Результаты универсальных учебных действий – это развитие общих способностей (коммуникативных – способности взаимодействовать (табл. 1), когнитивных (табл. 2) – способности мыслить, регуляторных (табл. 3) – способности к саморегуляции своих действий) [1].
Таблица 1 – Коммуникативные результаты УУД и критерии их оценивания при подготовке сдачи норм ГТО 1 ступени детьми 6-7 лет
Критерии |
Баллы |
Поведенческие индикаторы сформированности критерия |
Взаимоотношение с товарищами из группы |
0 |
Наблюдается негативизм по отношению к товарищам из группы, постоянно ссорится, дети его не уважают |
1 |
Замкнут, пассивен, предпочитает выполнение упражнений из норм ГТО 1 ступени отдельно от группы, другие ребята к нему равнодушны |
|
2 |
Предпочитает находиться рядом с товарищами из группы, но не вступает с ними в контакт (выполняет упражнения вместе со всеми, но не общается с товарищами) |
|
3 |
Сфера общения ограничена, контакт во время занятий только с некоторыми товарищами из группы |
|
4 |
Легко вступает в контакт с товарищами по группе, если эти товарищи сами к нему обратились |
|
5 |
Общительный, коммуникативный, легко вступает в контакт с товарищами по группе (самостоятельно: может обратиться за помощью к сверстнику для страховки при выполнении наклонов вперед из положения стоя на гимнастической скамье и т.п.) |
|
Взаимоотношения с инструктором по физической культуре |
0 |
Общение дошкольника с инструктором по физической культуре приводит к отрицательным эмоциям, обижается, неадекватно реагирует на исправление техники выполнения упражнения из нормативов ГТО 1 ступени, часто плачет |
1 |
Ребенок избегает контактов с инструктором по физической культуре, при контакте в основном тревожен, замыкается |
|
2 |
Воспитанник выполняет требования формально, совершенно не заинтересован в общении, в основном старается быть незаметным (при беге 200 метров не стремится быть первым, старается держаться в серединке и т.п.) |
|
3 |
Дошкольник старательно выполняет все требования инструктора по физической культуре, но от контакта с ним часто уклоняется, за помощью обращается только к товарищам |
|
4 |
Воспитанник дорожит хорошим мнением инструктора по физической культуре о себе, стремится выполнять все предъявляемые требования, в случае необходимости обращается за помощью как к товарищам, так и к педагогу |
|
5 |
Ребенок проявляет дружелюбие, стремится сам понравиться, зачастую подходит после занятия к инструктору по физической культуре с целью консультации определенного упражнения из норм ГТО 1 ступени или истории развития Всероссийского комплекса |
Максимальное количество баллов по коммуникативным УУД – 10 баллов, так:
Высокий уровень коммуникативных УУД – 9-10 баллов.
Выше среднего коммуникативных УУД – 7-8 баллов.
Средний уровень коммуникативных УУД – 5-6 баллов.
Ниже среднего коммуникативных УУД – 3-4 баллов.
Низкий уровень коммуникативных УУД – 0-2 баллов.
Таблица 2 – Познавательные результаты УУД и критерии их оценивания при подготовке сдачи норм ГТО 1 ступени детьми 6-7 лет
Критерии |
Баллы |
Поведенческие индикаторы сформированности критерия |
Обобщение |
0 |
Ребенок не способен к обобщению предметов при выполнении челночного бега 3х10 метров с определенной целевой установкой |
1 |
Дошкольник частично способен к обобщению (имеются ошибки) |
|
2 |
Воспитанник способен к обобщению (не допускает ошибок или допускает, но не критичные) |
|
Анализ |
0 |
Ребенок не способен «расчленить» анализируемый предмет, физическое упражнение, к примеру сгибание и разгибание рук из упора лежа на составляющие его компоненты либо выявить ряд отдельных, свойственных ему признаков и черт |
1 |
Дошкольник частично способен к анализу (допускает ошибки при разборе техники упражнения взятого из норм ГТО) |
|
2 |
Воспитанник способен к разделению информации на составные части. Развито всестороннее логическое осмысление этих частей и информации в целом |
|
3 |
Ребенок способен к анализу, получению недостающей информации путём логических умозаключений и возобновления из памяти накопленной информации Если решается задача, то продумываются варианты решения |
|
Классификация |
0 |
Ребенок не способен выявлять и классифицировать сходства и различия предметов при помощи инструктора по физической культуре и товарищей по группе при выполнении упражнений, взятых из ГТО (челночный бег 3х10 м) |
1 |
Ребенок способен выявлять и классифицировать сходства и различия предметов при помощи инструктора по физической культуре и товарищей по группе при выполнении упражнений, взятых из ГТО (челночный бег 3х10 м) |
|
2 |
Ребенок способен к выявлению сходств или различий тех или иных предметов, понятий и явлений. Самостоятельно выделяя один, существенный признак дошкольник может классифицировать группу рассматриваемых предметов при выполнении упражнений, взятых из ГТО (челночный бег 3х10 м) |
Максимальное количество баллов по регуляторным УУД – 7 баллов, так:
Высокий уровень познавательных УУД – 7 баллов.
Выше среднего познавательных УУД – 6 баллов.
Средний уровень познавательных УУД – 4-5 баллов.
Ниже среднего познавательных УУД – 2-3 баллов.
Низкий уровень познавательных УУД – 0-1 баллов.
