Выражением жизнедеятельности человека является физическая работоспособность (ФР), имеющая в своей основе движение. Универсальность последнего была блестяще охарактеризована еще И. М. Сеченовым (1903). ФР проявляется в различных формах мышечной деятельности и зависит от способности и готовности человека, в частности – спортсмена, к физической работе. Также она является важнейшим условием для развития всех основных физических качеств, основой способности организма к перенесению высоких специфических нагрузок, возможности реализовать функциональный потенциал к интенсивному протеканию восстановления и во многом определяет спортивный результат практически на всех основных этапах многолетней тренировки [8].
За последнее время популярность регби в нашей стране достигла значительных масштабов, и работа, ведущаяся специалистами в этом направлении, продолжает набирать обороты [7]. На фоне этого возросли и спортивные достижения, конкуренция, спортивные результаты на соревнованиях стали очень плотными, объем и интенсивность тренировочных нагрузок достигают своего пика. Современное регби требует от спортсменов максимальной отдачи, предъявляет высокие требования к их подготовке на всех уровнях: от команд муниципалитетов до сборных страны. Специалистами создается организованная система подготовки регбистов, которая помогает более эффективно вести учебно-тренировочный процесс. Одним из направлений достижения максимального спортивного результата является повышение ФР. Разработка средств и методов повышения работоспособности является крайне актуальной задачей, поскольку необходимость подбора их состава, последовательности, дозировки и наиболее благоприятного сочетания является условием, обеспечивающим достижение высоких спортивных результатов [4].
В настоящее время эту проблему нельзя решить только совершенствованием методов тренировки, увеличением объёма и интенсивности нагрузок потому, что их повышение может отрицательно сказаться на здоровье, функциональном состоянии организма и привести к перетренированности. Если речь идет о спортсменах высокого класса, необходимо сказать, что от их физической формы зависят не только личные результаты, но репутация всей страны [6].
В подобных условиях актуальной становится проблема сохранения психологического и морального настроя спортсменов, поддержания их физического состояния на должном уровне. Пропаганда «чистого» спорта декларирует запрет на применение допинговых средств и препаратов, повышающих работоспособность. Современные исследования ученых свидетельствуют о том, что одним из средств повышения работоспособности, поддержания функционирования организма на высоком уровне, профилактики усталости и сверхутомления является музыка [3]. Она способна одновременно поднять настроение, улучшить функциональные показатели спортсмена, мотивировать его и помочь сохранить необходимый темп на протяжении всего тренировочного занятия.
В XIX в. ученые стали активно проводить экспериментальные исследования о воздействии музыки на человека и живые организмы. И. Догелем было установлено изменение кровяного давления, частоты сердечных сокращений, ритма и глубины дыхания под влиянием музыки, как у животных, так и у человека. Русские ученые И.М. Сеченов, С.П. Боткин и И.П. Павлов открыли зависимость между звуковыми стимулами и ритмами мозга при стрессе. В.М. Бехтерев, И.М. Сеченов и др. отмечали сильное влияние музыки на нервную, дыхательную, кровеносную системы. Те или иные мелодии, заявляли они, могут поднимать артериальное давление или понижать его, учащать пульс или замедлять [2].
В ХХ в. исследователи перешли к изучению квантового, частотно-волнового влияния музыки на человека. В Парижской Академии цвета, звука и движения воздействовали на клетку крови звуками различной частоты в возрастания мелодического движения по полутонам. Фабьен Маман, занимавшийся музыкой и рефлексотерапией, совместно с физиком Штернхаймером с помощью микроскопа выявили то, что при звучании ноты "до" клетка вытягивается в длину, звучание ноты "ре" влияет на окраску клетки (окраска становится более яркой), а при звучании ноты "ля" (440 Гц) клетка приобретает розовый цвет [9].
Исследования по влиянию музыкальных композиций проводились и в области физической культуры и спорта. Британская ассоциация Науки в Спорте и Физических Упражнениях обнародовала результаты исследований особенностей музыкального сопровождения во время физических упражнений: при беге в медленном темпе, добровольцы, пользовавшиеся звуковым сопровождением, в среднем преодолели до истощения на 15% большую дистанцию, чем любители бега из контрольной группы, не слушавшие музыку. Помимо этого, ритмичная музыка стабилизирует ритм движений и способствует уменьшению среднего потребления кислорода, снижает ощущение усталости в среднем на 12% [13].
