Синдром эмоционального выгорания возникает вследствие внутреннего накопления негативных эмоций без соответствующей "разрядки", или "освобождения" от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. С точки зрения концепции Г. Селье, профессиональное, или эмоциональное выгорание – это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома – стадия истощения.
Синдром профессионального выгорания в своем развитии проходит три стадии(фазы).Нанихмыостановимсяподробнее.Отечественныйисследователь данного феномена В.В. Бойко выделял следующие три фазы эмоционального выгорания:
стадия - фаза напряжения. Тревожное (нервное) напряжение служит запускающим механизмом или "предвестником" в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер (т.е. усиливается со временем), что обусловлено постоянством или усилением психотравмирующих факторов. Фаза напряжения начинается с приглушения эмоций,сглаживанияостротычувствисвежестипереживаний;специалиствдруг замечает: вроде бы пока все нормально, но... скучно и пусто на душе. Положительные эмоции постепенно исчезают, на смену им приходит все большая отстраненность в отношениях с коллегами и членами семьи. Проявляется состояние тревожности, неудовлетворенности собой и 10 занимаемым положением. Приходя домой, человеку все чаще хочется сказать: "Не трогайте меня! Оставьте меня в покое!"
стадия -фаза резистенции (сопротивления нарастающемунапряжению). На этом этапе специалист с переменным успехом пытается оградить себя от травмирующихвпечатлений.Возникаютнедоразумениясучащимися,педагогв кругу своих коллег начинает с пренебрежениемотзываться о некоторых из них. Пренебрежение постепенно начинает проявляться всторону учеников -сначала это с трудом сдерживаемая неприязнь, затем это проявляется в виде вспышек раздражения. Но подобное поведение специалиста - это неосознаваемое им самим проявление защитных функций психики - самосохранение при общении, превышающем безопасный для организма порог.
стадия - фаза истощения. Третья фаза характеризуется оскудением психических ресурсов, ослаблением нервной системы и общим падением энергетического тонуса. Представления о жизненных ценностях притупляются, проявление эмоционального отношения к миру снижается, в человеке проявляетсяопасноеравнодушиековсему,поройиксобственнойжизни.
Внешне такое человек может сохранять некоторую респектабельность и некоторый апломб, но блеск интереса к чему бы то ни было в глазах пропадает. В душе профессионала поселяется почти физически ощутимый холод безразличия.
Тренингкаксредствопрофилактикиэмоциональноговыгоранияпедагогов ДОО – направлен на формирование умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов, снижение уровня эмоционального выгорания воспитателей, повышение уровня сплоченности педагогического коллектива, формирование у участников профессиональных качеств: коммуникативные способности, рефлексия, способность к эмпатии.
Тренингсостоитизкомплексаупражнений.
Погружение,созданиеатмосферыэмоциональнойбезопасности
Упражнение"Всемы особые".
Цель: Настроить участников на совместную работу, создать атмосферу эмоциональной безопасности.
Ходупражнения:Участникирасполагаютсявкругуиразбиваютсянапары по принципу наименьшего знакомства друг с другом. Упражнение проходит в несколько этапов.
На первом этапе участники в течение 5 минут должны по очереди рассказать о себе: своих увлечениях, интересах и ценностях – без осуждения к позиции собеседника.
На втором этапе участники по кругу представляют своих собеседников, вставая позади них и говоря от их имени.
Вопросы для обсуждения: Опишите свои чувства, которые возникали на разныхэтапахупражненияивпроцессепредставления?Какойизэтаповзадания показался вам самым сложным?
Игра"Ассоциации".
Цель: актуализировать проблему эмоционального выгорания среди педагогов, дать возможность участникам высказаться.
Ход упражнения: Ведущий записывает на доске словосочетание "Эмоциональноевыгорание",послечегопроситучастниковназватьприходящие на ум ассоциации
Упражнение"Списокпроблем".
Цель:актуализациясостояния,скоторымучастникиуходятс работы.
Ход упражнения: Делим участников на микрогруппы по два человека и предлагаем сформулировать за 10 минут список основных проблем (стрессогеных факторов), от которых участники испытывают стресс на работе. Заслушиваем мнение участников. Прописываем на доске проблемы, совместно этот список анализируем и сокращаем число до 7-11 пунктов. Вопросы для обсуждения: что целесообразно сделать, чтобы эти проблемы преодолеть? Что необходимо сделать икак, чтобы онине являлись стрессогенными? Предлагаем участникамза5минутобсудитьвопросывмикрогруппах,заслушиваеммнения. Выводы. Многие стрессы зависят от нашей способности к самоорганизации и саморегуляции. Не следует стремиться, во что бы то ни стало избегать стресса или боятся его. Необходимо управлять стрессом, использовать его полезные функции и исключать негативные. Поэтому каждому необходимо знать свой порог чувствительности к стрессу, чтобы выработать свои индивидуальные способы защиты от его разрушающих последствий.
Списокиспользуемыхисточниковилитературы:
Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / Авт.-сост. О.И. Бабич. – Волгоград: Учитель, 2009. – 125 с.
Вачугов Д.Д., Березкина Т.Е., Кислякова Н.А. Основы менеджмента: учеб. для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2010. – 347 с.
Веснин В.Р. Менеджмент: учебник. – М.: ТК Велби; изд-во Проспект, 2009. – 388 с.
ВиханскийО.С.,НаумовА.И.Менеджмент:учебник.–М.:Экономистъ, 2009. – 489 с.
Психология здоровья: учебникдля вузов / Под ред.Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2003. – 357 с.
Эффективныйучитель/Авт.-сост.О.М.Ольшевская.–Минск:Красико- Принт, 2010. – 288 с