ВНЕКЛАССНЫЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ВНЕКЛАССНЫЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)

Журавлева Н.В. 1
1Владимирский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Работа психолого-педагогической направленности с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) имеет актуальное значение в настоящее время. Государство проявило озабоченность вопросом обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, что отражено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. С 1 сентября 2016 года принят в работу федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Одну из самых распространенных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья составляют дети с задержкой психического развития. Анализируя подходы разных авторов к определению «задержка психического развития» можно говорить о ней, как об общем недоразвитии всех сфер психики в целом, предположительно временного характера. Успешность выхода из задержки коррелирует с раннем ее выявлением и вмешательством, как медицины, так и образования. Автором одной из распространенных в отечественной педагогике классификаций детей с задержкой психического развития является К. С. Лебединская, которая представляет в четырех выделенных ею вариантах специфические особенности незрелости эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер:

ЗПР конституционального происхождения (инфантильные черты поведения);

ЗПР соматогенного происхождения (хронические соматические заболевания);

ЗПР психогенного характера (неблагоприятные условия воспитания);

ЗПР церебрально-органического генеза (патологии во время беременности, родов, заболевания и травмы в период раннего развития ребенка (особенно до 2-х лет)) [3].

Работа с данными группами детей имеет ряд особенностей, на основе которых Г.А. Толмачева предлагает принципы обучения школьников с задержкой психического развития: направленность процесса обучения на всестороннее развитие личности ребенка (коррекция нарушений всех сфер), принцип связи обучения с жизнью, принцип научности и доступности обучения (соответствие современному содержанию научного знания и потенциальных, реальных возможностей ребенка), принцип последовательности и систематичности в обучении, принцип создания оптимальных условий получения образования, принцип оптимального сочетания методов обучения, их вариативность, принцип деятельностного подхода, принцип сознательности, активности и самостоятельности, принцип оперативного контроля и самоконтроля, принцип обеспечения прочности знаний, умений и навыков в процессе обучения, принцип педагогического оптимизма [5].

При реализации адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с ЗПР учитываются следующие особенности организации учебного процесса детей: обеспечение коррекционно-развивающей работы в разных областях знаний; нахождение ребенка в ситуации успеха; пошаговое предоставление учебного материала, дозированной помощи педагога; постоянное стимулирование познавательной активности; помощь в осмыслении и расширении контекста усвояемых знаний, совершенствование умений; возможность комплексного сопровождения процесса обучения (возможность лечения, направленного на коррекцию функционирования ЦНС и поведения, также психокоррекционной помощи в сфере эмоционально-волевого развития, познавательных процессов и коммуникативных навыков); обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации, действуя в едином ключе и в интересах ребенка.

В коррекционно-развивающей работе с младшими школьниками особое значение занимает развитие способности к коммуникации и самоорганизации. Автором статьи для развития навыков данного вида деятельности адаптирована методика Л. В. Строгановой и О. П. Черняевой. Адаптируя ее под данную патологию детей и организуя внеклассную деятельность с обучающимися с ЗПР учитывались недостатки развития познавательной сферы и личности детей. В рамках реализации занятия использовался формат игрового часа, продолжительностью не более 40 минут. Осуществляя коррекционно-развивающую работу, автор ставит пред собой задачу: развитие познавательных процессов обучающихся, их умение взаимодействовать и выстраивать работу в команде по заданным правилам. Материал для работы: презентация с заданиями, серия рисунков в формате А4 (для каждой команды), табло для выставления баллов команде (например, школьная доска). План занятия: вводное слово о понятиях «коллектив» и «сотрудничество», оглашение правил работы (баллы за работу и санкции за нарушения правил), выполнение заданий, подсчет баллов, рефлексия.

Ход внеклассного занятия:

Вводное слово - до начала непосредственной работы идет обсуждение понятий «команда» и «сотрудничество». В ходе беседы с детьми выявляется актуальный уровень знаний о понятиях. Закрепляем знания, вывешивая плакат с определением «команда» (группа людей, занятых одним делом для достижения общей цели) и «сотрудничество» (умение слушать, понимать друг друга, тем самым совместно успешно достигать поставленной цели). Затем происходит деление класса на команды, путем жеребьевки и оглашение правил (дисциплинированность, уважение друг к другу и к команде соперников, возможность передачи ответа команде соперников при неправильном ответе, за нарушение правил снимается балл).

Выполнение заданий (содержание в интерактивной презентации):

«Наблюдательны ли вы?». Командам выдаются по листу А4 с изображениями, в которых допущены ошибки. Команды по очереди полной, развернутой фразой аргументируют свой ответ. Участвует каждый член команды.

«Лишнее слово». Из ряда слов (4 уровня сложности заданий, ученики делают выбор сами) нужно выбрать лишнее и объяснить почему.

«Логические задачи». Даны логические задачи по типу «Марина веселее, чем Катя. Кто печальнее?» (3 уровня сложности, ученики делают выбор задания также самостоятельно).

Подсчет заработанных баллов каждой команды.

Рефлексия от каждой команды (в идеале ученика) – Смогли ли вы стать командой? Что вам помешало или помогло стать ею? Какие задания вызвали у вас наибольшие затруднения (отвечает каждый ученик)?

Для поддержки положительного эмоционального фона, повышения самооценки обучающихся, автор статьи оценивает результаты занятия равным количеством баллов, отмечает те или иные достижения каждой команды. Наблюдая за работой команд, педагог протоколирует особенности взаимодействия обучающихся в командах (отмечает лидеров, активистов, незаинтересованных или же отверженных участников), эти данные могут быть полезны в дальнейшей работе по сплочению классного коллектива, заметить детей, нуждающихся во внимании и помощи.

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с задержкой психического развития на этапе начальных классов позволяет создать условия для успешного освоения программного материала основной общеобразовательной школы.

Список используемых источников:

Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-Ф3 (ред. от 02.07.2021) http://www.consultant.ru/

Федеральный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: Утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 https://fgos.ru/

Лебединская, К. С., Нарушение психического развития в детском возрасте; СИНТЕГ – М., 2013. – 144 с.

Строганова, Л. В., Чурляева, О. П. Внеклассные занятия по психологии для младших школьников и подростков. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2012.-135 с.: ил. – (Библиотека школьного психолога)https://studfiles.net.

Просмотров работы: 36