Другая команда специалистов под руководством ученого Томаса Фритца привлекла к исследованию 63 добровольца обоих полов для изучения воздействия музыки на ФР. В одном из тестов участники тренировались с использованием специального фитнес-оборудования, прослушивая при этом мелодии в фоновом режиме. В других тестах музыка играла только в те моменты, когда испытуемые работали на тренажерах. Чем быстрее они делали упражнения, тем быстрее становилась проигрываемая музыка. В результате исследователи обнаружили, что большинство участников, занимавшихся под такое сопровождение, восприняло нагрузку как менее интенсивную [12].
Установлено, что на работоспособность влияет и темп музыки. Британские исследователи из Научно-исследовательского института спорта и физической культуры в Ливерпуле во главе с профессором Вотерхаусом изучали связь темпа музыки и результативности работы на велоэргометре 12 здоровых студентов. Они крутили педали и слушали 6 различных музыкальных треков, отличавшихся по темпу. Также каждый из 6 треков был прослушан ими в 3-х вариантах – в оригинале, на 10% быстрее и на 10% медленнее. При прослушивании музыки с более быстрым темпом, будь то изначально быстрая композиция или ускоренная искусственно, участники выполняли больший объем работы. Скорость, мощность и частота педалирования увеличивались. При искусственном замедлении эти параметры снижались. Также были измерены восприятие физического напряжения, комфорт и субъективное отношение к предложенным трекам. Все эти параметры также были выше для произведений с более быстрым темпом [16].
В 2012 году сотрудником университета Брунеля в Лондоне Костасом Карагеоргисом был проведен эксперимент. Ученый исследовал музыку во время тренировок как психотропное вещество. Было установлено, что музыка значительно увеличивает производительность, активность движений и даже способна раскрыть резервы организма. В условиях истощающих тренировок, спортсмену важно сохранить мотивацию и энтузиазм, а это напрямую зависит от сопутствующего эмоционального состояния. В эксперименте приняли участие 30 спортсменов, которым предстояло выполнить стандартную фитнес-тренировку. Результаты говорят сами за себя: лучше всего для занятий фитнесом подходят быстрые, заводные композиции. «Энергичная музыка повышает выносливость организма на 15% и уменьшает утомляемость. К тому же музыка может превратить занятия спортом в приятное времяпрепровождение» – утверждается в докладе. По словам ученого, очень важное значение для спортсмена имеет соответствие ритма музыки сердечному ритму. Карагеоргис установил, что интервал сердцебиения от 30 до 70% от максимально допустимого пульса, должен соответствовать темпу композиции от 90 до 120 ударов в минуту. А при сердцебиении в интервале между 70 и 80% максимальных, спортсмену необходим ритм музыки от 120 до 150 ударов в минуту [14].
Другим экспериментом, подтверждающим важность музыкального сопровождения во время тренировки, является исследование группы английских ученых с участием 24 человек, непрофессиональных спортсменов [5]. Сотрудники института предварительно определили благоприятный темп ходьбы. Так как участники эксперимента имели схожую физическую форму, был установлен единый «предел» выполнения 400 метров на беговой дорожке. Условием было прослушивание песни известного певца Фаррелла Уильямса «Happy», подкаст с TED Talks и естественная тишина. Для построения графика мозговой активности испытуемых исследователи использовали метод портативной электроэнцефалографии (ЭЭГ) с технологией защиты от помех. Результаты ЭЭГ продемонстрированы на рисунке 1.
Рисунок 1. Электрическая активность мозга в разных условиях аудиовосприятия
Другой эксперимент был проведен годом позже. Условия были изменены: теперь непосредственно перед началом при помощи опросного листа «the Brunel Music Rating Inventory» ученые определили список музыкальных композиций, и сформировали его с учетом популярности у испытуемых. Выяснилось, что у всех них происходила синхронизация выполнения упражнений и ритма прослушиваемого трека. Пульс стабильно оставался на отметке 125 ударов в минуту. Кроме того, у бегущих под «любимые композиции» наблюдалась заметное улучшение показателей. Так, отмечалось 15-процентное повышение выносливости. В одном из своих докладов Карагеоргис отмечает: «Синхронизация фоновой музыки приводила к заметному повышению выносливости, и в то же время мотивационные качества музыки значительно влияли на снятие симптомов утомления» [11].
В общих чертах воздействие музыки на организм происходит следующим образом. Звук, превратившись в улитке в электрические импульсы, передается в мозг по слуховому нерву. По ходу движения в стволе головного мозга эти импульсы образуют связи с зонами, отвечающими за движения глаз. Также звуковые сигналы проходят через таламус и миндалевидное тело, которое играет важную роль в эмоциональном обучении. Весь этот путь связан и с ретикулярной формацией (РАС). Ее стимуляция повышает уровень возбудимости и внимания. Этим можно объяснить стимулирующий эффект, оказываемый музыкой. В свою очередь РАС образует связи с системами в спинном мозге и в стволе мозга, генерирующими ритмическую активность. Благодаря этому происходит связь моторного ритма тела с ритмом музыки. В итоге импульсы попадают в первичную слуховую кору [1].
