Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в учебном процессе — это попытка предложить один из путей, позволяющих интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес учащихся к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. [2] Это соответствует основным идеям ФГОС ООО, методологической основой которого является системно-деятельностный подход, согласно которому развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.[6]
В целом, перед педагогом встает задача создать необходимые условия для развития у детей познавательных интересов, умения самостоятельно решать проблемы в разных сферах деятельности, навыков исследовательской деятельности. Кроме того, учитель должен сформировать у детей научные знания по физике. Одним из наиболее эффективных методов обучения физике является лабораторный метод.
Материалы и методы. На уроках мы использовали следующие организационные формы:
- фронтальная работа с использованием одного персонального компьютера и проектора для компьютерных демонстраций и иллюстраций изучаемого материала;
- индивидуальная и групповая работа на 5 компьютерах для организации лабораторных, творческих, контрольных и других самостоятельных работ;
- парная работа за компьютерами с распределениями обязанностей в паре.[4]
Для выполнения практических и лабораторных работ используется специальное лабораторное оборудование: приборы и материалы, в работе с которыми обучающиеся углубляют и закрепляют теоретические знания путем проведения самостоятельных экспериментов. Нередко для выполнения эксперимента используются электронно-образовательные ресурсы в виде виртуальных лабораторных работ, которые помогут усвоить основы эксперимента, научить логически мыслить и самое главное - помогут лучше усвоить программный материал.
Основная часть. Наиболее интересными примерами таких лабораторий в сети Интернет являются: «Лабораторные работы по физике», производства ООО «Дрофа и ООО «Квазар-Микро»» цифровые образовательные ресурсы, в которых представлены различные интерактивные лабораторные работы по физике 7 класса. Для каждой лабораторной работы определена её цель приведён перечень оборудования и материалов сформулировано задание для обучающегося, даны краткие теоретические сведения необходимые для сознательного проведения экспериментальных исследований, указана последовательность выполнения экспериментов задана форма представления результатов наблюдений и измерений в виде отчётных таблиц и графиков сформулированы разноуровневые контрольные вопросы (рис.1), (рис.2).
Рис.1. Виртуальная лабораторная работа «Измерение объема тела с помощью мерного цилиндра»
Рис.2. Виртуальная лабораторная работа «Измерение выталкивающей силы»
Кроме вышеописанных ЭОР, детям предлагалось написать проект по любой изученной теме курса физики, представить результаты в виде презентации по выбранной теме исследования, выполнить экспериментальную работу в группах по исследованию физических явлений, закономерностей и т.п. Дети представляли на уроках свои разработки, которые с интересом обсуждались обучающимися (рис.3).
Рис.3. Проект ученика 7 класса по теме «Тайны магнита» и презентация полученных результатов
Используя разнообразные формы организации и проведения лабораторных и групповых работ, особенно эффективной, на наш взгляд, оказалась групповая работа. И неудивительно: дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией. Кроме того, развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.
Систематичность, этапность, постепенность усложнения заданий способствовали эффективному приобретению детьми навыков групповой работы и не вызывали негативного отношения детей к такой форме занятий. Наоборот, относительная свобода поведения и перемещения по классу на групповых занятиях, возможность обсудить варианты решения с партнерами по работе, пообщаться с одноклассниками способствовали формированию интереса детей к урокам окружающего мира. Необходимость уложиться в отведенное время создавала рабочую обстановку, предупреждала отвлекаемость детей, способствовала формированию самодисциплины и саморегуляции при организации деятельности группы. Нежелание подвести группу заставляло детей активно участвовать в работе, старательно выполнять свою часть работы, от результативности которой зависела оценка работы всей группы.
Результаты. Работа обучающихся с компьютерными моделями чрезвычайно полезна, так как обучающиеся могут ставить многочисленные виртуальные опыты и даже проводить небольшие исследования. У виртуальной лабораторной работы есть неоспоримые преимущества, так как она позволяет проводить компьютерные лабораторные эксперименты по физике для случаев, когда постановка реального эксперимента затруднена или необходимо мгновенно осуществлять обработку полученных результатов.
Хочется отметить, что компьютерные лабораторные установки в виртуальных лабораториях, как правило, представляет собой компьютерную модель реальной экспериментальной установки. Выполнение экспериментальных исследований представляет собой непосредственный аналог эксперимента на реальной физической установке.[5]
Но говоря о преимуществах, можно выделить и недостатки. Любая замена реальных физических объектов их экранными изображениями, выполнение работ с виртуальными приборами, безусловно, развивает у учащихся умения наблюдать, измерять физические величины, проводить опыты и исследовать зависимости разных физических величин, исследовать устройства физических приборов. Однако при этом формируются совершенно иные умения. Они не лучше и не хуже умений, которые формируются при работе с реальными объектами, они – другие. Подобная замена не может быть равнозначной, поэтому следует признать, что внедрение в процесс изучения компьютерных аналогов вместо живой реальности неизбежно влечет искажение содержания предметов, в которых значимой частью является учебная работа с реальными объектами.
Заключение. Подведя итог вышесказанному, можно сказать, что виртуальные лаборатории, можно использовать как на уроке, так и при самостоятельной подготовке к занятиям, они позволяют глубже понять законы физики и проникнуть в суть физических явлений.
Список литературы:
1. Бешенков, С.А. Применение интерактивных средств – современный подход в обучении [Текст] / С.А. Бешенков, М.И. Шутикова, Е.А. Смирнова // Информатика и образование. – 2017. – №6. – С. 20-24
2. Брейнерт, И. А. Использование электронного образовательного ресурса в рамках современного развивающего урока [Текст] / И. А. Брейнерт // Начальная школа. – 2015. – № 7. – С. 50-51
3. Ефимова, В. Г. Дидактическое обеспечение формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках физики [Текст] / В. Г. Ефимова, А. В. Худякова // Физика в школе. - 2018. - № 7. - С. 25-33
4. Карамнова, Е. С. Методы обучения: традиционные и новые [Текст]:библиографический обзор / Е. С. Карамнова // Сибирский учитель. – 2016. – № 6. – С. 100-102
5. Каширин, Д. А. Интерактивное оборудование и Интернет-ресурсы в школе. Физика. 7 – 11 кл.: Пособие для учителей общеобразовательных школ /
6. Цебренко, К. Н. Моделирование электронной среды образовательной организации в соответствии с требованиями федеральных стандартов [Текст] / К. Н. Цебренко // Информационные ресурсы России. – 2018. – № 4. – С. 38-43