Экскурсоведение: учебник. В 3-х частях / Б.В. Емельянов. – М.: ЦРИБ «Турист», 1992.
Ишекова Т.В. Экскурсионное дело: Учебное пособие / Т.В. Ишекова– Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006. – 40 с.
Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / Под ред. проф. Л. И. Скворцова. – 28-е изд. перераб. – М.: Мир и образование, 2014. – 1376 с.
Сулейманова, Г. В. Технология и организация экскурсионных услуг: учебное пособие / Г. В. Сулейманова. – Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2015. – 251 c.
Тематический философский словарь : учебное пособие / Н. А. Некрасова, С. И. Некрасов, О. Г. Садикова ; Московский государственный университет путей сообщения. - Москва : МИИТ, 2009. - 162 с.
Технология и организация экскурсионных услуг [Электронный ресурс] //http://www.studfiles.ru/preview/6272212/