ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Краснова О.В. 1, Ханина А.В. 1
1Южный Федеральный Университет, Высшая школа бизнеса
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Государственное регулирование туризма базируется на признании туристской деятельности значимой отраслью экономики России. В контексте региона органы власти и управления осуществляют комплексную работу, направленную на создание благоприятных условий для развития туризма. В первую очередь, это выражается в нормативно-правовом регулировании отрасли, а также оказании всесторонней поддержки субъектам туриндустрии, направленной на повышение конкурентоспособности туристского продукта территории.

Основными нормативно-правовыми актами Ростовской области, в соответствии с которыми осуществляется управление туристической отраслью, являются Закон о туризме в Ростовской области (2018 г.) и государственная программа Ростовской области «Развитие культуры и туризма» на период до 2030 года. Последний документ определяет стратегические направления развития туризма и стимулирует инвестиционные туристские проекты в регионе.

Декларируемая цель туристской политики на Дону до 2030 года: повысить турпоток в Ростовскую область. Для ее достижения предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности управления в сфере туризма, увеличение доступности туристских услуг для населения, стимулирование бизнеса, общественных и профессиональных туристских объединений к повышению привлекательности региона для туристов, рекламно-информационную политику по сопровождению туристской деятельности, продвижению регионального турпродукта и внедрению систем туристской навигации. Общий объем финансирования туристской подпрограммы из областного бюджета составляет 729 007,8 тыс. рублей.

Утверждение государственной программы Ростовской области, рассчитанной на 2019 – 2030 годы, представляет собой новый постмундиальный этап в туристической политики Дона. Проводимый в 2018 году XXI Чемпионат мира по футболу оставил в регионе богатое туристское наследие в виде инфраструктуры, экскурсионных маршрутов, конкурентоспособного информационного контента для популяризации Ростовской области в качестве туристического направления (туристский бренд «Вольный Дон»), которое и дальше необходимо использовать для привлечения, размещения и обслуживания туристов.[1, с. 95]

В целях реализации подпрограммы «Туризм» государственной программы, в 2019 году был осуществлен комплекс мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности регионального турпродукта.[2] За рассматриваемый год делегации от Ростовской области приняли участие в крупных международных туристических выставках «Интурмаркет» и «МИТТ», фестивале туризма и отдыха «Мир без границ», а также онлайн выставке «Знай наше».

На Дону были организованы и проведены собственные туристские мероприятия, среди которых особенно значимыми стали исторические фестивали «Оборона Таганрога 1855 года», «Осада Азова 1641 года», «Великий шелковый путь на Дону», гастрономический фестиваль «Донская уха», фестиваль виноградарства и виноделия «Донская лоза».

Министерство экономического развития Ростовской области организовало за год шесть инфотуров с участием отечественных и иностранных туроператоров, турагентов, журналистов и лидеров мнений в блогосфере.

Региональный профессиональный конкурс «Лидеры туриндустрии Дона 2019» позволил выявить субъектов туристской индустрии, предоставляющих качественные услуги и вносящих существенный вклад в развитие туризма в Ростовской области. Проведение подобных рейтинговых конкурсов можно рассматривать, во-первых, как инструмент стимулирования деловой и профессиональной инициативы участников туриндустрии, во-вторых, как способ мониторинга положения дел в отрасли и усиления конкурентоспособности донского турпродукта.

Одним из крупных событий для ростовского туризма является форум по развитию туристского потенциала области «Открой Вольный Дон!». Он стал площадкой для дискуссий и обмена опытом экспертов в сфере туризма и маркетинга, представителей власти, туристического бизнеса, общественных организаций и профессиональных объединений.

Возможности региона в продвижении делового туризма были высоко отмечены в рамках мероприятия «Всероссийский День MICE на Дону», концепция которого заключается в демонстрации ресурсов российских регионов, как дестинаций делового туризма, профильным потенциальным заказчикам и агентствам. Согласно исследованию РБК, в 2018 году Ростов-на-Дону входил в десятку лидеров в рейтинге городов, пользующихся популярностью для командировок.[3] Помимо спроса город отвечает всем потребностям делового туризма, в первую очередь имеется гостиничная и деловая инфраструктура, а транспортная логистика позволяет удобно добраться до Ростова-на-Дону из любой точки страны.

Отдельного внимания заслуживает рекламная туристская кампания региона. Так, помимо разработки и издания рекламно-информационной продукции, продвижение туризма Донского края осуществлялось с использованием диджитл-технологий на интернет – площадках, пользующихся спросом у целевой аудитории (онлайн-издания, поисковые сайты, интернет-магазины, онлайн-сервисы, социальные сети). Это позволило достичь 1,25 млн показов информации о туристской привлекательности Ростовской области. Из регионального бюджета также были выделены средства на сопровождение и модернизацию интерактивного портала «Донской туризм».

Для повышения туристской привлекательности Ростовской области и дальнейшего развитие туризма на Дону в 2019 году создана автономная некоммерческая организация «Агентство по развитию туризма Ростовской области» (ныне «Агентство по туризму и деловым коммуникациям Ростовской области»).[4] Миссия организации заключается в продвижении туристских возможностей региона на отечественном и зарубежном туристическом рынке, а также организации и проведении международных, всероссийских, межрегиональных, региональных конгрессно-выставочных и иных мероприятий с участием Ростовской области.

