НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ПЕДАГОГАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ПЕДАГОГАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Чалая В.А. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

При выборе профиля обучения или дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы каждый ребенок руководствуется определёнными мотивами. На формирование мотивов влияют потребности, желания и интересы. Мотивы выступают как стимулы, побуждающие человека к деятельности, регулирующие его поведение [3, с. 13]. Деятельность всегда побуждается определенными мотивами. По мнению Л.И. Божович, «мотивы, так же, как и потребности, относятся к побудителям человеческого поведения» [1]. Учебная деятельность побуждается системой мотивов, которые дополняется, переплетаются, находятся в определенной системе. При этом важны не только сами мотивы, но и их качество, определяющее сущность личности обучающегося. Мотивация является внутренним механизмом, который организует и направляет деятельность человека на решение жизненных задач, требований социальной и природной среды, на преобразование этой среды [3, с. 13-14]. «Под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обусловливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т. п.» [2, с. 253]. Учебная деятельность побуждается системой мотивов, которые дополняется, переплетаются, находятся в определенной системе.

Также возникают проблемы, связанные с непостоянством коллектива обучающихся в учреждениях дополнительного образования. Включение детей в группу посреди года вызывает трудности и при обучении, и при взаимодействии в коллективе. Возникают вопросы: как понять заинтересованность ребенка в обучении? Как замотивировать его на разных этапах прохождения программы? При осуществлении работы возникают трудности, связанные с не разработанностью методологических рекомендаций, технологий осуществления образовательной деятельности.

Педагогам дополнительного образования важно учитывать особенности мотивационной сферы обучающихся в каждый возрастной период, чтобы выбирать формы и методы обучения, грамотно выстраивать работу по реализации программы. Поэтому необходимо разработать план научно-методической работы с педагогами дополнительного образования по развитию мотивационной сферы обучающихсяна 1 семестр (сентябрь 2021 г.- январь 2022 г.).

Цель научно-методической работы: развитие мотивационной сферы обучающихся в центре дополнительного образования детей «Дом научной коллаборации имени М.В. Ломоносова» в процессе реализации дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ.

Задачи:

Изучение мотивационного запроса обучающихся в ДНК;

Создание условий для повышения мотивации к обучению;

Формирование благоприятного психологического климата в группах;

Использование различных механизмов развития мотивационный сферы обучающихся.

Формы методической работы:

круглый стол;

интерактивная лекция;

практико-ориентированный семинар;

индивидуальные консультации;

педагогический совет.

Предполагаемые результаты:

Дети с удовольствием посещают занятия, не пропуская без уважительной причины;

Обучающиеся принимают участие в конкурсах и олимпиадах разного уровня (вырос уровень познавательной мотивации);

90 % обучающихся в ДНК успешно закончили обучение по программе;

После окончания программы школьники хотят продолжить обучение в ДНК по тому же направлению или углубиться в новое.

Календарно-тематическое планирование

Планируемое мероприятие

Срок реализации

Ответственный за исполнение

Ответственный за контроль

Планируемые результаты

1.

Мониторинг по изучению мотивационной сферы обучающихся при поступлении в ДНК

Адаптированные методики:

методика диагностики направленности учебной мотивации (по Дубовицкой Т.Д.)

опросник «Учебная мотивация» (Карпова Г.А.)

проективная методика «Несуществующее животное»

Сентябрь 2021 г.

Проектный менеджер 1

Директор ДНК

Выявление ведущих мотивов у обучающихся в ДНК, составление портрета ученика ДНК по каждой программе, разработка рекомендаций для каждого педагога дополнительного образования

2.

Интерактивная лекция «Мотивация и ведущие мотивы в разные возрастные периоды»

(обсуждение актуальности проблемы)

1 половина октября 2021 г.

Проектный менеджер 2

Директор ДНК

Педагоги дополнительного образования осознают особенности мотивационной сферы обучающихся в разные возрастные периоды

3.

Индивидуальная беседа с каждый педагогом дополнительного образования по итогам проведенного мониторинга

2 половина октября 2021 г.

Проектный менеджер 2

Директор ДНК

Составление плана развития мотивационной сферы обучающихся в конкретной группе ДНК

4.

Практико-ориентированный семинар для педагогов дополнительного образования на тему «Механизмы развития мотивационной сферы обучающихся в ДНК»

Ноябрь 2021 г.

Проектный менеджер 2

Директор ДНК

Педагоги дополнительного образования овладели новыми механизмами развития мотивационной сферы обучающихся в ДНК и используют их на занятиях

5.

Круглый стол на тему «Приемы и методы развития мотивационной сферы обучающихся в ДНК в процессе реализации программ (из опыта педагогов)» по профилям программ:

информационные технологии, естественнонаучные, технические.

Декабрь 2021 г.

Проектный менеджер 2

Директор ДНК

Педагоги делятся наиболее успешными приемами и методами развития мотивационной сферы обучающихся, составляют методическую копилку лучших приемов

6.

Проведение повторного мониторинга по выявлению особенностей мотивационной сферы обучающихся в ДНК

1 половина января 2022 г.

Проектный менеджер 1

Директор ДНК

Сравнение результатов, составление рекомендаций для педагогов дополнительного образования

7.

Педагогический совет по результатам работы за 1 семестр по развитию мотивационной сферы обучающихся в ДНК

2 половина января 2022 г.

Проектный менеджер 2

Директор ДНК

Подведение итогов работы, планирование дальнейшей деятельности по данной теме.

Список литературы

Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков [Текст] / Л. И. Божович [Под ред. Л.В. Благонадежиной]. – М.: Педагогика, 1972. – 351 с.

Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.

Леонтьев, В. Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования [Текст] / В.Г. Леонтьев. – Новосибирск: ГП «Новосибирский полиграфкомбинат», 2002. – 264 с.

Просмотров работы: 16