Неонатальные желтухи – одно из самых часто встречающихся состояний периода новорожденности. В структуре неонатальных желтух ведущее место принадлежит физиологической гипербилирубинемии, являющейся пограничным состоянием у новорожденных, на долю которой приходится до 60-70 % всех желтух, далее следуют ВУИ, ГБН, желтухи недоношенных новорожденных, пороки развития гепатобилиарной системы и наследственные заболевания.
Цель исследования: изучить биохимические критерии тяжести желтушного синдрома у новорожденных в зависимости от срока гестации.
Материалы и методы исследования: Для решения поставленных задач исследования проводились в отделении патологии новорожденных Детской Больницы г. Ташкента. В ходе работы обследовано 102 новорожденных с наличием желтушного синдрома. Из них 75 недоношенных детей с наличием конъюгационной желтухи (КЖ), 20 доношенных ребенка – с конъюгационной желтухой и 7 доношенных детей – с наличием гемолитической болезни новорожденных (ГБН).
У 10,3% из 28 доношенных и у 17,5% из 75 недоношенных детей имелась задержка внутриутробного развития (ЗВУР). Причем все 3 доношенных новорожденных из группы с конъюгационной желтухой.
Среди обследованных новорожденных было 50,45% мальчиков и 49,45% девочек. В группе недоношенных с конъюгационной желтухой количество девочек и мальчиков было одинаковое. В группе доношенных с конъюгационной желтухой – девочек было больше на 10%, чем мальчиков. У доношенных детей с ГБН 1 девочка и 6 мальчиков.
Срок гестации недоношенных детей колебался от 25 до полных 36 недель. В группу доношенных вошли дети в возрасте полных 37 недель гестации и выше. Из них 17,2 % со сроком гестации полных 37 недель, остальные 82,7 % со сроком гестации 38-40 недель.
Результаты исследования: Достоверным критерием тяжести желтушного синдрома является уровень билирубина и соотношение его фракций. Нами проанализированы особенности билирубинового обмена и ряд биохимических показателей.
Нам не удалось зафиксировать время появления желтухи, так как дети поступали в отделение патологии новорожденных уже с наличием желтушности в среднем на 5,17 + 2,33 день жизни.
Билирубин сыворотки определяли в среднем на 6,26 + 2,53 день жизни новорожденных. У всех новорожденных с конъюгационной желтухой в сыворотке крови отмечалось повышение только непрямой фракции. У детей с гемолитической болезнью новорожденных отмечалось увеличение как прямой, так и непрямой фракций билирубина.
Гипербилирубинемия была более выраженной у недоношенных детей и составила в среднем 207,6 + 80,04 мкмоль/л. У доношенных новорожденных с КЖ уровень билирубина был значительно ниже и в среднем составил 174,6 + 64,6 мкмоль/л. У детей с наличием ГБН уровень билирубина сыворотки составил в среднем 267,14 + 95,1 мкмоль/л. У детей с наличием ЗВУР доношенных по сроку уровень билирубина был ниже и составил 188 + 58,8 мкмоль/л, по сравнению с недоношенными детьми с наличием ЗВУР с показателями билирубина в пределах 201,5 + 75,4 мкмоль/л.
У недоношенных детей без ЗВУР по сравнению с детьми с наличием ЗВУР больше встречается конъюгационная желтуха с уровнем сывороточного билирубина соответствующей физиологической – до 197 мкмоль/л. У недоношенных детей с наличием ЗВУР желтуха в большей степени протекает с гипербилирубинемией I и III степени по сравнению с детьми без ЗВУР.
В группе доношенных детей максимальный уровень билирубина составил 290 мкмоль/л, в то время как у 25 % недоношенных желтуха протекала с гипербилирубинемией II – III степени.
Также нужно отметить, что в группе доношенных новорожденных с наличием ЗВУР максимальный уровень билирубина составил 222 мкмоль/л, в то время как у 28,5 % недоношенных детей со ЗВУР уровень сывороточного билирубина был в пределах 256 – 376 мкмоль/л.
Изучение течения желтушного синдрома в зависимости от пола показал, что у девочек в целом желтуха протекает с более низким показателем сывороточного билирубина, нежели у мальчиков.
Биохимический анализ состава крови показал, что у 8,8 % новорожденных наблюдался подъем АЛТ выше физиологической нормы. У 24,5 % новорожденных отмечалась гипопротеинемия, у 25,2 % гипокальциемия, у 31,8 % гипогликемия. У 56 % недоношенных и у 50 % доношенных детей наблюдалось увеличение уровня мочевины выше нормы.
24 недоношенных новорожденных (28,7 %) выписались из клиники с диагнозом анемии недоношенных. Из них 66,6 % составили девочки. Анемия развилась у 23 недоношенных детей в возрасте от 25 до 34 недель (95,8 %), и лишь у 1 ребенка в возрасте 36 недель гестации (4,1 %).
В группе доношенных детей с КЖ только 1 ребенку (4,5 %) при выписке был выставлен диагноз анемии, у 4-х детей (57,1 %) с наличием ГБН (3 мальчика и 1 девочка) отмечалась анемия.
Изучение динамики желтушного синдрома показало что, более длительное время желтушность визуализировалась у недоношенных новорожденных – в среднем до 15,03 + 4,7 дня жизни. У доношенных детей с КЖ до 12,94 + 2,89 дня жизни, а у детей с ГБН до 13,2 + 4,1 дня жизни. У детей с наличием ЗВУР доношенных по сроку желтушность сохранялась меньшее время – до 10,3 + 3,05 дня жизни, по сравнению с недоношенными детьми с наличием ЗВУР до 14,64 + 3,62 дня жизни.
Длительность желтухи увеличивалась с ростом уровня билирубина, хотя в группе недоношенных детей без ЗВУР при гипербилирубинемии II степени желтуха исчезала несколько раньше, чем при I степени.
Длительность желтухи зависит не только от срока гестации новорожденного, но и от массы тела при рождении и уровня сывороточного билирубина.
Выводы: Таким образом, наши исследования показали что уровень гипербилирубинемии, степень ее выраженности и длительность конъюгационной желтухи выражены в большей степени у недоношенных новорожденных, по сравнению с доношенными детьми.