Таблица 3 – Регуляторные результаты УУД и критерии их оценивания при подготовке сдачи норм ГТО 1 ступени детьми 6-7 лет
Критерии |
Баллы |
Поведенческие индикаторы сформированности критерия |
Контроль и самоконтроль |
0 |
Не может обнаружить и исправить ошибку в технике выполнения упражнения из норм ГТО 1 ступени даже по просьбе педагога, некритично относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других ребят |
1 |
Контроль носит в основном случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, не умеет обосновывать свои действия |
|
2 |
Осознает основные правила контроля, но не может одновременно выполнять учебные действия и контролировать их (знает, как правильно выполнять прыжок в длину с места, но не может оттолкнуться двумя ногами одновременно и т.п.), после выполнения может сам найти и исправить ошибки |
|
3 |
Ошибки в многократно повторенных действиях исправляет самостоятельно, контролирует выполнение учебных действий другими, но при решении новой задачи теряется |
|
4 |
Задачи, соответствующие усвоенному способу контроля, выполняет без ошибок, с помощью педагога может обнаружить неадекватность способа новой задачи и внести коррективы |
|
5 |
Контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы до начала решения |
|
Поведение на занятии |
0 |
Не выполняет элементарных требований, большую часть занятия занимается посторонним делом |
1 |
Часто отвлекается на посторонние предметы, вертится, постоянно отвлекается |
|
2 |
Иногда поворачивается, обменивается мнениями с товарищами, но отвлекается редко |
|
3 |
Выполняет требования преподавателя, но иногда отвлекается |
|
4 |
Внимателен, добросовестно выполняет все требования инструктора по физической культуре |
|
Целеполагание |
0 |
Плохо различает поставленные учебные задачи разного типа, совершенно отсутствует реакция на новые задачи, он нуждается в постоянном контроле со стороны педагога, не может ответить на поставленные вопросы о том, что сделал либо собирается сделать |
1 |
Осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи, в теоретических задачах совершенно не ориентируется (может выполнить упражнение из комплекса ГТО, но рассказать алгоритм выполнения не может) |
|
2 |
Осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи, в теоретических задачах ориентируется частично, с помощью педагога или товарища. |
|
3 |
Осуществляет решение поставленной задачи, регулирует сам процесс выполнения, четко дает отчет о своих действиях после принятого решения |
Максимальное количество баллов по регуляторным УУД – 12 баллов:
Высокий уровень регуляторных УУД – 12-10 баллов.
Выше среднего регуляторных УУД – 8-9 баллов.
Средний уровень регуляторных УУД – 6-7 баллов.
Ниже среднего регуляторных УУД – 4-5 баллов.
Низкий уровень регуляторных УУД – 0-3 баллов.
Таблица 4 – Известные диагностические методики для изучения сформированности предпосылок УУД у дошкольников
№ |
Компоненты предпосылок |
Диагностические методики |
Показатели |
1 |
Коммуникативный аспект |
«Рукавички» По Г. А. Цукерману |
Умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.п.; взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют; взаимопомощь по ходу выполнения работы; эмоциональное отношение к совместной деятельности |
Цель: выявление коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществлении сотрудничества |
|||
2 |
Регулятивный аспект |
«Графический диктант» Эльконин Д. Б. |
Умение действовать по правилу, самостоятельно действовать по указанию взрослого, ориентироваться на систему условий задачи. произвольность действий и сформированность эмоционально-волевой сферы. Развитие пространственной ориентировки и развитие мелких движений. |
Цель: выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого |
|||
3 |
Познавательный аспект |
«Домик» (Н.И. Гуткина) |
Умение действовать по инструкции взрослого; произвольность внимания и сформированность эмоционально-волевой сферы; пространственную ориентировку и развитие мелкой моторики. |
Цель: определение уровня развития произвольного внимания, выявление умения ребёнка ориентироваться в своей работе на образец, умения точно скопировать его. |
Предложенные диагностические методики для изучения сформированности предпосылок УУД у дошкольников могут применяться в качестве развивающих игр, тогда кроме оценочного компонента УУД будет проводиться незаметная, но важная работа над развитием внимания, умением слушать указания, развитием логики и мышления в целом.
Заключение
Положительными сторонами разработанной системы оценивания являются: критерии достаточно объемно и многогранно охватывают сформированность УУД; если инструктор по физической культуре регулярно корректирует свои наблюдения, то имеется возможность проследить, как менялся ребенок дошкольного возраста в процессе обучения и воспитания в условиях подготовки сдачи норм ГТО 1 ступени.
Отрицательным сторонами разработанной системы оценивания являются: невозможность за один день увидеть ребенка в разных ситуациях, а если учесть, что в группе занимается не один ребенок, а 20-30, то процесс диагностики становится более затруднительным; критерии оценки построены на наблюдении за дошкольниками в процессе их физической активности (нет возможности наблюдать за детьми в течении всего дня в ДОУ).
Таким образом, применять данные критерии целесообразно в совокупности с другими методиками: «Домик», «Графический диктант», «Рукавички».
Список литературы
От рождения до школы: инновационная программа дошкольного образования / Н. А. Арапова-Пискарева, К. Ю. Белая, М. М. Борисова и [др]. – 5-е изд. – Москва : Мозаика-синтез, 2019. – 336 с. – ISBN 978-5-4315-1576-7.