Формирование лексической компетенции у учащихся начальной школы с использованием информационно - коммуникационные технологий - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Формирование лексической компетенции у учащихся начальной школы с использованием информационно - коммуникационные технологий

Худицкая А.В. 1
1Шуйский филиал Ивановского Государственного Университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В век развития информационно - коммуникационные технологий методика преподавания иностранного языка постоянно совершенствуется. Следовательно, педагог должен обладать знаниями в области современных методик и новых образовательных технологий, чтобы идти в ногу со временем и общаться с учениками на одном языке.

Особое место в процессе обучения иностранному языку занимает лексический навык, который является одним из важнейших компонентов речевой деятельности. Формирование данного навыка требует постоянного контроля со стороны учителя.

В основе лексического навыка лежит определение соответствия выбора и сочетания единиц ситуации, а сам навык связан с двумя операциями: операцией вызова и операцией сочетания слов.[6]

Выделяют шесть стадий формирования лексического навыка:

- восприятие слова в процессе его функционирования; создаётся звуковой образ слова;

- осознание значения слова;

- имитация слова в изолированном виде или в контексте предложения;

- обозначение, направленное на самостоятельное называние объектов, определяемых словом;

- комбинирование (слово вступает в новые связи);

- употребление слова в различных контекстах.[1]

У младших школьников в процессе формирования лексического навыка необходимо учитывать возрастные психологические особенности обучающихся, основными из которых можно считать разный уровень развития и подготовленности к началу обучения, слабость произвольного внимания, а так же слаборазвитую саморегуляцию.

В связи с данными особенностями возникают некоторые проблемы в формировании лексических навыков младших школьников: в процессе обучения педагогу необходимо создать оптимальные благоприятные условия, которые помогут раскрыть и реализовать потенциал и возможности обучающихся. В этом могут помочь информационно - коммуникационные технологии.

По теоретической части данного вопроса был проведён практический анализ. Используемый УМК – Н. И. Быкова, Д. Дули «Английский в фокусе» (Spotlight). Для проведения эксперимента был разработан комплекс заданий с использованием современных информационно - коммуникационных технологий для учащихся 4 классов. В основу легли темы Tea party и All our yesterdays в учебнике Spotlight. В качестве материала была выбрана лексика по темам Feelings и Ordinalnumbers, представленная в выбранных темах в учебнике. Задания направлены на представление, закрепление и отработку в речи лексического материала по темам “Feelings” (чувства) и “Ordinalnumbers” (порядковые числительные).[4]

Среди информационно - коммуникационных технологий, использованных в целях формирования лексических навыков в представленном комплексе заданий, были демонстрационные (компьютер, презентация PowerPoint, проектор), технологии с использованием ресурсов Интернет (различные Web сайты), а также мультимедийные технологии (видеозаписи). Использование всех этих технологий незаменимо для мотивации и активизации учащихся, а также наглядности материала.[5]

Разработанный комплекс упражнений был испробован на практике. Целью исследования явилось выявление того, насколько активно информационно -коммуникационные технологии используются в ходе современного урока английского языка, их значимость в педагогическом процессе, определение отношения учащихся и учителей к используемым информационно - коммуникационным технологиям.

На констатирующем этапе было проведение первичного среза уровня сформированности лексических навыков у учащихся четвёртых классов. В этих целях был разработан комплекс вопросов и заданий, определяющих владение учащимися лексикой уже пройденных тем. В проверочную работу была включена лексика по темам Food (еда) и Wildanimals (дикие животные), контролировались все компоненты структуры лексического навыка: форма (“Putthelettersintherightorder. Write down the words in the transcriptions. Put the missing letters. Match the words from a to d with their transcriptions from 1 to 4”), значение (“Match the words with the pictures”) и употребление слова (“Write down some words to complete the sentences”).

Полученные результаты показали недостаточно сформированный уровень лексических навыков и вследствие чего необходимость использования различных средств и технологий, направленных на повышение данного уровня.

