В России одной из главных проблем современного общества является занятость и трудоустройство молодежи. Это связано с рядом объективных причин: во-первых, молодые люди в настоящее время составляют более 45% от общей численности населения трудоспособного возраста и, во-вторых, они выступают в качестве рабочей силы, и дальнейшее развитие страны будет зависеть от того, насколько хорошо подготовлена и обучена молодежь. В связи с этим в последние годы все больше внимания уделяется не только подготовке молодых специалистов, но и их трудоустройству.
Молодежь - одна из самых уязвимых групп на рынке труда, особенно в нашей стране. В России за последнее десятилетие происходит резкое снижение качества жизни, здоровья молодых мужчин и женщин, рост наркомании и преступности среди молодежи, требуется радикальная активизация государственной политики по отношению к поколению, которое вступает в самостоятельную жизнь. Поэтому очень важна государственная поддержка и стимулирование потенциала молодежи.
Демиденко в своей работе отмечает, что вопрос занятости молодежи является одним из важнейших сегодня. Последствия финансового кризиса 2014 года, санкций и пенсионной реформы затрагивают не только стратегии работы, которые строят молодые люди, но и на их отношение к работе и стимулам. В октябре 2018 г. в Институте социологии ФНИСЦ РАН (Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук) состоялся круглый стол. На нем были представлены первые результаты исследования «Молодежь и её работа», которое включало онлайн-опрос респондентов в возрасте от 18 до 35 лет (N = 3865), а также подробные интервью с молодыми людьми и девочками из разных регионов страны. Дискуссия была построена вокруг основных вопросов: проблемы занятости молодежи, адаптация к работе и аспект мобильности, социальная мобильность и волатильность занятости молодежи. [2, С. 158-160].
У большинства молодых людей преобладают установки и действия, указывающие на их сосредоточенность на жизни и работе в обществе с рыночной экономикой. В целом молодое поколение лучше адаптируется к текущим условиям и глубже проникает в современную экономическую систему, чем старшее поколение.
Согласно самооценке, молодое поколение считает себя главным фактором устойчивости развития России и, по большей части, движущей силой фундаментальных преобразований в обществе. Российская молодежь - главный заказчик достойного будущего, главный стратегический ресурс нашей страны.
В своей работе Романов высказал мнение: число молодежи среди работников промышленности, строительства и транспорта сокращается. В связи с изменениями, происходящими в российской экономике, доля молодежи в непроизводственной сфере растет. В то же время отчуждение части молодежи от работы, которая характеризуется нежеланием молодых людей работать хорошо и качественно, отсутствием стремления к профессионально квалифицированному и официальному росту. Также в числе проблем — отсутствие подготовки кадров высшей, профессиональной и средней школы для работы в новых условиях; снижение интеллектуального уровня аспирантуры — будущее российской науки, отток одаренных юношей и девушек из многих вузов и из страны.
Молодое поколение, по большей части, оказалось без надежных социальных ориентиров. Разрушение традиционных форм социализации, основанных на социальной предопределенности жизненного пути, с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей за их судьбу, поставив их перед необходимостью выбора, а с другой стороны, обнаружило, что большинство из них не были готовы вступать в новые общественные отношения. Выбор жизненного пути стал определяться не способностями и интересами молодого человека, а конкретными обстоятельствами [5, С. 71-73].
Выпускник профессионального образовательного учреждения, не нашедший подходящей работы или в процессе обучения осознавший, что работа по специальности не для него, пытается найти работу не по специальности, что создает дополнительные трудности, как для работодателей, так и для самого выпускника. Эта тенденция, которая сложилась в последнее время, не выгодна всем участникам процесса обучения. Для студента - это потерянные годы обучения, для государства (если студент был на бюджетной форме обучения) - это дополнительные потраченные деньги, для работодателя - это дополнительное время и деньги, потраченные на переподготовку нового специалиста.
Гильманов, рассмотрела роль вуза в трудоустройстве выпускников и отметил, что уровень занятости выпускников вузов по полученной специальности является одним из ключевых критериев оценки эффективности образовательного учреждения. Успешность трудоустройства выпускников, их значение в Германии расценивается как основной показатель качества профессионального образования в высшей школе. В результате каждый немецкий университет делает все возможное, чтобы поддержать своих выпускников в трудоустройстве. Согласно опросу выпускников гуманитарных специальностей, через год после обучения доля работников составила 88,7% (52% выпускников работают по специальности). Показатели факультета естественных наук и математики: 92,2% трудоустроены, 73,5% работают по специальности. Среди выпускников медицинских вузов 96,2% работают по профессии. Кроме того, Боннский университет формирует список более или менее востребованных профессий, согласно которому расширяется количество мест в востребованных факультетах и закрываются неэффективные специальности. В Боннском университете успешно работают различные организации, агентства и комитеты, цель которых - помочь студентам и выпускникам в выборе профессии, учебе и поиске работы [1, С. 134-135].
По мнению Дудина: человека к поиску работы могут подвигнуть различные жизненные обстоятельства. Ищут работу студенты, чаще всего при этом, руководствуясь одной из двух целей: заработать денег и обрести относительную независимость или получить опыт работы по специальности еще до окончания высшего учебного заведения. Ведут поиск работы и выпускники образовательных учреждений с целью продолжения успешной социализации и профессионализации, и квалифицированные специалисты, достигшие своего карьерного либо профессионального «потолка» в рамках одной организации. Причиной поиска новой работы может стать также утрата актуальности в экономике или социальной сфере какого-либо определенного вида деятельности. В последнем случае речь идет, как правило, не только о смене работы, но и о смене профессии. Поиск новой работы может быть также мотивирован неудовлетворенностью занимаемой должностью, потребностью в личностном росте и самовыражении, не реализованных на имеющемся месте работы [3, С. 29-31].
