Критерии оценки сформированности универсальных учебных действий в условиях подготовки сдачи норм ГТО 1 ступени детьми 6-7 лет - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Критерии оценки сформированности универсальных учебных действий в условиях подготовки сдачи норм ГТО 1 ступени детьми 6-7 лет

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Результаты универсальных учебных действий – это развитие общих способностей (коммуникативных – способности взаимодействовать (табл. 1), когнитивных (табл. 2) – способности мыслить, регуляторных (табл. 3) – способности к саморегуляции своих действий) [1].

Таблица 1 – Коммуникативные результаты УУД и критерии их оценивания при подготовке сдачи норм ГТО 1 ступени детьми 6-7 лет

Критерии

Баллы

Поведенческие индикаторы сформированности критерия

Взаимоотношение с товарищами из группы

0

Наблюдается негативизм по отношению к товарищам из группы, постоянно ссорится, дети его не уважают

1

Замкнут, пассивен, предпочитает выполнение упражнений из норм ГТО 1 ступени отдельно от группы, другие ребята к нему равнодушны

2

Предпочитает находиться рядом с товарищами из группы, но не вступает с ними в контакт (выполняет упражнения вместе со всеми, но не общается с товарищами)

3

Сфера общения ограничена, контакт во время занятий только с некоторыми товарищами из группы

4

Легко вступает в контакт с товарищами по группе, если эти товарищи сами к нему обратились

5

Общительный, коммуникативный, легко вступает в контакт с товарищами по группе (самостоятельно: может обратиться за помощью к сверстнику для страховки при выполнении наклонов вперед из положения стоя на гимнастической скамье и т.п.)

Взаимоотношения с инструктором по физической культуре

0

Общение дошкольника с инструктором по физической культуре приводит к отрицательным эмоциям, обижается, неадекватно реагирует на исправление техники выполнения упражнения из нормативов ГТО 1 ступени, часто плачет

1

Ребенок избегает контактов с инструктором по физической культуре, при контакте в основном тревожен, замыкается

2

Воспитанник выполняет требования формально, совершенно не заинтересован в общении, в основном старается быть незаметным (при беге 200 метров не стремится быть первым, старается держаться в серединке и т.п.)

3

Дошкольник старательно выполняет все требования инструктора по физической культуре, но от контакта с ним часто уклоняется, за помощью обращается только к товарищам

4

Воспитанник дорожит хорошим мнением инструктора по физической культуре о себе, стремится выполнять все предъявляемые требования, в случае необходимости обращается за помощью как к товарищам, так и к педагогу

5

Ребенок проявляет дружелюбие, стремится сам понравиться, зачастую подходит после занятия к инструктору по физической культуре с целью консультации определенного упражнения из норм ГТО 1 ступени или истории развития Всероссийского комплекса

Максимальное количество баллов по коммуникативным УУД – 10 баллов, так:

Высокий уровень коммуникативных УУД – 9-10 баллов.

Выше среднего коммуникативных УУД – 7-8 баллов.

Средний уровень коммуникативных УУД – 5-6 баллов.

Ниже среднего коммуникативных УУД – 3-4 баллов.

Низкий уровень коммуникативных УУД – 0-2 баллов.

Таблица 2 – Познавательные результаты УУД и критерии их оценивания при подготовке сдачи норм ГТО 1 ступени детьми 6-7 лет

Критерии

Баллы

Поведенческие индикаторы сформированности критерия

Обобщение

0

Ребенок не способен к обобщению предметов при выполнении челночного бега 3х10 метров с определенной целевой установкой

1

Дошкольник частично способен к обобщению (имеются ошибки)

2

Воспитанник способен к обобщению (не допускает ошибок или допускает, но не критичные)

Анализ

0

Ребенок не способен «расчленить» анализируемый предмет, физическое упражнение, к примеру сгибание и разгибание рук из упора лежа на составляющие его компоненты либо выявить ряд отдельных, свойственных ему признаков и черт

1

Дошкольник частично способен к анализу (допускает ошибки при разборе техники упражнения взятого из норм ГТО)

2

Воспитанник способен к разделению информации на составные части. Развито всестороннее логическое осмысление этих частей и информации в целом

3

Ребенок способен к анализу, получению недостающей информации путём логических умозаключений и возобновления из памяти накопленной информации

Если решается задача, то продумываются варианты решения

Классификация

0

Ребенок не способен выявлять и классифицировать сходства и различия предметов при помощи инструктора по физической культуре и товарищей по группе при выполнении упражнений, взятых из ГТО (челночный бег 3х10 м)

1

Ребенок способен выявлять и классифицировать сходства и различия предметов при помощи инструктора по физической культуре и товарищей по группе при выполнении упражнений, взятых из ГТО (челночный бег 3х10 м)

2

Ребенок способен к выявлению сходств или различий тех или иных предметов, понятий и явлений. Самостоятельно выделяя один, существенный признак дошкольник может классифицировать группу рассматриваемых предметов при выполнении упражнений, взятых из ГТО (челночный бег 3х10 м)

Максимальное количество баллов по регуляторным УУД – 7 баллов, так:

Высокий уровень познавательных УУД – 7 баллов.

Выше среднего познавательных УУД – 6 баллов.

Средний уровень познавательных УУД – 4-5 баллов.

