Педагогическая деятельность в современных условиях является одной из сфер активного взаимодействия людей, в которой наиболее часто встречаются различные конфликтные ситуации. Психологами доказано, что в силу целого ряда объективных и субъективных причин в педагогических коллективах неизбежны конфликты. Они вносят в профессиональную деятельность дополнительное напряжение и имеют негативные последствия, так как влияют на качество образовательной деятельности, воспитание и обучение дошкольников. Государство уделяет особое внимание качеству дошкольного образования, поэтому проблема профилактики и преодоления конфликтов особенно актуальна для большинства дошкольных образовательных организаций.
В научной литературе представлено множество толкований понятия конфликта из-за разнообразия точек зрения и методологических подходов к пониманию его природы, причин и роли в группах и коллективах. Обобщенно в современной отечественной и зарубежной психологии конфликт можно определить как столкновение противоположно направленных потребностей и интересов во взаимодействии или межличностных отношениях индивидов или групп, вызывающее острые отрицательные эмоциональные переживания (А.Я. Анцупов).
К настоящему времени в социальной психологии и конфликтологии представлены разные стили поведения личности в конфликтной ситуации. Под стилем поведения в конфликте К. Томас и Р. Килменн понимают способ достижения субъектом своих целей, интересов, характер действий и особенности манеры общения в процессе конфликтного взаимодействия. Они систематизировали характерные признаки пяти основных стилей поведения (избегание, приспособление, сотрудничество, соперничество, компромисс), которые различаются по эффективности разрешения разного вида конфликтов. Например, стремление удовлетворить свои потребности и других сторон характерно при сотрудничестве или компромиссе [1, с. 72].
Педагогические конфликты имеют как общие черты, так и специфические особенности. В самой сути процесса обучения и воспитания заложена его изначальная конфликтогенность. В жизнедеятельности педагогического коллектива существуют две стороны: функционально-деловая и эмоционально-личностная. Психологическое единство в совместной деятельности может быть достигнуто за счет здоровых межличностных отношений.
В исследованиях С.В. Баныкиной можно встретить описание следующих видов педагогических конфликтов: конфликты из-за нарушения взаимосвязей делового характера; конфликты «ролей»; конфликты личностной несовместимости, возникающие из-за личностных особенностей педагогов и обучающихся. Условно факторы возникновения конфликтов в профессиональной педагогической среде можно поделить на две группы: характеристики коллективной деятельности и психологические особенности ее субъектов [2, с. 39].
Больше исследована первая группа факторов и в меньшей степени влияние определенных личностных характеристик. Это позволяет нам выделить проблему исследования: необходимость изучения конфликтного поведения во взаимосвязи с личностными качествами педагогов дошкольной образовательной организации.
Психологами в разное время были сделаны попытки ее решения. В частности, Н.В. Ядрова отмечает, что определенные индивидуально-психологические особенности педагогов могут оказывать влияние на частоту возникновения конфликтов. К примеру, нравственно-коммуникативные факторы оказывают воздействие на уровень конфликтности группы ввиду того, что педагоги в детском саду в основном работают независимо друг от друга, но при этом тесно взаимосвязаны в плане межличностного общения [5, с. 518].
На конфликтное поведение личности влияет совокупность свойств темперамента. Импульсивность в коммуникации проявляется как степень, с которой эмоциональная реакция станет побудительной силой действий. Во взаимодействии с родителями воспитанников в напряженной эмоциональной ситуации неопределенности педагогу особенно необходимо предварительное обдумывание, самоконтроль и принятие сознательного решения относительно изменения своего поведения [3, с. 159].
Современные ученые выделяют акцентуации характера как значимую переменную в модели конфликтного поведения индивида в образовательной организации. С.С. Андреева обозначила несколько типов конфликтной личности: демонстративный, ригидный, неуправляемый, сверхточный и бесконфликтный. Автор считает, что устранение провоцирующих факторов позволяет значительно снизить проявления конфликтного поведения личности. Следовательно, опора на сильные стороны каждого типа является основой ресурсного подхода в профилактике дезадаптивных состояний педагогических работников [1, с. 74].
Также имеет практический интерес к изучению настоящей проблемы и результаты научной работы Е.В. Свиридовой, которая определила психологические особенности личности, снижающие вероятность конфликтов в трудовом коллективе. Такими личностными характеристиками применительно к педагогическим работникам дошкольной образовательной организации могут выступать креативность и развитое воображение; высокий уровень развития эмоционального и социального интеллекта; интернальность; самоконтроль; гипертимность и эмотивность как свойства характера; сангвинический и флегматический тип темперамента; приверженность к проявлению таких стратегий поведения как сотрудничество, компромисс, избегание конфликтных ситуаций [4, с. 55].
Как отмечают отечественные психологи А.С. Васильева и А.С. Вокуева, программа регулярного мониторинга развития педагогического коллектива в условиях ФГОС ДО обязательно должна включать изучение личностных качеств педагогов, их интересов и потребностей, творческих способностей, практических возможностей, умения общаться и работать в коллективе, - позволяет своевременно выявить затруднения педагогов и оказать им квалифицированную психологическую помощь [3, с. 161].
Как нам видится, в управлении конфликтами в образовательной организации необходимо знание ключевых особенностей каждого типа акцентуации характера, что важно обязательно учитывать в построении индивидуальной и групповой психокоррекционной работы. С.С. Андреева также обращает внимание руководителей муниципальных и частных дошкольных образовательных организаций на возрастающую роль конфликтологической компетентности специалиста. Она определяет готовность и способность педагога самостоятельно предупреждать и разрешать межличностные конфликты. Эмоциональная стабильность позволяет более действенно справляться со стрессом, уверенно и спокойно применять изученные навыки, принимать адекватные решения в условиях острого дефицита времени информационной перегруженности [1, с. 72].
В настоящее время ключевой задачей руководителя является создание бесконфликтной и комфортной развивающей образовательной для обучающихся, посредствам профилактики конфликта. Реализация системы психологического сопровождения кадров с целью понижения конфликтности и повышения профессиональных качеств и умений педагогов дошкольной образовательной организации нам видится через следующие формы активного социально-психологического обучения: семинар, конференция, теоретическое или практическое занятие, коучинг, консультация по самоконтролю и выбору стратегии поведения при конфликтной ситуации.
Проведенный анализ научных источников позволил нам сделать вывод о недостаточной степени разработанности данной проблемы в практике дошкольных образовательных организаций, что актуализирует проведение эмпирических исследований по изучению влияния индивидуально-личностных качеств педагогов на возникновение и развитие конфликтов в трудовом коллективе.
Список литературы:
1. Андреева С.С. Влияние личностных особенностей педагогов на выбор стратегии поведения в конфликте / С.С. Андреева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014. - №4. - С. 70-75.
2. Баныкина С.В. Конфликтологическая компетентность педагога / С.В. Баныкина. - Астрахань, 2018. - 122 с.
3. Васильева А.С. Влияние характерологических особенностей личности педагога на поведение в конфликтной ситуации / А.С. Васильева, А.С. Вокуева // Вестник университета. 2019. – № 2. – С. 157-163.
4. Свиридова Е.В. Психологические особенности личности, снижающие вероятность конфликта в коллективе / Е.В. Свиридова // SCIENCE-TIME. 2021.- №2 (86).- С. 52-58.
5. Ядрова Н.В. Основные направления работы психолога по профилактике профессиональных стрессов у педагогов / Н.В. Ядрова // Молодой ученый. 2017. - №11. - С. 517-520.