Механизм разработки и реализации государственных программ в Республике Мордовия - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Механизм разработки и реализации государственных программ в Республике Мордовия

Баландин С.А. 1
1Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва,,г. Саранск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Социально-экономическое состояние Российской Федерации, ее положение в целом во многом определяется аккумуляцией состояний её составляющих, отсюда следует, что благосостояние страны полностью и всецело зависит от её субъектов. В сложных условиях функционирования и развития преимущество имеют, прежде всего, те регионы, в которых используются адекватные методы и инструменты управления социально-экономическим развитием. Одним из таких методов государственного регулирова­ния развитием региона является программно-целевой метод, представ­ляющий собой разработку, принятие и реализацию программ различного вида и уровня органами государственной власти и органами местного са­моуправления [1].

Программно-целевой метод управления социально-экономическим развитием региона имеет свои особенности, функции, а также механизм реализации.

Анализ теоре­тического материала и практического опыта органов государственной вла­сти позволил сделать следующее определение: механизм реализации программно-целевого метода – это взаимосвязанная смена состояний объекта программно-целевого регулирования, определенная процессом разработки, принятия и реализации программ на различных уровнях государственного управления.

Рассмотрим механизм программно-целевого метода применительно к государственным программам Республики Мордовия. Механизм разработки и реализации государственных программ основывается на исполнении: Закона Республики Мордовия от 02.06.2017 № 38-З «О регулировании отдельных вопросов в сфере стратегического планирования на территории Республики Мордовия» (далее Закон) [3]; Постановления Правительства Республики Мордовия от 27.06.2011 № 234-П «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Мордовия» (далее – Порядок) [2]; других нормативно-правовых актов Республики Мордовия.

Государственной программой является система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития Республики Мордовия [2].

Государственная программа включает в себя республиканские целевые программы Республики Мордовия и подпрограммы, содержащие в том числе ведомственные целевые программы Республики Мордовия, отдельные мероприятия исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия, региональные проекты (далее – подпрограмма) (в случае их наличия в составе подпрограммы). Подпрограммы направлены на решение конкретных задач в рамках государственной программы. Деление государственной программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых в рамках государственной программы задач.

Разработка и реализация государственной программы осуществляются исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, определенным Правительством РМ в качестве ответственного исполнителя государственной программы, совместно с заинтересованными исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия – соисполнителями государственной программы и (или) участниками государственной программы [2].

Государственные программы утверждаются постановлением Правительства Республики Мордовия. Внесение изменений в подпрограммы осуществляется путем внесения изменений в государственную программу.

Отметим, что процесс разработки государственных программ является трудоемким, требует высокой квалификации сотрудников, а также больших временных затрат, так как государственная программа, как правило, может быть инструментом реализа­ции государственной программы Российской Федерации, являться частью многосоставной сис­темы нормативных документов.

Существует ряд обязательных требований к структурному наполнению государственной программы. Она должна состоять из следующих блоков [2]:

а) Паспорт государственной программы;

б) текстовую часть государственной программы по следующим разделам:

– общая характеристика сферы реализации госпрограммы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития;

– приоритеты государственной политики в сфере реализации госпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов госпрограммы, сроков и этапов реализации государственной программы;

– обобщенная характеристика ведомственных целевых программ Республики Мордовия, основных мероприятий, региональных проектов подпрограмм государственной программы;

– обобщенная характеристика мер государственного и правового регулирования;

– обоснования выделения подпрограмм и включения в состав государственной программы реализуемых республиканских целевых программ Республики Мордовия (их перечень и паспорта);

– обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы;

– анализ рисков реализации госпрограммы и описание мер управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей госпрограммы;

– механизм реализации государственной программы;

– может содержать методику оценки эффективности госпрограммы;

в) приложения к текстовой части государственной программы;

г) подпрограммы государственной программы и республиканские целевые программы РМ (паспорта республиканских целевых программ РМ).

Целевые индикаторы и показатели государственной программы должны количественно характеризовать ход ее реализации, решение основных задач и достижение целей государственной программы (рисунок 1).

Рисунок 1 – Требования к целевым индикаторам и показателям

государственной программы

Оценка планируемой эффективности госпрограммы проводится ответственным исполнителем на этапе ее разработки и осуществляется в целях оценки планируемого вклада результатов госпрограммы в социально-экономическое развитие Республики Мордовия (рисунок 2).

Методика оценки эффективности госпрограммы (подпрограммы) представляет собой алгоритм оценки фактической эффективности в процессе и по итогам реализации госпрограммы и должна быть основана на оценке результативности госпрограммы с учетом объема ресурсов, направленных на ее реализацию, а также реализовавшихся рисков и социально-экономических эффектов, оказывающих влияние на изменение соответствующей сферы социально-экономического развития Республики Мордовия [2].

Рисунок 2 – Требования к оценке эффективности государственной программы

Финансовое обеспечение реализации госпрограмм в части расходных обязательств Республики Мордовия осуществляется за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета РМ. Распределение бюджетных ассигнований на реализацию госпрограмм (подпрограмм) утверждается законом РМ о республиканском бюджете РМ на очередной финансовый год и плановый период.

Финансирование республиканских целевых программ РМ, включенных в состав госпрограммы, а также ведомственных целевых программ РМ, включенных в состав подпрограмм, осуществляется в порядке и за счет средств, которые предусмотрены соответственно для республиканских целевых программ РМ и ведомственных целевых программ РМ.

Реализация государственной программы осуществляется в соответствии с планом и детальным планом-графиком реализации государственной программы на очередной финансовый год и плановый период, содержащими перечень мероприятий государственной программы, включая мероприятия подпрограмм и республиканских целевых программ, с указанием исполнителей, обеспечивающих их реализацию, сроков выполнения, бюджетных ассигнований, а также информации о расходах из других источников [2].

