Трудовое воспитание молодежи - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Трудовое воспитание молодежи

Слепцова А.А. 1, Брылева Ю.А. 1
1Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Постановка проблемы. XXI век характеризуется стремительным развитием технологий, науки, общественных отношений. Данное явление проявляется в достижении высот в различных сферах. Достойно продолжить эту тенденцию способно лишь поколение высококвалифицированных специалистов. Молодежь как будущая преемница ответственности за развитие мира должна иметь особый уровень подготовки, поэтому особо важным является трудовой аспект в процессе воспитания подрастающего поколения.

Цель статьи состоит в выделении и обосновании преимуществ трудового воспитания для современной молодежи в контексте образовательного процесса.

Изложение основного материала исследования. С древних времен понятие «воспитание» имело значение «вскармливания». Еще в самом начале, на заре человеческого общества люди пришли к мысли о том, что детям для существования необходима не только физическая энергия, но и духовная, в связи с чем воспитание обрело более духовное содержание.

«Воспитание в широком смысле рассматривается как воздействие общества на личность и отождествляется с социализацией личности». Данное воздействие нацелено на достижение определенного результата, а именно получение всесторонне развитой, гармонической личности. Для более эффективной работы и более точного достижения поставленной цели необходимо обозначить конкретные задачи, каждая из которых будет в соответствии с определенной стороной целостного развития воспитуемого. Составные части общей системы воспитания, в свою очередь, включают в себя ряд мероприятий, направленных на решение поставленной задачи. Одной из таких частей является трудовое воспитание, которое направлено на выработку в человеке добросовестного, ответственного, инициативного подхода к труду, развитие творческого начала в выполнении трудовых обязанностей, а также на воспитание культуры трудовых отношений.

Проблему трудового воспитания исследовали многие отечественные и зарубежные ученые, такие как В. А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Г. Кершентайнер, И.Г. Песталоцци и другие. К.Д. Ушинский был противником облегчения обучения и видел труд как основной фактор развития человека. Труд приучает человека преодолевать трудности и развивает силу воли. Он сформулировал цель воспитания как формирование активной личности посредством труда. В своей работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» Ушинский не раз упоминает о важности труда в формировании нравственных, физических и умственных качеств. Также он пишет о том, что труд способствует становлению человека как личности.

Идея воспитания путем включения в образовательную деятельность трудовых аспектов получила свое начало еще в XVII—XVIII вв., затем развивалась в XIX в. и в XX в. стала обязательной частью процесса образования практически во всем мире. Данная идея получила быстрое и широкое распространение в Советском Союзе: в школах ученики получали трудовое, затем профессиональное обучение, дающее базовые знания по работе с сырьём ( деревом, тканями, бумагой), обучающиеся старших классов, в зависимости от возможностей и материального обеспечения школы, получали базовые навыки по специальностям парикмахера, водителя автомобиля, модельера, машинописца и др. Трудовое воспитание в образовательных учреждениях осуществлялось посредством уроков труда, выполнения общественно полезного и бытового труда, работы по производству реального продукта, а главное посредством привития ученикам учения как одного из видов труда. Большое развитие трудовое воспитание получило в трудах Антона Семеновича Макаренко, великого советского педагога, писателя. В организованных им коммунах было четкое разделение труда, направленное на машинное производство, а не на ремесло, самообслуживание участников, которое прививало такие качества, как самостоятельность, собранность, умение нести ответственность за поступки.

На сегодняшний день количество мероприятий, проводимых в рамках трудового воспитания, уменьшилось. В большинстве современных школ трудовой аспект ограничивается учебной дисциплиной «Технология» и курсом профессиональной ориентации, включающим знакомство учеников с существующими профессиями, профессиональную диагностику, подразумевающую проведение тренингов и психологических методик на профессиональное самоопределение, и профессиональную консультацию. В университетах трудовое воспитание осуществляется в рамках практики обретаемой профессии. Оно нацелено на формирование профессиональной культуры, сознательного отношения к будущей специальности, профессиональной осознанности. Несмотря на это, у молодежи остается потребность в самореализации, обретении большей самостоятельности, обеспеченности, в связи с чем прослеживается тенденция занятости молодежи в трудовом производстве в свободное от учебы время.

Несмотря на вышесказанное, в ведомственных учреждениях высшего образования сохраняется более устойчивая система воздействия на человека путем проведения мероприятий трудового воспитания. Так, например, в Московском Университете МВД России имени В.Я. Кикотя бытовой и общественно полезный труд являются неотъемлемой частью образования. Для каждого курсанта в равной степени предусмотрены хозяйственные и суточные наряды, а также в ежедневные обязанности входит уборка на закрепленной территории после реализации основного цикла образовательного процесса.

Значимость трудового воспитания для современной молодежи обусловлена уровнем развития общества. В век высоких технологий техническая сфера нуждается в грамотных специалистах, имеющих большой багаж знаний как в своей области, так и в прикладных дисциплинах. Для того, чтобы этот багаж успешно обрести необходима устойчивая трудовая база, а именно фундаментальные умения в универсальных профессиях. Они могут быть полезны не только универсальностью и высокой применяемостью умений, но и тем, что расширяют кругозор человека, расширяют его творческие навыки в работе и дают гарантию того, что субъект уже знаком с понятиями трудовой этики и дисциплины.

Список использованных источников

1. Базулина А.А. Комплексная проблема формирования правосознания личности / А.А. Базулина // Эпомен. – 2020. - № 40. – С. 180-188.

2. Никитская Е.А. Проблемы образовательного процесса поколения Z / Е.А. Никитская, Е.О. Гладышева, В.С. Соколова // Инновации в образовании. – 2020. - № 1. – С. 12-17.

3. Ульянова И.В. Формирование смысложизненных ориентаций школьников и студентов в образовательном процессе /И.В. Ульянова // Педагогическое образование и наука. – 2008. - № 10. – С. 29-35.

Просмотров работы: 495