Тенденция к дальнейшему образованию или трудоустройству вне специальности становится все более распространенной среди молодежи. Выпускники вузов стихийно адаптируются к сложившимся условиям, выбирая те стандарты и ценности, которые гарантируют им достижение финансовой независимости, успеха, материального благополучия.
В фундаментальной социологии сказано, что Вчерашние выпускники учебных заведений ежегодно пополняют экономически активное население страны.
Роль молодежи в сфере занятости, ее рабочая сила остается высокой - около 3/4 молодых людей, занятых в народном хозяйстве, прошли профессиональную подготовку. Однако это не исключает роста безработицы среди молодежи, значительная часть которой находится в государственном секторе. «Скрытая безработица» набирает обороты из-за перерывов в работе предприятий, вынужденных отпусков и сокращения рабочих недель [6, С. 826].
На практике бытует мнение, что проблема найма молодого персонала объясняется его низкой конкурентоспособностью на рынке труда среди других претендентов. Объясняется это отсутствием профессиональных знаний, необходимыми рабочими навыками и умениями, что приводит к отказу работодателей от услуг нового специалиста. В данном случае сказывается нежелание работодателей нести расходы, связанные с организацией дополнительного профессионального образования.
Трудности, с которыми сталкиваются молодые специалисты в начале своей карьеры, часто возникают из-за несоответствия между их потребностями, с одной стороны, и тем, что требует от них общество, с другой. Чтобы разрешить это противоречие, специалисты должны создать условия для самореализации молодых людей, дать им возможность вносить свои предложения по развитию нашего общества и участвовать в различных городских проектах. Результаты успешной адаптации молодежи к рынку труда зависят от экономической ситуации в стране и проводимой государством политики.
По мнению Ольги Викторовны Журавлевой: среди незанятого населения, не востребованного на рынке труда, молодежь, как правило, составляет около трети. Среди причин трудностей молодежи в трудоустройстве и профессиональной самореализации специалисты отмечают следующие:
- неадекватные представления об условиях работы и потребностях рынка труда, требованиях работодателя к уровню профессионального опыта и квалификации молодого специалиста;
- неадекватно высокие притязания к будущей профессии, рабочему месту без учёта реальных социально-экономических условий и личных склонностей, возможностей;
- перекос в выборе рода профессиональной деятельности в сторону «клерковских» профессий, «белых воротничков» и нежелание даже рассматривать рабочие профессии в своих профессиональных планах, понимать и принимать закономерности поэтапного поступательного движения по карьерной лестнице, а не безальтернативно мечтать о получении статусной должности сразу при вхождении в трудовую жизнь;
- неподготовленность к жёсткой конкурентной ситуации, психологическая неготовность к активным самостоятельным действиям и др.
- пассивное ожидание везения в трудоустройстве или « буду думать, когда окончу университет»;
- нивелирование роли личной подготовки к обоснованному выбору профессии и дальнейшей профессиональной деятельности, основанной на полученном профессиональном образовании, собственных интересах, склонностях, способностях, возможностях, профессиональных пробах и реальных достижениях.
Сравнительно низкую конкурентоспособность молодежи обусловливают:
- недостаток профессиональных знаний, квалификации и навыков;
- необходимость предоставления молодым людям ряда дополнительных льгот, предусмотренных Трудовым кодексом (учебный отпуск, более жесткие требования по охране труда и т. д.), что создает для предприятий, организаций дополнительные трудности;
- трудовая нестабильность молодежи, связанная с увольнениями в связи с призывом в Вооруженные силы, уходом на учебу, декретным отпуском и т. д.;
-совмещение значительной частью молодежи работы с учебой;
- инфантилизм части молодежи, привыкшей бесплатно получать основные жизненные блага (от государства, родителей и т. д.) [4, С. 35-37].
В заключение хотелось бы отметить, что в меняющихся условиях различных сфер общественной жизни от государства требуют нового подхода к обучению молодежи, помощи в организации их взаимодействия с работодателями. Главный смысл такого подхода - подготовка специалистов, способных выдерживать конкуренцию на рынке труда, решать актуальные социально-экономические проблемы и участвовать в развитии страны. При этом следует учитывать, что если не будет решена проблема найма молодых специалистов, всего через несколько лет Россия будет отставать от развитых стран, вступивших на путь инновационного развития.
Стратегические решения в сфере государственного регулирования занятости должны быть комплексными: обеспечение роста производства и создание новых рабочих мест при разработке программы переподготовки и повышения квалификации работников.
Список использованной литературы
Гильманов, А. З. Роль вуза в трудоустройстве выпускников: опыт Боннского университета / А. З. Гильманов, С. О. Коваленко // Социс. – 2015. – № 1. – С. 134-135.
Демиденко, С. Ю. Молодежь и её работа: конструирование трудовой биографии/ С. Ю. Демиденко // Социс. – 2019. – № 4. – С. 158-161.
Дудина, М. М. Технология трудоустройства: учебное пособие / М. М. Дудина; Семенова С. Л. – Екатеринбург: РГППУ, 2015. – 180 с.
Журавлева, О. В. Молодежь на рынке труда: содействие занятости, трудоустройству и адаптации: электронное учебное пособие / О. В. Журавлева. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2014. – 165 с.
Романов, В. А. Проблемы трудоустройства современной молодёжи // Молодой ученый. — 2020. — №27 — С. 71-73. — URL: https://moluch.ru/archive/317/72452/ (дата обращения: 19.11.2021).
Фундаментальная социология. В 15т. Т. 9. Возрасты человеческой жизни / ред. В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. – М. : Инфра – М, 2004. – 739 с.