Социокультурная реабилитация инвалидов по зрению - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Социокультурная реабилитация инвалидов по зрению

Залеева А.И. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.Ульянова,
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире все очевиднее проявляется роль и значение духовно-воспитательных аспектов в жизнедеятельности каждого человека, члена общества. Приоритетными качествами человека становятся: развитость его интеллекта, гуманистическое отношение к окружающим, участие в образовательных и культурных процессах общества. От степени включенности каждого гражданина в социально-культурные взаимодействия (его социально-культурной интеграции в общество) во многом зависит качество его жизни, социальный статус. В научной сфере признана эффективность терапевтического воздействия культуры и искусства как на здорового человека, так и на человека с ограниченными возможностями. Социально-культурная деятельность во всем ее многообразии занимает достойное место в комплексе мер реабилитации инвалидов. Это позволяет рассматривать социально-культурную реабилитацию как самостоятельное направление в социальной работе с инвалидами для решения задачи их социально-культурной интеграции в общество.

В основу концепции социально-культурной интеграции инвалидов с нарушением зрения могут быть взяты положения теории социально-культурной деятельности (СКД). Данная деятельность представляет собой исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс преобразования культуры, культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества. Данное определение отражает процессы трансформации духовных ценностей и потребностей общества как социально-культурной системы, новый более высокий уровень педагогического осмысления огромного технологического опыта, накопленного в социально-культурной сфере, определяет ее теорию и практику в виде самостоятельного педагогического направления[1].

Социально-культурная интеграция является сложным, многоуровневым процессом, в котором человек, группа проходят множество стадий социального развития - адаптацию к окружающему миру, социализацию, культурацию, ассимиляцию путем освоения культурных ценностей и включения их в нормы и образ своей жизни, ментальность и другие.

Данная концепция основывается на системе принципов, к основным из которых следует отнести принципы:

всеобщего массового культуротворчества, гуманизма, диалектического единства и преемственности, социальной значимости, инвариантности и многомерности, содержательности и репродуктивности, законности,

равноправия, системного подхода, сотрудничества, самореализации,

самопознания и самодеятельности, мультиконтактности, оценивания и критичности.

В современной системе социально-культурной интеграции реабилитация охватывает не все население, а лишь те группы людей, которые находятся в трудной жизненной ситуации - инвалидов и других. Включение таких групп населения в интеграционную систему невозможно без предварительной, специально организованной подготовки - комплексной реабилитации.

В ее содержание входят различные компоненты (виды реабилитации): медицинская, профессионально-трудовая, бытовая, социальная (в том числе социально-культурная), педагогическая, психологическая, политическая, экономическая.

Сегодня в различных направлениях (реабилитационных, психолого-педагогических и других) социальной работы уже используются экспериментальные социально-культурные методики и технологии. Это игровые, рекреационные, развивающие, культуро - терапевтические, проективные, креативные технологии. Однако социальные учреждения испытывают острую необходимость в научно-методическом обеспечении и овладении социально-культурными технологиями.

Решение множества коммуникативных проблем интеграции в досуговой среде (методических, организационных и других) зависит во многом от финансовых, материальных, кадровых возможностей органов местного самоуправления.

Актуальность темы обусловлена тем, слепота на сегодняшний день является одной из важных социальных проблем. По статистике Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), за последние годы количество людей с проблемами зрения значительно возросло. По последним данным, во всём мире от нарушений зрения страдают около 300 млн человек, из них 19 млн - это дети. Ещё 40 млн. не видят вовсе[4].

Основными причинами, способствующими росту инвалидности по зрению являются: наследственная патология зрения, нарушения в позвоночнике, переутомления, низкий уровень материально-технического обеспечения медицинских учреждений, вредные привычки, неблагоприятные условия труда, рост травматизма, несчастные случаи, осложнения после перенесенных тяжелых и вирусных заболеваний и другие.

Следует отметить, что у инвалидов по зрению имеются свои потребности и проблемы. Во-первых, это трудности в передвижении на улице из-за «архитектурных барьеров». Во-вторых, низкие возможности в получении образования и трудоустройства. В-третьих, нуждаемость в медицинском обслуживании. В-четвертых, трудности в бытовом самообслуживании. В-пятых, инвалиды по зрению недостаточно оснащены вспомогательными тифлотехническими средствами (например, магнитофонами, брайлевской бумагой, компьютерами и специальными приставками) и средствами коррекции зрения.

