Адаптация в первом классе – особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности – учебную; изменяется и социальное окружение, появляются одноклассники, учителя, школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок; наконец, изменяется уклад его жизни.
Понятие адаптации непосредственно связано с понятием "готовность ребенка к школе" и включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую и социальную, или личностную. Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам.
Адаптация может быть психологическая, сенсорная, социальная. Успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка.
В период приспособления ребенка к школе наиболее значимые изменения происходят в его поведении. Как правило, индикатором трудностей адаптации являются такие изменения в поведении, как чрезмерное возбуждение и даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессия и чувство страха, нежелание идти в школу. Все изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе.
Социальная адаптация – это процесс взаимодействия младшего школьника с новой социальной средой (с учителем, которого он видит впервые; со сверстниками, с которыми ему предстоит учиться в одном классе; приспособление к школьному режиму, который необходимо соблюдать и т.д.).
Те дети, которые посещали дошкольное учреждение или подготовительную группу, легко адаптируются к школьной жизни. Ведь многие из ребят – их друзья. Они вместе посещали одну группу, знают друг друга в лицо. И им знаком ход занятия: когда спрашивают, надо поднять руку и ответить; рисовать кружочки, квадратики, палочки, буквы и цифры.
Дети, не посещавшие детский сад, проходят адаптационный путь тяжелее. Им приходится знакомиться с новыми людьми, заводить новых друзей, учиться работать в коллективе и т.д. Ребенка, не посещающего дошкольное учреждение, могут морально подготовить и настроить родители. Главное здесь то, чтобы ребенок был готов к школе психологически. Чтобы он осознавал и морально был готов вступить в новый для него мир. Как отмечает Л.А. Венгер: «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Социальная адаптация связана с желанием и умением ребенка принять новую роль – школьника и достигается целым рядом условий:
1. Развитие у детей умения слушать, реагировать на действия учителя, планировать свою работу, анализировать полученный результат – то есть умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
2. Развитие умения налаживать контакт с другими детьми, выстраивать отношения со взрослыми, быть общительным и интересным для окружающих – то есть умений, позволяющих устанавливать межличностные отношения со сверстниками и педагогами.
3. Формирование умения правильно оценивать свои действия и действия одноклассников, пользоваться простейшими критериями оценки и самооценки (такими критериями выступают полнота знаний, их объем, глубина; возможность использовать знания в различных ситуациях, то есть практически, и т.д.) – то есть устойчивой учебной мотивации на фоне позитивных представлений ребенка о себе и низкого уровня школьной тревожности.
Также существуют особенности адаптации и трудности обучения, связанные со здоровьем:
- астеническое состояние (слабость, раздражительность, плаксивость, повышенная утомляемость);
- психогенные факторы (психические травмы, вызванные испугом, страхом, психотравмирующими ситуациями, возникающими в результате нарушения межличностных отношений);
- дети, страдающие заиканием.
Какими бы расстройствами нервно-психической сферы ни страдал ребенок, это для него уже само по себе является травмирующим фактором, поэтому ребёнку сложно адаптироваться, ему нужна помощь взрослых.
В ряде случаев ребенку необходима индивидуальная коррекционная программа, разработка которой обязательно предполагает знание факторов, вызывающих неуспеваемость или социально-психологические проблемы.
Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к психике ребенка и требуют активного приспособления к этой новой общественной организации. Не у всех детей оно происходит безболезненно, это может определяться состоянием ребенка, психологической готовностью к обучению.
Несмотря на то, что идея психолого-педагогического сопровождения детей активно обсуждается среди учёных, на практике мы сталкиваемся с противоречием между требованиями к младшим школьникам, которые предъявляет процесс обучения в начальной школе, и готовностью младших школьников выполнять эти требования. В социальной адаптации ведущей стороной выступает активность ребенка, имеющая не столько приспособительный характер, сколько преобразующе-деятельностный. Взаимодействуя с социальной средой ребенок и приспосабливается к ней, и преобразует ее, предлагая новые идем, создавая новые отношения. При этом он меняется и сам, овладевая социальными нормами, формируя социальный опыт.
В качестве перспективных направлений работы по проблеме сопровождения младших школьников, имеющих трудности в социальной адаптации, мы можем отметить поиск ответов на следующие вопросы:
Каковы психолого-педагогические условия эффективности сопровождения младших школьников, испытывающих трудности социальной адаптации?
Как же помочь ребенку адаптироваться в коллективе?
Что в ребёнке нужно развивать, чтобы он чувствовал себя увереннее?
Как создать развивающую социальную среду в классе?
Поиску ответов на данные вопросы и будет посвящено наше исследование.