Основные направления социальной профилактики девиаций несовершеннолетних в социально-реабилитационных центрах - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Основные направления социальной профилактики девиаций несовершеннолетних в социально-реабилитационных центрах

Белан П.Д. 1
1Ульяновский Государственный Педагогический Университет им. И.Н.Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В XXI веке проблема профилактики девиантного поведения несовершеннолетних становится все более актуальной. С каждым годом все больше подростков оказываются на попечении социально-реабилитационных центров, где им предстоит пройти путь по работе над самими собой, в том числе в освоений норм, правил общества и улучшению своего поведения. Изучение направлений социальной профилактики девиаций несовершеннолетних в данной среде является одним из существенных вопросов предотвращения отклоняющегося поведения подростков, которая влияет на их психологическое, социальное и физическое состояние.

Перед тем, как исследовать основные направления профилактики девиантного поведения, необходимо дать определение «девиации» и ее видам.

Девиация - это социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого поведения в определенном обществе.

К основным видам девиантного поведения относят: преступность, алкоголизм, самоубийство, психические отклонения, преступность без жертв.

Существующая проблема уже долгое время касается не только некоторые города, но и нашу страну в целом. Государственные меры направлены на предотвращение неправомерных действий несовершеннолетних и созданию комфортных условий жизни (беспризорность, социальная девиация, оставшихся без родителей детей, находящихся в реабилитационных центрах и др). Об этом свидетельствует нормативно-правовая база, в частности: Федеральный закон №120-ФЗ от 24 июня 1999 г « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями) иПостановление Правительства РФ №896 от 27 сентября 2000 г. «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации »

Невзирая на предпринятые государственные меры, которым следуют организации ведущие работу с детьми, проблема социальной профилактики несовершеннолетних в реабилитационных центрах должна совершенствоваться в соответствии с изменениями в обществе и изменением направленности преступности среди детей и подростков. Ввиду этого, целью статьи является изучение и предоставление более подробной информации об основных направлениях предотвращения противоправного поведения детей, находящихся на территории социально-реабилитационных центров.

За последние несколько лет количество несовершеннолетних, совершающих правонарушения увеличилось в несколько раз. По данным на 1 января 2019 г. на формализованных учетах состояли 131 008 несовершеннолетних, из них 60 387 – совершившие административные правонарушения, 22 360 – совершившие общественно опасные деяния до наступления возраста уголовной ответственности, 11 649 – подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, 6 443 – осужденные к различным видам уголовных наказаний. Несовершеннолетних, находящихся на обеспечении реабилитационных центров в стране значительно увеличилось по сравнению с прошлыми годами. По данным Российской статистике на 2020 год доля детей и подростков, проявляющих девиантное поведение увеличилось до 139 466 человек. Это свидетельствует о неосведомленности и недостаточной работе с детьми.

Одной из технологий социальной работы с несовершеннолетними, совершающие правонарушения, является социальная профилактика, которая проводится в разных направлениях в условиях реабилитационных центрах.

В своем учебном пособии «Социальная работа» В.И.Курбатов дает следующее определение, социальная профилактика это - научно обоснованное и своевременно предпринимаемое воздействие на социальный объект с целью сохранения его функционального состояния и предотвращения возможных негативных процессов в его жизнедеятельности.

Одним из наиболее актуальных направлений профилактической деятельности является социальная профилактика правонарушений, представляющая собой комплекс конкретных социальных мер (экономических, организационных, управленческих, культурно-воспитательных и иных), осуществляемых в целях предупреждения правонарушений, уменьшения их количества вплоть до полного искоренения путем выявления и устранения причин и условий, способствующих противоправному поведению.

Е.И. Холостова считает, что под профилактикой девиантного поведения подростков в социальной работе понимается совокупность мероприятий, направленных на выявление причин и условий, способствующих возникновению и распространению девиантного поведения детей и подростков.

Были выделены четыре основных направления, которые определяют содержательный характер профилактических мер, направленных на предотвращение противоправного поведения несовершеннолетних: социально-медицинское, педагогическое, психологическое, социально-психологическое.

Социально-медицинское направление.

Данное направление связано с эмпирическими исследованиями какого-либо вида дизонтогенеза и особенностей поведения в виде определенного устойчивого синдрома, детерминирующего, в частности, противоправное поведение. При этом отмечается, что в последнее время наблюдается увеличение числа детей и подростков с нарушениями психического развития, влияющими на отклонения в их поведении. В условиях реабилитационных центров при приеме ребенка в учреждении проводят обследования, идет ознакомительная беседа с психологом и социальным педагогом для определения физического и психологического состояния воспитанника и дальнейшей работы с ним.

