Организация самостоятельной работы, руководство ею это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности и необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.
Говоря о формировании у учащихся самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая задача заключается в том, чтобы развить у учеников самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение вторая в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
Самостоятельная работа является средством средством формирования активности и самостоятельности, развития умственных способностей обучающихся. В процессе обучения учащемуся следует достичь достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, приобретать новое в процессе решения учебных задач.
Успешность обучения значительно зависит от условий, которые учитель обеспечивает учащимся учиться активно и самостоятельно. Таким образом, должны быть созданы такие условия, при которых обеспечивалась бы способность активной роли детей в процессе обучения, систематического упражнения в самостоятельном получении знаний и в систематическом их применении. Необходимо отметить, что увеличилась роль самостоятельных работ в учебном процессе, яснее обозначились методика и дидактические средства их эффективной организации.
Самостоятельная работа может содержать в себе внеурочную, задаваемую учителем в той или иной форме работу ученика. Для самих учащихся самостоятельная работа должна быть осознана как свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность. Она предполагает выполнение учащимися целого ряда входящих в нее действий:
осознания цели своей деятельности,
принятия учебной задачи, придания ей личностного смысла,
подчинения выполнению этой задачи других интересов и форм занятости учащихся,
самоорганизацию в распределении учебных действий во времени,
самоконтроль в процессе выполнения и некоторые другие действия.
Задачи самостоятельной работы направлены на развитие разных умений и навыков у учащихся и на усвоение новых знаний. Самостоятельная работа должна научить сознательному и прочному усвоению знаний по предмету, то есть учащийся самостоятельно старается овладеть языком и ищет пути к овладению им. Учитель объясняет наиболее действенные способы усвоения материала, но для полного осмысления учащийся должен подобрать соответствующие пути самостоятельно, применяя их в самостоятельной деятельности. Самостоятельная работа направляет учеников пользоваться учебными материалами такими как:
Учебники,
Словари,
Журналы,
Энциклопедии.
Кроме того, самостоятельная работа развивает различные навыки у учащихся: познавательные, трудовые, практические и потребность в самостоятельном пополнении знаний. В методике принято выделять следующие уровни самостоятельной работы (таблица 1):
В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными учащимися требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к учащимся.
Организация самостоятельной работы на уроках иностранного языка требует большой предварительной работы. Такая предварительная работа предполагает:
а) формирование навыков и умений работы с учебником, книгой для чтения, справочниками (грамматическими, страноведческими), различными видами словарей, специальными памятками, с техническими средствами обучения;
б) развитие у учеников навыков рационального выполнения домашних заданий, навыков планирования своей учебной деятельности;
в) инструктирование учеников о порядке выполнения заданий для самостоятельной работы и составления отчета об их выполнении;
г) определение приемов оказания оперативной помощи ученикам при выполнении самостоятельной работы;
д) оперативный контроль над ходом самостоятельной работы и выявление типичных ошибок, затруднений;
е) поощрение, стимулирование учеников, успешно выполняющих самостоятельные задания.
Организация самостоятельной работы на уроках иностранного языка может осуществляться в двух направлениях:
Первое направление — это использование на уроках иностранного языка разного рода памяток.
Второе направление — это использование специальных упражнений, развивающих самостоятельность учащихся при овладении иностранным языком.
Самостоятельная работа, как одна из продуктивных форм приобретает огромный смысл, в процессе обучения иностранному языку, поэтому для эффективной организации самостоятельной работы учеников учитель должен спланировать учебный процесс, поставить перед собой четкие задачи и правильно выбрать способ решения этих задач, имея для этого необходимую учебно-методическую базу.
Подводя итог, следует подчеркнуть, что целенаправленное систематическое ведение самостоятельной работы обучающихся на уроке иностранного языка способствует формированию прочных учебных умений и усвоению изучаемого иностранного языка учащимися в единстве с развитием приемов учебного труда.
Список использованной литературы
1. Белякова И.В., Кожушкова Н.В. Самостоятельная работа как ведущая форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся на 50 уроке // Научные труды Sworld. 2017. Т. 6. № 1. С. 86-88.
2. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М.: Просвещение, 2005.
3. Васильева Р.А., Суворова Г.Ф. Самостоятельная работа учащихся на уроке. М.: Педагогика, 2007.
4. Ваулина Ю. Е.. и др. «Spotlight»: учебник английского языка для 5 класса / М.: Просвещение, 2014. – с.164 .
5. Венгер А.Л., Цукерман Г.А.Развитие учебной самостоятельности. М.: ОИРО, 2010
6. Гез Н.И. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М., 1982.
7. Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельной и творческой активности / Советская педагогика. - 1961. - №8. - С. 90-95
8. Ёсипов Б.П.Самостоятельная работа учащихся на уроках. – М.: Учпедгиз, 1961.
9. Жарова Л.В. Учить самостоятельности. -М.: Просвещение, 2003
10. Зимняя И.А.Основы педагогической психологии.- М.: Просвещение, 2000.
11. Златогорская Р.Л. В помощь будущему учителю немецкого языка. — М., 1978.