В Федеральном законе № 181 от 24 ноября 1995г «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»понятие «инвалид» рассматривается как «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты»[3].

Социокультурная реабилитация и поддержка лиц с ограниченными возможностями (детей и взрослых с ограниченными возможностями, пожилых людей и других) - это комплекс мероприятий и процесс, нацеленный на оказание помощи этим группам населения в достижении и поддержании оптимальной степени участия в социальных отношениях, необходимой уровень культурной компетентности и удовлетворения культурных и развлекательных потребностей, который предоставляет им возможности для позитивных изменений за счет расширения сферы их независимого образа жизни и наиболее полной интеграции в окружающую среду.

Успех социально-культурной реабилитации инвалидов во многом определяется тем, насколько полно и точно реализуются принципы ее организации и осуществления. Основными принципами социокультурной реабилитации являются: индивидуализация, адресность, непрерывность, последовательность, преемственность, комплексность и целостность, своевременная коррекция дефекта с учетом изменения психосоматического состояния инвалида, условий осуществления реабилитационных мероприятий.

Социокультурная реабилитация инвалидов по зрению - участие в различных конкурсах, праздничных мероприятиях, турнирах, соревнованиях ,способствует их интеграции в современное общество. Организация хоровых, музыкальных, драматических, танцевальных и других кружков способствует развитию у инвалидов по зрению творческих способностей, мышлению, развивает память и мышление. К тому же это нравственное воспитание, выработка привычек, моральных качеств, сопереживания, этических представлений, воспитание чувства прекрасного, то есть духовное обогащение[2].

Важным условием успешности реабилитации является постепенное, иногда оперативное, оперативное приобщение инвалида к социокультурным технологиям. Для этого необходимо достаточно полно знать проблемы инвалида и построить программу коррекционной помощи, подобрать коррекционные социокультурные технологии по его возможностям. По мнению автора, одним из основных элементов социокультурной технологии является анализ ситуации, характеризующей образ жизни людей с ограниченными возможностями, присущие им идеалы и нормы поведения, духовные ценности, культурные и досуговые интересы и предпочтения.

Успех социальной и культурной реабилитации инвалидов во многом определяется тем, насколько полно и точно реализованы принципы ее организации и реализации. Основными принципами социокультурной реабилитации являются: индивидуализация, адресность, преемственность, последовательность, преемственность, сложность и целостность, своевременное исправление дефекта с учетом изменения психосоматического состояния инвалида, условия реализации реабилитационные мероприятия.

Социокультурная реабилитация может иметь значительное положительное влияние на людей с ограниченными возможностями всех возрастных и социальных групп, но она имеет особое значение для детей-инвалидов и молодых людей с ограниченными возможностями в целом. Применительно к данной категории лиц основной задачей данного реабилитационного направления деятельности является приобщение молодых людей к культурным, духовным и нравственным ценностям, к здоровому образу жизни, гармоничному развитию, основанному на включении в мир искусства и культуры. Подходы основаны на идее свободной, гармонично развитой личности, ориентированной на духовно-нравственные ценности и стремящейся к постоянному самоопределению, самосовершенствованию, а также признанию важной роли искусства и искусства. культуры в формировании и развитии этой личности. Это средство развития разнообразных жизненных познавательных навыков, повышения самооценки человека, возможности творческого самовыражения и объединения людей в сообщество .

В настоящее время система принципов социально-культурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями уточняется и дополняется. Происходит их существенная трансформация, обусловленная новой социально-культурной ситуацией, изменением политической и экономической жизни российского общества, динамикой потребностей и интересов инвалидной категории и здорового населения. Это процесс естественный, органичный, развивающийся в соответствии с диалектическим законом.

Источники

Богдановская, В. И. Досуговая деятельность в социальной работе : учебное пособие / В. И. Богдановская ; Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова. – Абакан : ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова», 2019. – 72 с.

Основы социально-культурной деятельности : учебно-методическое пособие : [16+] / авт.-сост. Е. В. Мирошниченко, С. А. Ряднова ; Белгородский государственный институт искусств и культуры. – Белгород : Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2020. – 96 с.

Официальный сайт Всороссиской организации здравоохрвнения (ВОЗ). – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.who.int/ru

Харабет В. В., Кохан С.Т., Патеюк А.В. Реабилитация, социализация и интеграция инвалидов в общество: учеб.пособие / под. ред. В.В. Харабета.– Мариуполь. – 304 с.

Просмотров работы: 39