В настоящее время люди пренебрегают собственным здоровьем в целях достижения успеха в карьере, спорте, учебе и других сферах жизни [1]. Соответственно, формирование правильных представлений о здоровом образе жизни является особенно актуальным в современном обществе, в связи с тем, что соблюдение принципов ЗОЖ может способствовать повышению качества жизни и ее продлению.
В исследовании принимали участие 15 студентов в возрасте от 20-ти до 23-х лет, обучающихся на старших курсах бакалавриата и в магистратуре, представляющих ВУЗы нефизкультурной направленности – институты Уральского Федерального университета (ФТИ, УГИ, ИРИТ-РТФ, ИНЭУ, ИЕНИМ), Уральский технический институт связи и информатики, а также Уральский государственный юридический университет.
Испытуемым было необходимо пройти анкетирование на тему: «Актуальность ЗОЖ в молодежной среде», состоящее из 20-ти вопросов, связанных с аспектами здорового образа жизни: физическими, физиологическими, гигиеническими, психологическими и социальными.
За каждый ответ опрашиваемый студент мог набрать от 0 до 3-х баллов, в зависимости от количества вариантов ответа. Максимально возможное количество баллов за данное анкетирование – 60.
Результаты исследования представлены на диаграмме ниже. По горизонтальной оси указаны порядковые номера испытуемых, по вертикальной – набранные баллы за анкетирование.
Рисунок 1 – Динамика результатов анкетирования
Из рисунка видно, что уровень актуальности ЗОЖ во всей группе испытуемых оказался выше среднего. У 13-ти из 15-ти опрошенных результаты анкетирования составили 60 % (40 баллов) и выше, что говорит об осведомленности и осознанности студентов в некоторых аспектах здорового образа жизни.
Анализируя результаты анкетирования было выявлено следующее:
1. Большинство опрошенных занимается двигательной активностью только лишь 1-2 раза в неделю (60%) или не занимается совсем (27%); в выходной день предпочитает пассивный отдых дома (60%) или заняться двигательной активностью (27%); в среднем многие передвигаются пешком в день 30 минут (47%) или 40-60 (33%); зарядку, как правило, не включают в режим дня (47%), либо включают иногда (33%).
2. Многие из исследуемых питаются 3 раза в неделю большими порциями (53%) или 4-6 раз маленькими порциями (33%); употребляют фастфуд раз в месяц (33%) или не употребляют совсем (27%); не кушают на ночь (53%), при этом значительный процент опрошенных употребляют пищу в ночное время 3 раза в неделю и более (33%); а также большинство считает, что постоянное соблюдение диет ухудшает состояние организма (60%), 33% студентов – наоборот, что улучшает метаболизм.
3. Значительная часть опрошенных употребляет алкоголь только по праздникам (67%); не курит (93%); а также не имеет вредных привычек (53%) или имеет, но немного (33%).
4. Как правило, сну отводится в большинстве случаев 7-8 часов (40%) или 5-6 (33%); при этом многие просыпаются в удовлетворительном состоянии и с нормальным настроением (67%).
5. Большинство чистит зубы 2-3 раза в день (67%); принимает душ 1-2 раза в день (80%); а влажную уборку проводит раз в неделю (60%); при выходе на улицу всегда учитывает погодные условия (73%).
6. В кризисной ситуации студенты предпочитают обращаться за помощью к близким людям (87%); а также считают, что соблюдение принципов ЗОЖ влияет на психологическое состояние человека (73%); в социальных сетях многие опрошенные проводят более 3-х часов ежедневно (67%).
Таким образом, можно сделать заключение о том, что студенты нефизкультурных ВУЗов недостаточно осведомлены во всех аспектах здорового образа жизни. Результаты анкетирования показали, что студентам необходимо увеличить физическую активность. В вопросах, связанных с питанием, часть исследуемых оказалась недостаточно компетентна, что следует исправлять с помощью чтения литературы, прохождения курсов по правильному питанию и тд. Вредных привычек и пристрастий у студентов практически не выявлено, у многих из опрошенных сформировано правильное представление о личной гигиене, а также отношение к собственному психологическому состоянию. В свою очередь, часть исследуемых пренебрегает сном и злоупотребляет социальными сетями, что может сказываться на физическом и психологическом состоянии студентов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вайнбаум Я. С. Гигиена физического воспитания и спорта : Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Я. С. Вайнбаум, В. И. Коваль, T. А. Родионова. – Москва : Издательский центр «Академия», 2002. – 240 с. – ISBN 5-7695-0723-3. – Текст : непосредственный.