Доктор Марсело Биглиасси из Университета Сан-Паулу, Бразилия, провел последние десять лет, изучая нейронные сети, которые активируются в ответ на физические упражнения и музыку, чтобы лучше понять, как музыка влияет на психологическое, физиологическое и психофизиологическое поведение. В своих исследованиях он использовал ЭЭГ. Было установлено, что слуховые и аудиовизуальные стимулы вызывают более позитивное аффективное состояние, улучшают симптомы, связанные с усталостью, и повышают производительность упражнений". Механизмы, лежащие в основе таких мощных эффектов, по-видимому, связаны с перестройкой электрической частоты мозга. Он обнаружил, например, что тета–волны (низкочастотные волны, связанные со сном) имеют тенденцию к повышению в ответ на напряжение, но снижаются во всем мозге в ответ на музыку. Из этого следует вывод, что подобные стимулы могут частично противодействовать пагубным последствиям усталости и облегчения выполнения движений [14]. В другом исследовании он использовал функциональную магнитно-резонансную томографию (фМРТ) для исследования областей мозга, которые активируются, когда участники тренируются с музыкой. Он обнаружил, что сочетание музыки и физических упражнений приводит к повышенной активации в левой нижней лобной области мозга, которая, по-видимому, непосредственно связана с обработкой чувства напряжения. Соответственно, повышенная активация в этой области, смягчает негативные телесные ощущения во время физических упражнений. Музыка, по его словам, может также уменьшить нервные импульсы, посылаемые от мозга к работающим мышцам, эффективно блокируя негативные телесные сигналы [10].
Некоторые виды деятельности особенно хорошо поддаются музыкальному сопровождению, особенно если они повторяющиеся и напряженные, такие как разминка, силовая тренировка, растяжка и так далее. Об этом говорит в одной из своих статей профессор Питер Терри из Университета Квинсленда [15]. На основании проведенных экспериментов он предлагал поднимать частоту сердечных сокращений во время разминки до 110 ударов в минуту музыкой с темпом в диапазоне 100-120 ударов в минуту или, еще лучше, постепенно увеличивать темп от покоя частоты сердечных сокращений (около 60-70 ударов в минуту) до 120 ударов в минуту.
В эксперименте, проведенном на базе Центра олимпийской подготовки (г. Краснодар), приняли участие 14 регбисток 16 лет, имеющие массовые спортивные разряды. Принадлежность занимающихся к возрастной группе определялось согласно паспортному возрасту на момент их участия в исследовании. Стаж занятий избранным видом спорта колебался от полутора до трех лет. Девушки были разделены на 2 группы по их желанию, второй группе было предложено прослушивание музыки. В ходе тестирования было установлено, что спортсменки второй группы имели изначально более высокий уровень подготовки. Программа тестирования проходила в течение 1 тренировочного занятия в вечерние часы в следующем порядке: подача мяча на месте способом «swing», тест «Illinois», Гарвардский степ-тест. Исследование проходило с октября по декабрь 2019 года.
Если сравнивать полученные данные общей физической подготовки в начале и в конце эксперимента, то в первой группе показатель МПКабс не изменился (рисунок 2), МПКотн и PWC170абс уменьшились на 4% (рисунки 3,4), PWC170отн на 6%, а ИГСТ на 3% (рисунки 5,6). Во второй же группе наблюдался прирост показателей. МПКабс увеличилось на 3% (рисунок 2), МПКотн на 2% (рисунок 3), показатели PWC170абс и PWC170отн увеличились на 31% и 2% соответственно (рисунок 4,5), ИГСТ вырос на 1% (рисунок 6).
Рисунок 2. Динамика показателей МПК в абсолютном значении
Рисунок 3. Динамика показателей МПК в относительном значении
Рисунок 4. Динамика показателей PWC170 в абсолютном значении
Рисунок 5. Динамика показателей PWC170 в относительном значении
Рисунок 6. Динамика показателей ИГСТ (у.е.)
Сравнивая данные специальной физической подготовки, можно увидеть, что в первой группе точность попадания мяча в цель увеличилась на 25% (рисунок 7). Но при этом увеличилось и время выполнения теста «Illinois» на 2% (рисунок 8). Во второй группе количество точных передач в цель из 5 попыток увеличилось на 33% (рисунок 7), при этом время теста «Illinois» увеличилось всего на 0,6% (рисунок 8).
