Причины плохого почерка и направления работы по его исправлению.
В настоящие дни все больше детей испытывают трудности при формировании навыка письма. При этом всё чаще от современных родителей можно услышать мнение, что в век компьютерных технологий чистописание утратило свою значимость. Однако процесс письма важен для развития ребенка, так как в нем принимают участие несколько модальностей: визуальная, аудиальная и кинестетическая. У пишущего ребенка развиваются внимание и память, тренируются усидчивость и моторика.
Работа над письмом не просто желание учителя. Почерк является одним из критериев оценки в начальной школе согласно стандартам Министерства Образования. Поэтому педагог действительно должен ставить ребенку низкие отметки при явных трудностях с чистописанием. Но это не единственная проблема:
Учителя-предметники испытывают трудности в оценке письменных работ учеников с неразборчивым почерком или большим количеством помарок, так как не понимают написанное;
Плохой почерк может стать причиной попадания ребёнка в категорию «пренебрегаемых» в классном коллективе;
Чаще всего у детей, которые пишут не аккуратно, быстрее устает рука, поэтому и задания они выполняют медленнее, чем остальные;
Дети с неправильным почерком не успевают записывать материал на уроках и сдавать контрольные работы, отчего снижаются их отметки.
Всё это влияет на уровень самоооценки и учебной мотивации.
Как известно, умение чисто и красиво писать закладывается у человека именно в начальной школе. Поэтому родители и учителя должны уделять особое внимание детскому почерку
Какие моменты являются сигнальными для родителей и педагогов?
Схожее написание букв «н», «и», «к», «п», дописывание лишних элементов к буквам «ш», «и», «м».
Буквы «плавают» то над строкой, то под ней, различаются по высоте, ширине и наклону.
Ребёнок обводит буквы несколько раз, добавляет линии, зачёркивает.
Не справляется с безотрывным письмом, усиливает нажим.
Ребёнок словно не видит границ и заходит на поля или другую страницу, не аккуратно, грязно оформляет работу.
Не правильно держит ручку.
Причины, влияющие на качество почерка разнообразны:
Неправильная поза во время письма: положение спины, шеи, головы и рук.
Не корректное рабочее место: мебель не по росту, плохая освещённость, неудобный материал поверхности стола, не подходящие канцелярские принадлежности (толстая или тонкая ручка, жирный стержень) и т.д.
Сильный наклон тетради, либо его отсутствие.
Не достаточно развития мелкая моторика рук, мышечные зажимы.
Не подходящие канцелярские принадлежности.
Неверная последовательность написания буквы.
Низкий уровень развития пространственного восприятия.
Трудности могут испытывать левши (особенно переученные), а также люди, одинаково хорошо владеющие обеими руками.
Неврологические отклонения.
Стресс.
Дисграфия – стойкое нарушение письменной речи в связи с дисфункцией нейронных связей в головном мозге.
Предпосылки плохого почерка можно увидеть в дошкольном возрасте.
Гипертонус или гипотонус в руке. Ребенок сильно надавливает на карандаш или ручку при письме или рисовании, либо наоборот делает это слишком слабо. Рисунки выполнены дрожащими линиями, сила нажима чередуется.
Макро- и микрография. Элементы букв становятся либо слишком большими, либо слишком маленькими, когда ребенок начинает ощущать переутомление.Это показатель слабого развития пространственных функций мозга. Если в дошкольном возрасте (где-то до 5 лет) ребёнок ярко выражено не соблюдает пространственные координаты, пропорции (например, рисует человека и дом одинакового размера), то у него есть проблемы.
Неумение держать строчку и отзеркаливание букв. Данный недочет допустим у дошкольников и у детей до второго полугодия первого класса. Но лучше не ждать, когда это станет систематической ошибкой.
Неправильно держит ручку. Правильная постановка руки обеспечивает красивый почерк на 80%. В начальных классах, когда объем письменных работ не велик, ученик не будет испытывать существенных трудностей, но с увеличением письменной нагрузки при неправильной постановке рука будет быстрее уставать, почерк станет неразборчивым.
Коррекция почерка осуществляется в несколько этапов:
Нейропсихологическая коррекция направлена на развитие зрительно-моторной координации, снятие мышечных зажимов, улучшение мелкой моторики и межполушарной взаимосвязи. Этот блок включает:
- упражнения для рук: пальчиковая гимнастика, застёгивание и расстегивание разных застёжек, шнуровка, нанизывание бус, перебирание круп, игра с конструктором, театр теней, лепка из пластилина и т.д.
- задания на ориентировку в собственном теле: «Зеркало», «Покажи правильно», «Найди пару», «Надоедливая муха» и т. д.
- регуляцию возбуждения и торможения: «Я кубик несу и не уроню», «Шалтай-болтай», «Тихий колокольчик» и т.д.
- программирование действий: «Муха», «Маршрут», «Следуй за мной» и т.д.
- развитие пространственного восприятия через графические диктанты, поиски сокровищ с опорой на карту или словесные инструкции.
Создание психологического комфорта, метод «зеленой ручки» (когда подчеркиваются правильно и красиво написанные буквы, а не ошибки).
Формирование правильной биомеханики письма – поза ребенка при письме, соответствие мебели росту, правильное освещение.
Выбор правильных канцелярских принадлежностей – не скользкие обложки для тетрадей, трёхгранная ручка с ребристой поверхностью в месте хвата, использование тетрадей в узкую косую линейку.
Выделение большего времени для разбора последовательности написания элементов букв. «Прописывание» буквы в воздухе в начале всей рукой, затем, задействуя только предплечье и кисть, после – только кисть. В тетради стоит отработать правильное написание букв крупного размера, так как это дается легче, по мере успешности уменьшая шрифт до стандартного.
Разминочные упражнения перед письмом.
Создание режима письма: перерывы через каждые 10-15 минут (особенно, если ребенок истощаемый), так как письмо достаточно сложный и энергозатратный процесс.
При этом не стоит упускать из вида мотивационно-потребностный аспект. Многие учащиеся не осознают необходимости красивого письма, поэтому не прилагают достаточно усилий для его освоения. Необходимо заинтересовать ребёнка, показать практическую пользу, поддерживать и хвалить, делая акцент на достижениях. Не забываем о правиле, что сравнивать ученика можно только с ним самим в прошлом.
Список литературы:
Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом [Текст] / Б.Г. Ананьев. – Л, 2002.
Безруких М.М. Обучение первоначальному письму: Система Д.Б. Эльконина [Текст] / М.М. Безруких. – М.: Просвещение, 2002.
Гурова, Е.М. Подготовка руки ребёнка к письму [Текст] / Е.М.Гурова // Начальная школа. -2000. - №5.
Дулычева Н.К. Проблемы обучения письму в современной начальной школе [Текст] / Н.К. Дулычева // Начальная школа – 2008. №8.
Левина Р.Е. Нарушения чтения и письма у детей [Текст] / Р.Е. Левина. – М.: Учпедгиз, 2000.
Меудис В.Я., Негурэ И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников [Текст] / В.Я. Меудис, И.П. Негурэ. – М.: Международная пед. академия, 2001.