На формирующем этапе были проведены уроки в 4-ом классе с использованием разработанного комплекса заданий. Задания подразумевали использование на уроке тех или иных информационно - коммуникационных заданий. Целью данного этапа было использовать ИКТ и проверить их эффективность для формирования лексических навыков учащихся.

На контрольном этапе приводились результаты данного педагогического эксперимента, был проведён итоговый срез уровня владения лексикой учащихся. Целью данного этапа было проанализировать результаты исследования и определить эффективность использования информационно -коммуникационных технологий для формирования лексических навыков учащихся на начальном этапе. В итоговом срезе рассматривались уровни владения лексическими навыками по двум пройденным лексическим материалам: Feelings (чувства) и Ordinalnumbers (порядковые числительные). Характер заданий был направлен на контроль всех компонентов структуры лексического навыка: формы (“Writedownthewordsontheirtranscriptions. Put the missing letters. Write down the ordinal numbers you see. Put the letters in the right order and write down the feelings with translations”), значения (“Look at the pictures and write down what do people feel. Write down the feelings with translations”) и употребления (“Put the missing words to complete the sentences”).

В итоге эксперимента число учащихся с высоким уровнем владения лексическими навыками выросло до 49%, число учащихся со средним уровнем – до 51%; а число учащихся с низким уровнем владения лексическими навыками выявлено не было.

Анализируя результаты первичного и итогового срезов, был сделан вывод, что использование на занятиях разнообразных современных информационно -коммуникационных технологий привело к уменьшению численности учащихся с низким уровнем сформированных лексических навыков. Дети отметили, что проведение подобных уроков вызывает у них больший интерес к обучению.

Данный педагогический эксперимент показал эффективность и необходимость использования современных информационно -коммуникационных технологий при формировании лексических навыков на уроках английского языка среди учащихся начальных классов.

Общий итог практического исследования показал целесообразность и даже необходимость использования различных технологий в обучении иностранному языку. Они являются мощным инструментом преподавания любого иностранного языка, способствуя развитию личности и активизируя весь образовательный процесс.[3]

В частности, при обучении лексике английского языка большую роль играют тестовые и игровые программы, позволяющие сформировать либо проверить уровень сформированности лексических навыков (в случае ошибки, неверный ответ выделяется иным цветом либо зачёркивается). Следует также отметить, что при формировании лексических навыков работа должна быть направлена на все компоненты их структуры: форма, значение и употребление.

Информационно - коммуникационные технологии бесспорно эффективны при формировании активного и пассивного лексического запаса. Использование видеозаписей при представлении лексики позволяет объединить зрительный образ лексического материала с его звуковой формой; презентация PowerPoint позволяет представлять графическую форму материала, а также визуализировать его значение. Высокий уровень наглядности способствует повышению уровня заинтересованности и активности учащихся. [2]

Таким образом, цель исследования была достигнута.

Список литературы

Воронина, Л.А. Использование информационно- коммуникационных технологий в современном образовательном процессе / Л.А. Воронина // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно- технического знания. – 2017. – №3 (12). – С. 54-55

Гаврищук, И.А. Мультимедийные презентации как современное средство обучения / И.А. Гаврищук // Психолого-педагогические и технологические аспекты реализации. – 2017. – № 4. - С. 8-12

Сысоев, П.В. Современные информационные и коммуникационные технологии: дидактические свойства и функции / П.В. Сысоев // Язык и культура. – 2018. – № 1(17). – С.120-133.

Учебно-методический комплект (УМК) Spotlight. Английский в фокусе. 4 класс / Под ред. Н.И. Быкова, Д. Дули. – М.: Просвещение, 2018. – 215 с.

Шарапова, М.И. ИКТ в образовании / М.И. Шарапова // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2019. – № 620. – С. 119-135.

Ямалетдинова, А.М. Современные информационные и коммуникационные технологии в образовательном процессе / А.М. Ямалетдинова // Вестник Башкирского университета. – 2018. – №4. – С. 1134-1141

Просмотров работы: 202