Согласно определению, данному в Федеральном законе РФ, «информационные технологии – процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов» [3, С.3]. То есть это система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи. Эти методы и способы находят своё отражение на занятиях по всем гуманитарным дисциплинам в Ивановском филиале РЭУ им. Г. В. Плеханова и в организации самостоятельной работы студентов очного и заочного отделений.
Не вызывает сомнения тот факт, что компьютерные технологии пронизывают все сферы жизни современного общества. Можно говорить о создании информационного социума нового типа, объединённого, прежде всего, на основе телекоммуникаций, многочисленных баз данных, различных социальных сетей и др.
Развитие информационно-коммуникационных образовательных технологий, в том числе и дистанционных, признано одним из приоритетных инструментов реализации принципа «образование для всех» (ОДВ) в глобальном масштабе.
В положении, принятом на Всемирном форуме по образованию в Дакаре, чётко обозначены цели «образования для всех»: «Достижению целей ОДВ при разумных затратах должно способствовать освоение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Эти технологии обладают большим потенциалом в плане распространения знаний, обеспечения эффективного обучения и развития более действенных служб образования… Потенциал ИКТ необходимо использовать для того, чтобы … открыть более широкий доступ к образованию сообществам, проживающим в изолированных районах или находящимся в неблагоприятном положении; …создать возможности для коммуникации, не ограничивающейся стенами класса или рамками той или иной культуры» [1].
Сделаем попытку оценить возможности и эффективность сети Интернет и в целом Информационных Коммуникативных Технологий (ИКТ) в обучении гуманитарным дисциплинам, в том числе рассмотрим проблему организации дистанционного образования.
Необходимо отметить, что на начальном этапе компьютеризации в преподавании гуманитарных дисциплин на первый план выдвигалось использование компьютера как средства выработки навыков и умений в упражнениях, например, языкового характера. Компьютер по сути выступал как тренажёр, помогающий студентам овладеть примитивными грамматическими правилами с помощью тренировочных подстановочных упражнений.
В настоящее время компьютер как новое техническое средство начинает активно употребляться в преподавании практически всех гуманитарных дисциплин, меняя свои функции в зависимости от целей, задач, этапа обучения и пр. В лингводидактический процесс включаются электронные учебники, разного рода научные и учебные разработки, методические пособия электронные словари, энциклопедии и т.д. И, безусловно, наиболее мощным фактором обучения становятся ресурсы и средства общения, предоставляемые Интернетом.
Использование ИКТ в преподавании гуманитарных дисциплин позволяет успешно решать следующие задачи:
организация занятия на высоком учебно-методическом уровне;
интенсификация и дифференциация обучения;
создание условий для самостоятельной работы студентов (например, в изучении иностранных языков, а также русского языка как иностранного для формирования коммуникативной компетенции);
использование всего разнообразия форм представления учебного материала, домашнего задания, заданий для самостоятельной работы, в том числе и подбор аутентичных материалов;
индивидуальная работа по ликвидации «пробелов» в знаниях и умениях;
самостоятельный поиск информации студентами при изучении того или иного учебного вопроса;
использование компьютерных обучающих программ, в том числе разного рода игровых технологий;
использование ряда компьютерных программ для эффективности преподавания и создания различного вида учебных материалов самими студентами (например, Microsoft Power Point – для создания презентаций, текстовый редактор Word, табличный процессор Exel – для создания тестов, Publisher – для создания буклетов и пр.);
активизация познавательной деятельности студентов, способствование более глубокому пониманию изучаемого материала через моделирование основных учебных ситуаций;
совершенствование контроля знаний;
формирование навыки исследовательской деятельности и т.д.
Безусловно, условный список задач, решаемых с помощью ИКТ на занятиях по гуманитарным дисциплинам, бесконечен. Использование ИКТ делает процесс обучения более эффективным и интересным, способствует повышению информационно-образовательного уровня не только студентов, но и у преподавателя.
Применение ИКТ в преподавании гуманитарных дисциплин предполагает не только использование технических средств, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.
Всё это повышает рейтинг учебного заведения в общем образовательном пространстве, способствует конкурентному отбору учебных направлений и дисциплин, а также их специализации в наиболее сильных областях исследования и преподавания. А это, в свою очередь, создаёт условия для повышения качества обучения и научных исследований.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дакарские рамки действий. Образование для всех: выполнение наших общих обязательств. Текст, принятый Всемирным форумом по образованию. – Дакар, Сенегал, 2000. (ED-2000/CONF/211/1) World Education Forum; Dokorskie Rambi Deystvij; [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rsmcapt29.ru›wp…Dakarskie_ramki_dejstvij…vseh.pdf [Дата обращения: 15.12.2021]
2. Николаева О. А. Особенности дистанционного образования в эпоху глобализации // Современные проблемы и перспективы интернационализации интеллектуальных ресурсов России: вызовы, стратегии, модели, интересы национального, регионального и отраслевого развития. – Москва, 2019. – С.238-241.
3. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 03.04.2020) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе. – М., 2006. – С.3.