ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА «CANVA ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ» - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА «CANVA ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

Белова И.В. 1
1Шуйский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современный высокотехнологичный мир диктует системе основного образования диктует свои условия. В период пандемии в образовательном пространстве актуальным подходом при работе с обучающимися становится смешанное обучение. Применяемый подход является одним из условий повышения уровня сформированности медиаинформационной грамотности у обучающихся основной школы. Смешанное обучение сочетает традиционные формы аудиторного обучения и элементы электронного обучения. В нем используются специальные информационные технологии (компьютерная графика, аудио и видео, интерактивные элементы и т.д.). Учебный процесс в этом случае представляет собой чередование фаз традиционного и электронного обучения.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» одной из актуальных задач является внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения [1]. Всё это, в совокупности, должно дать возможность для самореализации и развития талантов в нашей стране. Для достижения поставленной цели необходимо разработать правильный инструментарий для комплексной оценки образовательных достижений обучающихся. Создание цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) определено в качестве одного из основных направлений информатизации всех форм и уровней образования в России. Цифровые образовательные ресурсы, являются ядром современных ИКТ в образовании и представляют собой информационные источники в цифровом виде, которые могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе как единое целое [2].

Нами, в рамках научно-исследовательской работы проанализированы и изучены различные виды цифровых образовательных ресурсов, выделены их достоинства и недостатки и проведена работа по поиску новых современных образовательных платформ, с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего (ФГОС ООО) и среднего общего образования (ФГОС СОО) [3]. Одним из таких средств является электронный образовательный ресурс «Canva для образования».

«Canva для образования» - международный социальный проект, запущенный в феврале 2020 года, который реализуется более чем в 190 странах, благодаря которому педагоги общеобразовательных учреждений, руководители общеобразовательных учреждений получают неограниченный, безвозмездный и бессрочный доступ ко всем инструментам и графическим библиотекам онлайн-сервиса Canva. Все ресурсы, материалы, которые доступны только в платной версии Canva, предоставляются учителям и обучающимся безвозмездно – за счет компании. Версия для образования регулярно пополняется новыми функциями и материалами. Получив доступ к «Canva для образования», педагог может использовать платформу без ограничений сколько угодно, когда угодно и где угодно. У каждого педагога имеется свое личное рабочее пространство – можно работать на компьютере, планшете, телефоне или на всех устройствах одновременно.

«Canva для Образования» – это современный графический редактор, в котором учителя и их ученики могут создать неповторимое визуальное оформление для своих проектов. А включенная бесплатная подписка «Canva для образования» дает доступ к расширенным функциям: шаблонам для дистанционного обучения и наборам шаблонов для образования, миллионам фотографий и векторных иллюстраций, загрузке собственных шрифтов и логотипов, созданию gif-анимации, а также выделенное пространство для класса, где обучающиеся и учителя могут делиться и управлять работами, а также проверять их.

В рамках формирующего этапа педагогического эксперимента по формированию медиаинформационной грамотности обучающихся средствами курса математики в условиях смешанного обучения, на базе Муниципального общеобразовательного учреждения гимназия №1 городского округа Шуя Ивановской области, проведено тестирование нового электронного образовательного ресурса «Canva для образования». В эксперименте приняли участие обучающихся 5-6 класс в количестве 122 человек. По результатам экспериментальной работы были выделены следующие ключевые преимущества исследуемого ресурса:

Основная программа. Учитель может на основе готовых шаблонов создавать рабочие листы, презентации к уроку, тесты, диаграммы, научные документы, карточки для запоминания, ментальные карты, интерактивные видео, интерактивные учебники, портфолио, плакаты, можно встраивать ссылки в pdf страницы. Во время работы с шаблоном можно изменять цвет фона, шрифт, есть возможность добавления аудио и видео к упражнению. Во время и по окончании работы можно поделиться с обучающимися ссылкой для совместного пользования или совместного дизайна работы. Презентации в Canva можно сохранять в видео формате. В презентацию, кроме картинок, можно добавлять аудио с голосом учителя, который объясняет материал на слайдах – это так называемая «говорящая презентация».

Геймификация. Платформа позволяет создавать викторины, квизы, любые настольные игры, квесты, помогающие определить качество усвоения обучающимися программного материала, диагностировать и корректировать их знания и умения. Также игры, создают условия для самостоятельного поиска и применения знаний, создают «ситуацию успеха», обеспечивая комфортную психологическую атмосферу, положительно влияющую на эффективность процесса обучения.

