При выборе профиля обучения или дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы каждый ребенок руководствуется определёнными мотивами. На формирование мотивов влияют потребности, желания и интересы. Мотивы выступают как стимулы, побуждающие человека к деятельности, регулирующие его поведение [3, с. 13]. Деятельность всегда побуждается определенными мотивами. По мнению Л.И. Божович, «мотивы, так же, как и потребности, относятся к побудителям человеческого поведения» [1]. Учебная деятельность побуждается системой мотивов, которые дополняется, переплетаются, находятся в определенной системе. При этом важны не только сами мотивы, но и их качество, определяющее сущность личности обучающегося. Мотивация является внутренним механизмом, который организует и направляет деятельность человека на решение жизненных задач, требований социальной и природной среды, на преобразование этой среды [3, с. 13-14]. «Под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обусловливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т. п.» [2, с. 253]. Учебная деятельность побуждается системой мотивов, которые дополняется, переплетаются, находятся в определенной системе.
Также возникают проблемы, связанные с непостоянством коллектива обучающихся в учреждениях дополнительного образования. Включение детей в группу посреди года вызывает трудности и при обучении, и при взаимодействии в коллективе. Возникают вопросы: как понять заинтересованность ребенка в обучении? Как замотивировать его на разных этапах прохождения программы? При осуществлении работы возникают трудности, связанные с не разработанностью методологических рекомендаций, технологий осуществления образовательной деятельности.
Педагогам дополнительного образования важно учитывать особенности мотивационной сферы обучающихся в каждый возрастной период, чтобы выбирать формы и методы обучения, грамотно выстраивать работу по реализации программы. Поэтому необходимо разработать план научно-методической работы с педагогами дополнительного образования по развитию мотивационной сферы обучающихсяна 1 семестр (сентябрь 2021 г.- январь 2022 г.).
Цель научно-методической работы: развитие мотивационной сферы обучающихся в центре дополнительного образования детей «Дом научной коллаборации имени М.В. Ломоносова» в процессе реализации дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ.
Задачи:
Изучение мотивационного запроса обучающихся в ДНК;
Создание условий для повышения мотивации к обучению;
Формирование благоприятного психологического климата в группах;
Использование различных механизмов развития мотивационный сферы обучающихся.
Формы методической работы:
круглый стол;
интерактивная лекция;
практико-ориентированный семинар;
индивидуальные консультации;
педагогический совет.
Предполагаемые результаты:
Дети с удовольствием посещают занятия, не пропуская без уважительной причины;
Обучающиеся принимают участие в конкурсах и олимпиадах разного уровня (вырос уровень познавательной мотивации);
90 % обучающихся в ДНК успешно закончили обучение по программе;
После окончания программы школьники хотят продолжить обучение в ДНК по тому же направлению или углубиться в новое.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Планируемое мероприятие |
Срок реализации |
Ответственный за исполнение |
Ответственный за контроль |
Планируемые результаты |
1. |
Мониторинг по изучению мотивационной сферы обучающихся при поступлении в ДНК Адаптированные методики: методика диагностики направленности учебной мотивации (по Дубовицкой Т.Д.) опросник «Учебная мотивация» (Карпова Г.А.) проективная методика «Несуществующее животное» |
Сентябрь 2021 г. |
Проектный менеджер 1 |
Директор ДНК |
Выявление ведущих мотивов у обучающихся в ДНК, составление портрета ученика ДНК по каждой программе, разработка рекомендаций для каждого педагога дополнительного образования |
2. |
Интерактивная лекция «Мотивация и ведущие мотивы в разные возрастные периоды» (обсуждение актуальности проблемы) |
1 половина октября 2021 г. |
Проектный менеджер 2 |
Директор ДНК |
Педагоги дополнительного образования осознают особенности мотивационной сферы обучающихся в разные возрастные периоды |
3. |
Индивидуальная беседа с каждый педагогом дополнительного образования по итогам проведенного мониторинга |
2 половина октября 2021 г. |
Проектный менеджер 2 |
Директор ДНК |
Составление плана развития мотивационной сферы обучающихся в конкретной группе ДНК |
4. |
Практико-ориентированный семинар для педагогов дополнительного образования на тему «Механизмы развития мотивационной сферы обучающихся в ДНК» |
Ноябрь 2021 г. |
Проектный менеджер 2 |
Директор ДНК |
Педагоги дополнительного образования овладели новыми механизмами развития мотивационной сферы обучающихся в ДНК и используют их на занятиях |
5. |
Круглый стол на тему «Приемы и методы развития мотивационной сферы обучающихся в ДНК в процессе реализации программ (из опыта педагогов)» по профилям программ: информационные технологии, естественнонаучные, технические. |
Декабрь 2021 г. |
Проектный менеджер 2 |
Директор ДНК |
Педагоги делятся наиболее успешными приемами и методами развития мотивационной сферы обучающихся, составляют методическую копилку лучших приемов |
6. |
Проведение повторного мониторинга по выявлению особенностей мотивационной сферы обучающихся в ДНК |
1 половина января 2022 г. |
Проектный менеджер 1 |
Директор ДНК |
Сравнение результатов, составление рекомендаций для педагогов дополнительного образования |
7. |
Педагогический совет по результатам работы за 1 семестр по развитию мотивационной сферы обучающихся в ДНК |
2 половина января 2022 г. |
Проектный менеджер 2 |
Директор ДНК |
Подведение итогов работы, планирование дальнейшей деятельности по данной теме. |
Список литературы
Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков [Текст] / Л. И. Божович [Под ред. Л.В. Благонадежиной]. – М.: Педагогика, 1972. – 351 с.
Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.
Леонтьев, В. Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования [Текст] / В.Г. Леонтьев. – Новосибирск: ГП «Новосибирский полиграфкомбинат», 2002. – 264 с.