Особое внимание в Порядке уделяется требованиям к содержанию годовому отчета, который должен отражать положения, представленные на рисунке 3. При описании конкретных результатов реализации госпрограммы, достигнутых за отчетный год, следует привести: основные результаты, достигнутые в отчетном году; характеристику вклада основных результатов в решение задач и достижение целей госпрограммы; сведения о достижении значений показателей (индикаторов) госпрограммы, подпрограмм госпрограммы, республиканских целевых программ РМ; количество и характеристика мероприятий в целом по госпрограмме, запланированных к реализации в отчетному году, с указанием нереализованных мероприятий и причин их нереализации; анализ факторов, повлиявших на ход реализации госпрограммы; анализ фактических и вероятных последствий влияния указанных факторов на основные параметры госпрограммы [2].

Рисунок 3 – Обязательные пункты годового отчета о реализации

государственной программы

Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы подготавливается ответственным исполнителем совместно с соисполнителями и участниками госпрограммы и представляется ответственным исполнителем в Минэкономики Мордовии и Минфин Мордовии до 1 марта года, следующего за отчетным, на бумажном носителе и в электронном виде.

Минэкономики Республики Мордовия в соответствии с Методикой оценки эффективности государственных программ РМ ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным, разрабатывает и представляет в Правительство Республики Мордовия сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности госпрограмм, который содержит: сведения об основных результатах реализации государственных программ за отчетный период; сведения о степени достижения плановых значений целевых показателей (индикаторов); сведения о степени реализации основных мероприятий и достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации; сведения о степени соответствия запланированному уровню расходов республиканского бюджета РМ (в том числе в виде субсидий и субвенций из федерального бюджета); эффективность использования средств республиканского бюджета Республики Мордовия.

Годовой отчет ответственного исполнителя при необходимости заслушивается на заседании Правительства Республики Мордовия в соответствии с решением Правительства Республики Мордовия [2].

Как отмечено ранее, Постановлением Правительства Республики Мордовия от 27.06.2011 №234-П «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Мордовия» утверждена «Методика оценки эффективности государственных программ Республики Мордовия», представляющая собой алгоритм оценки по итогам реализации государственных программ Республики Мордовия результативности выполнения основных мероприятий, подпрограмм, республиканских целевых программ с использованием результатов мониторинга и оценки степени достижения целевых значений государственных программ.

Оценка эффективности государственных программ осуществляется по следующим направлениям: степень достижения плановых значений целевых показателей (индикаторов) государственной программы; степень реализации основных мероприятий и достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации; степень соответствия запланированному уровню расходов республиканского бюджета Республики Мордовия (в том числе в виде субсидий и субвенций из федерального бюджета); эффективность использования средств республиканского бюджета Республики Мордовия при реализации государственной программы; оценка эффективности реализации государственной программы в целом.

В целом отметим, что в 2015 году по итогам оценки эффективности реализации госпрограмм, эффективность признана высокой по 21 государственной программе, эффективность признана средней – по 1, эффективность признана удовлетворительной – по 1, эффективность признана не удовлетворительной – по 1; в 2019 году по итогам оценки эффективности реализации госпрограмм, эффективность признана высокой по 23 государственным программам, эффективность признана средней – по 2, эффективность признана неудовлетворительной – по 1 (таблица 1) [4].

Таблица 1 – Итоги эффективности реализации государственных программ Республики Мордовия

Вывод об эффективности реализации госпрограммы (подпрограммы)

Критерий оценки эффективности

Количество государственных программ РМ

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Неудовлетворительная

менее 0,7

1

-

1

1

1

Удовлетворительная

не менее 0,7

1

1

-

1

-

Средняя

не менее 0,8

1

1

1

1

2

Высокая

не менее 0,9

21

24

25

23

23

Проведенное исследование позволило сделать вывод, о том, что основной причиной снижения интегральной оценки по ряду программ является оптимизация расходов республиканского бюджета Республики Мордовия или отсутствие финансирования программных мероприятий за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия, отсутствие действий ответственных исполнителей по совершенствованию системы показателей, корректировке программных мероприятий.

Обобщая, можно сделать вывод о том, что меха­низм разработки и реализации государственных программ является динамическим отражением реализации программно-целевого регулирования развития территории. Однако необходимо учитывать, что механизм несовершенен, и это обусловлено наличием определенных проблем в самой системе программно-целевого регулирования, а также недостаточной полнотой и достоверностью имеющейся информации об основных показателях социально-экономического развития региона.

Список использованных источников

1. Алямкина К.А., Баландина С.В. Программно-целевое регулирование как метод управления социально-экономическим развитием территории / К.А. Алямкина, С.В. Баландина // Системное управление. - 2013. - № 1(18). - Режим доступа: http://sisupr.mrsu.ru/2013-1/PDF/Alyamkina_Balandina.pdf

2. О разработке и реализации республиканских и межрегиональных целевых программ, в осуществлении которых участвует Республика Мордовия [Электронный ресурс] : постановление Правительства РМ от 26 августа 2006 года №384–П. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. О регулировании отдельных вопросов в сфере стратегического планирования на территории Республики Мордовия [Электронный ресурс] : Закон Республики Мордовия от 02.06.2017 № 38–З. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Сводный годовой доклад «О ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Республики Мордовия. – Текст : электронный // Министерство экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия : официальный сайт. – URL: http://mineco.e-mordovia.ru/target-programs/consolidated-annual-report-on-the-progress-of-implementation-and-evaluating-the-effectiveness-of-sta/index.php

Просмотров работы: 41