Деятельность ученика в Canva. Для работы с платформой необходимо создать личный кабинет. Чтобы рабочее пространство было адаптировано под потребности обучающегося, при регистрации необходимо указать статус «Учащийся». Обучающиеся могут сами создавать работы в редакторе Canva. Дизайн можно сохранять в любом формате. Умение работать в графическом редакторе Canva, мотивирует обучающихся к самостоятельности, развивает воображение, повышает их уровень медиаинформационной грамотности. Более того, ученик получает возможность реализоваться, благодаря чему он попадает в ситуацию успеха, что способствует самосовершенствованию и саморазвитию школьников, повышению мотивации к изучению предмета. В долгосрочной перспективе «Canva для образования» даст возможность обучающимся приобрести навыки уверенной работы с визуальной информацией, освоить принципы и особенности создания визуализации, научиться презентовать информацию и идеи, как это делают профессиональные спикеры в ходе конференций. Все эти показатели включены в структуру медиаинформационной грамотности и обеспечивают продуктивность процесса обучения в условиях смешанного обучения.

Командная работа с распределением ролей. Над материалами можно работать с любого устройства: доступны веб-версия, а также приложения для Android, iOS, Windows, Mac. Учитель и обучающиеся могут оставлять комментарии к любому графическому элементу в виде вопросов, уточнений или рецензий. Таким образом, формируется полноценное эффективное взаимодействие, умение работать в команде в режиме реального времени. Ученики могут работать в командах, а учитель — в режиме реального времени следить за продвижением процесса работы. Командная работа помогает распределить ребят по их основным качествам: у кого-то больше развито воображение, кто-то отличается аналитическим складом ума, а кто-то — самый настоящий лидер. Вместе обучающиеся быстрее находят правильно решение, создают интересные проекты и легко их защищают. В Canva можно устроить мозговой штурм в реальном времени, либо поделиться ссылкой с каждым учеником для дальнейшей коллаборации.

Интеграция с другими сервисами. Разработчики данного редактора предусмотрели возможность интеграции различных сервисов. Например, есть возможность вставить QR-код, смайлики эмодзи, локацию из Google Maps, любые файлы из Google Drive или Dropbox, видеоролики из YouTube, фотографии из Flickr, анимацию из GIPHY и многое другое.

Создание виртуального класса. Canva позволяет создать виртуальный класс. В дистанционном классе можно делиться с учениками материалами и упражнениями для работы. К тому же, платформа Canva легко интегрируется с Google Classroom, где можно размещать видеоуроки и упражнения. Для удобства пользователей платформа оснащена встроенным календарём, почтовым ящиком для внутренней коммуникации, витриной курсов.

Административная работа. Для административных отчетов в Canva есть шаблоны круговых диаграмм, гистограмм и тд. Canva подходит для создания мотивирующих видеороликов, создания брошюр, буклетов, объявлений, приглашений на мероприятия, дипломов, сертификатов и т. д.

Таким образом, электронный образовательный ресурс «Canva для образования» соответствует требованиям ФГОС ООО и ФГОС СОО, а также основной учебной программе и может быть использован, в том числе при организации внеурочной деятельности. Позволяет решать практически любые задачи, если обучение не ограничивается работой с учебником и выполнением готовых упражнений. Это универсальная платформа, на которой учителя и ученики могут воплощать в жизнь свои методические, творческие, исследовательские задумки, разрабатывать, обсуждать темы, проекты в режиме реального времени в классе, дома, по дороге на работу. Элементы интерактивности позволяют формировать у обучающихся медиаинформационную грамотность и повышать её уровень в процессе обучения, в том числе в условиях смешанного обучения. Следует отменить, что платформа не предназначена для учета результативности учащихся. Ее главные функции - организация многогранной деятельности учащихся, нестандартное изучение каких-либо дисциплин, применение новых методик в обучении, взаимодействие учащихся с педагогом и друг другом. Немаловажную роль здесь играет также возможность делать интересные проекты в рамках урочных и внеурочных занятий или по собственному желанию. Все это происходит в рамках одной универсальной платформы. Ресурс обеспечивает высочайший уровень конфиденциальности и безопасности для учащихся и педагогов и отвечает требованиям новых образовательных стандартов.

Список литературы:

Белов, С.В. Формирование информационно-медийной грамотности у бакалавров направления «Педагогическое образование» в условиях смешанного обучения в вузе / C.В. Белов, А.Ф. Зубаков, А.А. Червова .– Текст : непосредственный // Школа будущего. – 2020. – № 4. – С. 192-207.

Белов, С.В. Организационно-педагогические условия формирования информационно-медийной грамотности у обучающихся в условиях смешанного обучения / С. В. Белов, И. В. Белова. – Текст : электронный // HomoCyberus : электронный научно-публицистический журнал. – 2020. – №2 (9). – URL: http://journal.homocyberus.ru/Belov_SV_Belova_IV_2_2020 (дата обращения 19.12.2021).

Белова, И.В. Медиаинформационная грамотность обучающихся: структура, средства формирования, методы и способы оценки / И. В. Белова, С. В. Белов. – Текст : непосредственный // Наука и образование в современном вузе: вектор развития : научная конференция : сб. ст. – Шуя : Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2021. – С. 17-23.

Просмотров работы: 71