Ниже среднего познавательных УУД – 2-3 баллов.

Низкий уровень познавательных УУД – 0-1 баллов.

Таблица 3 – Регуляторные результаты УУД и критерии их оценивания при подготовке сдачи норм ГТО 1 ступени детьми 6-7 лет

Критерии

Баллы

Поведенческие индикаторы сформированности критерия

Контроль и самоконтроль

0

Не может обнаружить и исправить ошибку в технике выполнения упражнения из норм ГТО 1 ступени даже по просьбе педагога, некритично относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других ребят

1

Контроль носит в основном случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, не умеет обосновывать свои действия

2

Осознает основные правила контроля, но не может одновременно выполнять учебные действия и контролировать их (знает, как правильно выполнять прыжок в длину с места, но не может оттолкнуться двумя ногами одновременно и т.п.), после выполнения может сам найти и исправить ошибки

3

Ошибки в многократно повторенных действиях исправляет самостоятельно, контролирует выполнение учебных действий другими, но при решении новой задачи теряется

4

Задачи, соответствующие усвоенному способу контроля, выполняет без ошибок, с помощью педагога может обнаружить неадекватность способа новой задачи и внести коррективы

5

Контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы до начала решения

Поведение на занятии

0

Не выполняет элементарных требований, большую часть занятия занимается посторонним делом

1

Часто отвлекается на посторонние предметы, вертится, постоянно отвлекается

2

Иногда поворачивается, обменивается мнениями с товарищами, но отвлекается редко

3

Выполняет требования преподавателя, но иногда отвлекается

4

Внимателен, добросовестно выполняет все требования инструктора по физической культуре

Целеполагание

0

Плохо различает поставленные учебные задачи разного типа, совершенно отсутствует реакция на новые задачи, он нуждается в постоянном контроле со стороны педагога, не может ответить на поставленные вопросы о том, что сделал либо собирается сделать

1

Осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи, в теоретических задачах совершенно не ориентируется (может выполнить упражнение из комплекса ГТО, но рассказать алгоритм выполнения не может)

2

Осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи, в теоретических задачах ориентируется частично, с помощью педагога или товарища.

3

Осуществляет решение поставленной задачи, регулирует сам процесс выполнения, четко дает отчет о своих действиях после принятого решения

Максимальное количество баллов по регуляторным УУД – 12 баллов:

Высокий уровень регуляторных УУД – 12-10 баллов.

Выше среднего регуляторных УУД – 8-9 баллов.

Средний уровень регуляторных УУД – 6-7 баллов.

Ниже среднего регуляторных УУД – 4-5 баллов.

Низкий уровень регуляторных УУД – 0-3 баллов.

Таблица 4 – Известные диагностические методики для изучения сформированности предпосылок УУД у дошкольников

Компоненты предпосылок

Диагностические методики

Показатели

1

Коммуникативный

аспект

«Рукавички»

По Г. А. Цукерману

Умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.п.;

взаимный контроль по ходу выполнения деятельности:

замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

взаимопомощь по ходу выполнения работы;

эмоциональное отношение к совместной деятельности

Цель: выявление

коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществлении сотрудничества

2

Регулятивный аспект

«Графический диктант» Эльконин Д. Б.

Умение действовать по

правилу, самостоятельно действовать по указанию взрослого, ориентироваться на систему условий задачи.

произвольность действий и сформированность

эмоционально-волевой сферы.

Развитие пространственной ориентировки и развитие мелких движений.

Цель: выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого

3

Познавательный аспект

«Домик» (Н.И. Гуткина)

Умение действовать по инструкции взрослого;

произвольность внимания и сформированность эмоционально-волевой сферы;

пространственную ориентировку и развитие мелкой моторики.

Цель: определение уровня развития произвольного внимания, выявление умения ребёнка ориентироваться в своей работе на образец, умения точно

скопировать его.

Предложенные диагностические методики для изучения сформированности предпосылок УУД у дошкольников могут применяться в качестве развивающих игр, тогда кроме оценочного компонента УУД будет проводиться незаметная, но важная работа над развитием внимания, умением слушать указания, развитием логики и мышления в целом.

Заключение

Положительными сторонами разработанной системы оценивания являются: критерии достаточно объемно и многогранно охватывают сформированность УУД; если инструктор по физической культуре регулярно корректирует свои наблюдения, то имеется возможность проследить, как менялся ребенок дошкольного возраста в процессе обучения и воспитания в условиях подготовки сдачи норм ГТО 1 ступени.

Отрицательным сторонами разработанной системы оценивания являются: невозможность за один день увидеть ребенка в разных ситуациях, а если учесть, что в группе занимается не один ребенок, а 20-30, то процесс диагностики становится более затруднительным; критерии оценки построены на наблюдении за дошкольниками в процессе их физической активности (нет возможности наблюдать за детьми в течении всего дня в ДОУ).

Таким образом, применять данные критерии целесообразно в совокупности с другими методиками: «Домик», «Графический диктант», «Рукавички».

Список литературы

От рождения до школы: инновационная программа дошкольного образования / Н. А. Арапова-Пискарева, К. Ю. Белая, М. М. Борисова и [др]. – 5-е изд. – Москва : Мозаика-синтез, 2019. – 336 с. – ISBN 978-5-4315-1576-7.

Просмотров работы: 70