Эмоция – в переводе с латинского «потрясаю, волную». Это психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективно-оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру. [1, 5]
Под понятием «эмоционального выгорания» в психологии понимается процесс постоянного эмоционального напряжения. Если выразится более точно, то это состояние организма крайне остро реагировать и воспринимать окружающую действительность на психологическом уровне, либо крайне апатично относится ко всему происходящему. При данном процессе в сознании человека проецируются только негативные эмоции на все происходящие события.
Все сферы человеческой деятельности, так или иначе, подвержены влиянию данного феномена. В контексте профессиональной деятельности «эмоциональное выгорание» приобретает более конкретизированную характеристику.
Профессиональное эмоциональное выгорание есть совокупность психологических процессов, протекающих в сознании субъекта той или иной сферы деятельности, связанных с постоянным эмоциональным перенапряжением. Как следствие нахождения человека, исполняющего свои рабочие обязанности в данном состоянии – психологические и психические расстройства различной степени. [1]
Касательно сферы предоставления образовательных услуг данная проблема имеет катастрофические последствия для всех ее участников, так как взаимодействие педагога не ограничивается только диалогом с учащимися. Поэтому актуальным направлением деятельности в образовательных учреждениях является поддержание эмоциональной культуры и благоприятного психологического климата в коллективе.
Определение появления у педагога профессионального эмоционального выгорания основано на трехфакторной теории выгорания американских социальных психологов К. Маслач и С. Джексон. В описании теории дана трехсоставная модель признаков появления эмоционального выгорания:
- во-первых, это – появление эмоционального истощения, проявляющегося как усталость, срывы, безразличие;
- во-вторых, это деперсонализация или обрыв связей с другими людьми;
- в-третьих, появление негативной самооценки. [2]
При появлении данных признаков в поведении коллеги стоит обратить внимание на его психологическое здоровье. Профилактика эмоционального выгорания у педагогов дошкольного образовательного учреждения ложится ответственностью на руководителя организации. В большинстве образовательных организаций для поддержки педагогов в трудной психологической ситуации используется следующий инструментарий:
1. Кабинет социально-психологической поддержки.
2. Включение во внутреннюю и внешнюю общественную деятельность.
3. Тренинги по развитию эмоционального резерва.
4. Кабинет адаптации к профессиональной деятельности. [4]
Вследствие использования данных возможностей в образовательной организации вырабатывается позитивное восприятие себя и окружающей действительности, происходит репродукция и восстановление социального интеллекта педагога ДОО, восстанавливается способность к рациональному мышлению.
Конечно, одной из преград для решения такого рода проблем остается человеческое безразличие и безучастие, что может привести к необратимым последствиям не только по отношению к профессиональной деятельности.
На основании вышеизложенного материала статьи можно сделать вывод о том, что профессиональное эмоциональное выгорание является своего рода «чумой сфер деятельности человека». Основной проблемой для определения появления эмоционального выгорания является то, что действие от эмоционального перенапряжения невозможно определить сразу. Внешне и в соответствии с менталитетом, темпераментом и характером человек может оставаться спокоен, переживая «бурю» внутри себя.
Стоит отметить, что эмоциональное выгорание для педагогов ДОО и не только имеет непосредственную связь эмоциональным самовыражением, которое связанно с дальнейшим ведением деятельности в области обучения.
Список литературы:
1. Вараева, Н.В. Программа профилактики эмоционального выгорания специалистов «Работа в радость», 2-е изд., стер. Москва: ФЛИНТА, 2019. 53 с.
2. Ковальчук, М.А. Синдром эмоционального выгорания в социальных профессиях и способы его профилактики: монография. Ярославль: Ярославская ГСХА, 2017. 128 с. Электронная библиотечная система «Лань». [Электронный ресурс]. URL: https://e.lanbook.com/book/131307 (дата обращения: 10.10.21 г.).
3. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2018. 516 с.
4. Сысоева, Е.Ю. Актуальные проблемы педагогического общения: учебное пособие, 2-е издание, исправленное и дополненное. Самара: СамГУ, 2019. 164 с.
5. Шелехов, И.Л. Системные исследования в психологии: монография: в 2 томах. Том 1: Личность в контексте системных исследований. Томск: ТГПУ, 2019. 256 с. Электронная библиотечная система «Лань». [Электронный ресурс]. URL: https://e.lanbook.com/book/15269 (дата обращения: 15.11.21 г.).