Педагогическое направление.

В рамках педагогического направления, при котором любая форма девиантного поведения связанных с недостатками воспитания. В центрах традиционно проводят мероприятия, направленные на предупреждение и коррекцию девиантного поведения у детей и подростков, эффективность которых проверяется в процессе проведения формирующего эксперимента. Таким образом, анализируя различные подходы и формы предотвращения неправомерных действий подростков, некоторые авторы приходят к выводу, что большую роль играет «школа юридических знаний», где детей информируют о приемлемых формах поведения в обществе, приемлемых границах поведения и последствиях их нарушения. Так же проводятся мероприятия «Я-гражданин», где рассказывают о правах, правилах и нормах поведения в обществе.

Психологическое направление.

В контексте психологической направленности считается, что наибольшая эффективность профилактических мероприятий может быть достигнута только при работе психолога с личностью воспитанников с девиантным поведением, характеристиками которых являются искажения ценностно-мотивационной системы, проблемы самообучения. регулирование. недостаточная самооценка, низкий уровень развития рефлексии и т. д. Необходимость учета возрастных особенностей развития детей и подростков очевидна. Представляется интересным изучить эффективность различных психо-корректирующих воздействий у детей 7-10 лет и подростков 11-13 лет с разной степенью выраженности девиантного поведения: убедительно доказано, что наиболее эффективным тренингом является развитие коммуникативных навыков, приводящие к «положительным изменениям личности (повышение самооценки, самопринятие, повышение уровня эмоционального контроля, саморегуляции и т. д.).

Социально-психологическое направление.

В настоящее время к социально-психологическим профилактическим мероприятиям относят программы, направленные на усвоение социальных норм и правил поведения как у самих подростков, так и у их окружения.В СРЦ при данном подходе на первый план выступает информирование о принятых в обществе нормах поведения. По мнению некоторых авторов, «девиантное поведение -это отражение отношений в обществе» (поэтому одним из основных видов коррекции девиантного поведения детей подросткового возраста является демонстрация замещающего образа на образ правильного социально приемлемого поведения (например, отображаемого в виде художественного произведения - фильма, рассказа) с параллельными занятиями в образовательных учреждениях для детей и подростков по темам «Профилактика групповой преступности» , «Об опасностях энергетиках и слабоалкогольных напитков »,« Об опасности наркотиков» и т.д.

В контексте социального контроля предлагается иной подход, а именно: основанный на идее воссоединения стыда , где превентивные меры выдвигаются на первый план, чтобы сформировать внутренний упрек подростка за его поведение и признать, что из-за его неправомерных поступков страдают близкие ему люди. В последнее время появились принципиально разные подходы к предотвращению расхождения преступности среди детей и подростков, уделяется особое внимание не только тем, кто уже совершил правонарушение, но и тем, кто находится в группе риска.

Обобщая вышесказанную информацию, можно сказать, что практически все авторы отмечают необходимость разработки программ профилактики девиантного поведения несовершеннолетних и их реализации. При этом обращает на себя внимание недостаточная эффективность представленных программ, так как наблюдается не только рост противоправных действий, совершаемых подростками, но и всплеск преступности, изменение мотивации, появление новых форм, рост по степени тяжести преступлений и др. Следовательно из этого необходимо все чаще изменять методику программ, так как проблемы девиантного поведения у несовершеннолетних меняются и появляются новые их виды.

Список используемых источников

Конвенция о правах ребёнка // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР от 7 ноября 1990 г. N 45 ст.955.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г., 23 июля 2008 г., 28 апреля, 3 июня, 17 декабря 2009 г.)

Федеральный закон № 120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах, системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ

Телина, И.А. Социально-педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетних / И.А. Телина ; науч. ред. В.П. Синенко. – 2-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2013. – 135 с. 

Богданович, Н.В., Делибалт, В.В. Профилактика девиантного поведения детей и подростков как направление деятельности психолога в образовательных учреждениях. Психология и право,т.10, No2, с.1–14.

Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. — М.: Академический Проект; Трикста, 2005. — 336 с. — (Психологические технологии).

Беженцев, А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних : учебное пособие / А.А. Беженцев. – 2-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2017. – 297 с

Рождественская Н.А.Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков : учебное пособие / Наталия Рождественская. - Москва : Генезис, 2015. – 212 с

Просмотров работы: 21