Таким образом, 2019 год стал для региона по-настоящему богатым на туристские мероприятия, благодаря чему удалось увеличить турпоток на территорию Ростовской области на 7%. В отчетном году на реализацию подпрограммы «Туризм» Правительство Ростовской области в сумме выделило 63  млн рублей. Для сравнения, в 2018 году объем расходов, предусмотренных государственной программой, не превысил 25 млн рублей, а в 2020 году – 33 млн рублей.[5]

Распространение коронавирусной инфекции и введенные в связи с ней ограничения в 2020 году оказали колоссальное воздействие на все сферы мирового хозяйства. Туризм вошел в список наиболее пострадавших от пандемии отраслей экономики. Развитие туризма в Ростовской области в 2020 году было подчинено общемировым и общероссийским реалиям. В регионе действовали ограничительные меры, связанные с приостановлением проведения массовых мероприятий в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19.

Тем не менее, за рассматриваемый год Агентство по туризму и деловым коммуникациям Ростовской области провело 35 мероприятий, ориентированных на популяризацию Донского края с точки зрения туризма. Работа велась в трех основных направлениях. Первое включало в себя мероприятия рекламного характера, такие как презентация региональной туристской привлекательности в контексте Дней Ростовской области в Азербайджанской Республике, участие в четырех туристических выставках, медиапродвижение турпотенциала региона. В рамках второго направления были предприняты меры по повышению доступа к туристской информации. Также проводились мероприятия для привлечения представителей бизнеса в формирование регионального турпродукта. С этой целью был организован сбор и сопровождение заявок субъектов туриндустрии области на участие в конкурсе Ростуризма для получения субсидий из федерального бюджета на грантовую поддержку общественных и предпринимательских инициатив по развитию внутреннего и въездного туризма.

Региональные власти оказали содействие в реализации ряда государственных проектов, в том числе программы стимулирования доступных внутренних турпоездок «Кэшбек2020», проекта «Золотое кольцо Боспорского царства», акции в рамках проектов «Гастрономическая карта России», #МыСоседи, #TRAVELTOMORROW, #ВольныйДоМ и других.[6]

Ярким знаковым событием 2020 года в туристской отрасли стала победа бренда «Вольный Дон» в маркетинговом конкурсе #PROбренд2020 в номинации «Брендинг территорий», осенью того же года борт самолета региональной авиакомпании «Азимут» был украшен логотипом туристского бренда, получившего патент.

В итоге, за два года в рамках реализации государственной программы по развитию туризма в Ростовской области была проведена большая работа. Свои коррективы внесла пандемии коронавирусной инфекции COVID-19. С целью минимизации ее влияния на каждом уровне власти в России были разработаны меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе, относящихся к туристской индустрии. Однако, сложившаяся ситуация позволила ориентировать игроков туристического рынка и российских путешественников на внутренний туризм. В соответствии с аналитическими данными «Сбер Индекса» численность туристов в Ростовской области в летний сезон с 2019 по 2021 год стабильно увеличивалась.[7] Это позволило региону войти в топ-10 субъектов Российской Федерации по росту числа туристов в летний период. Во многом положительная динамика достигнута благодаря системной работе по популяризации туристического потенциала области.

В 2021 году развитие туротрасли Дона сфокусировано на синхронизации региональной политики в сфере туризма с федеральной повесткой, а также проведение мероприятий, отвечающим всем требованиям безопасности, тенденциям экологичности, диджитализации и эмоциональной составляющей путешествий.

Список использованных источников

1. Якименко М.В., Альмухамедова О.А. ВЛИЯНИЕ ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО ФУТБОЛУ НА ИНДУСТРИЮ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ // Фундаментальные исследования. – 2018. – № 3. – С. 90-95

2. Отчет о реализации государственной программы Ростовской области «Развитие культуры и туризма» за 2019 год // Официальный портал Правительства Ростовской области. [Электронный ресурс]. URL: https://www.donland.ru/result-report/652/ (дата обращения: 15.03.2021).

3. Информационно-аналитическая справка о деловом туризме в России 2018 // Выставочный научно-исследовательский центр R&C [Электронный ресурс]. URL: https://ruef.ru/assets/files/presentations/3.Деловой%20туризм%20в%20России.pdf (дата обращения: 02.04.2021).

4. Постановление Правительства Ростовской области от 28.03.2019 № 198 «О создании автономной некоммерческой организации «Агентство по развитию туризма Ростовской области» // Официальный портал Правительства Ростовской области [Электронный ресурс]. URL: https://www.donland.ru/documents/1623/ (дата обращения: 26.03.2021).

5. Государственная программа Ростовской области «Развитие культуры и туризма» // Официальный портал Правительства Ростовской области [Электронный ресурс]. URL: https://www.donland.ru/activity/1471/ (дата обращения: 15.03.2021).

6. Отчет о реализации государственной программы Ростовской области «Развитие культуры и туризма» за 2020 год // Официальный портал Правительства Ростовской области [Электронный ресурс]. URL: https://www.donland.ru/result-report/973/ (дата обращения: 17.03.2021).

7. Индекс внутреннего туризма // Сбер Индекс [Электронный ресурс]. URL: https://sberindex.ru/ru/dashboards/indeks-vnutrennego-turizma-pomesyachnaya-dinamika (дата обращения: 1.10.2021).

Просмотров работы: 110