Рисунок 7. Динамика результатов подачи мяча на месте способом «swing»
Рисунок 8. Динамика результатов теста «Illinois»
Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что в первой группе показатели снизились к моменту второго тестирования, а затем вернулись к исходному уровню или немного его превысили. В той группе, где девушки перед тренировкой слушали музыку, наблюдалось небольшое снижение показателей ОФП и СФП, но затем они выросли выше исходного уровня.
Проанализировав имеющиеся данные научных исследований и изучив влияние музыки на организм, как спортсменов, так и нетренированных людей, можно говорить о том, что использование музыки в подготовке регбистов имеет место для существования. Она является универсальным средством дополнительного воздействия на организм во время нагрузок. Музыка может стать действенным помощником как в процессе развития физических качеств, благодаря своему свойству влиять на вегетативные функции, так и в оптимизации процесса обучения и совершенствования двигательных качеств из-за влияния на моторные функции.
Зная законы воздействия музыки на психику, можно составить подборки аудиозаписей, которые будут обеспечивать эмоциональный подъём, тем самым формируя положительное отношение к процессу тренировок, а также будут способствовать установлению положительной взаимосвязи между физическим, эмоциональным состоянием спортсмена и окружающей средой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бреан, А. Музыка и мозг: Как музыка влияет на эмоции, здоровье и интеллект / Аре Бреан, Гейр Ульве Скейе // Пер. с норв. – М.: Альпина Паблишер, 2020. – 295 с.
2. Глаголова, А. В., Прохорова, Е. Н. Влияние музыки на здоровье человека // Юный ученый. – 2016. – №6. – С. 94-95.
3. Григорьева, И.П., Рыкунов, Ю.Н. Музыкально-ритмическое воспитание: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «Физическая культура» и направлению «Педагогическое образование», профиль «Физическая культура» / И.П. Григорьева, Ю.Н. Рыкунов // Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2012 – 80 с.
4. Зуев, С.А. Направления совершенствования физической подготовки студентов, занимающихся регби. / С.А. Зуев // Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения: материалы научно-практической конференции с международным участием. – Москва, 2013. – С. 110-112.
5. Крыжановская, О.А. Использование музыкального сопровождения в занятиях физической культурой и спортом / О.А. Крыжановская // Молодой ученый. – 2015. – № 24 (104). – С. 672-675.
6. Орлан, И.В. Современные спортивные игры: хрестоматия / И.В. Орлан // Волгоград: Волгоградская государственная академия физической культуры, 2014. – 52 с.
7. Сотсков, Е.А. Игра джентльменов. История регби в нашей стране в фотографиях / Е.А. Сотсков // М.: Интертрансмедиа, 2008. – 96 с.
8. Солодков, А.С., Сологуб, Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная./ А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб // Учебник. – Изд. 6-е, испр. и доп. – М .: Спорт, 2016. – 624 с.
9. Шапошникова, В.И. Спорт и музыка / В.И. Шапошникова, В.Н. Цветков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2009. – №5. – С. 62-63.
10. Bigliassia, М. Effects of auditory stimuli on electrical activity in the brain during cycle ergometry / CI. Karageorghis, MJ. Wrighta, G. Orgs, AV. Nowicky // Physiology & Behavior. – 2017. – №177. – рр. 135-147.
14. Bigliassia, M. The Way You Make Me Feel: Psychological and cerebral responses to music during real-life physical activity / CI. Karageorghis, GK. Hoy, GS. Layne // Psychology of Sport and Exercise. – 2019. – №41. – рр. 211-217.
11. Fritz, T. Musical agency reduces perceived exertion during strenuous physical performance / S. Hardikar, M. Demoucron, M. Niessen, M. Demey, O. Giot, Y. Li, JD. Haynes, A. Villringer, M. Leman // ProcNatlAcadSci U S A. – 2013. – №44. – pp.17784-17789.
12. Karageorghis, CI. Applying Music in Exercise and Sport / CI. Karageorghis // Human Kinetics, 2016. – 264 рр.
13. Karageorghis, CI. The BASES Expert Statement on use of music in exercise / CI. Karageorghis, PC. Terry AM. Lane, DT. Bishop, DL. Priest // J SportsSci. – 2012. – №9. – pp.953-956.
15. Terry, PC., Karageorghis, CI. Psychophysical Effects of Music in Sport and Exercise : An Update on Theory , Research and Application / PC. Terry, CI. Karageorghis // Jt Conf Aust Psychol Soc New Zeal Psychol Soc. – 2006 – pp. 415-419.
16. Effects of music tempo upon submaximal cycling performance / J. Waterhouse, P. Hudson, B. Edwards // Scand J MedSciSports. – 2010. – №4. – pp.662-669.