К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ДЕСТРУКТИВНЫХ ГРУПП СЕТИ «ИНТЕРНЕТ» НА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ДЕСТРУКТИВНЫХ ГРУПП СЕТИ «ИНТЕРНЕТ» НА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ

Харламова Д.А. 1
1Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В условиях современных реалий, одной из важнейших проблем, требующей разрешения, является недостаточная проработка аспекта по профилактике вовлечения несовершеннолетних в деструктивные группы посредством сети «Интернет». Развитие коммуникационных технологий, наличие культурных и социальных дифференциаций приводят к разобщенности в современном обществе, и, как результат, – отстраненностии отрешенности от объективной реальности и психологическим девиациям в поведении молодого поколения россиян.

Триггеров, которые могут повлиять на участие несовершеннолетних в деструктивных группах, множество. Один из главных триггеров является аспект негативного взаимоотношения несовершеннолетних с родителями. Например, гиперопека родителей над ребенком, в результате которой подросток хочет уйти от реального мира и «войти» в виртуальный, где его полностью понимают и дают полную свободу его действиям; также наоборот, игнорирование проблем несовершеннолетнего со стороны родителей, недолжное внимание к ребёнку со стороны последних и т.д.

Деструктивные группы в настоящее время являются для подрастающего поколения определенной опасностью, так как вовлечение несовершеннолетнего в группы данной направленности, обозначает, разрушение в личности человека через разрушение в психике. В свою очередь, несовершеннолетние, ощущая на себе воздействие, происходящих в государстве и обществе процессов, а также давление со стороны взрослых, проявляемое в навязывании поведенческих постулатов, стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров, – и обладая повышенной восприимчивостью к деструктивным, гнетущим внешним воздействиям, становятся асоциальными личностями и встают на преступный путь [3, С. 33-36].

Интернет-ресурсы можно интерпретировать как «публичную арену» пропаганды деструктивного поведения подростков. Примером того служит наличие сайтов, в которых пропагандируется проявление физической агрессии и насилия. Говоря о вовлечении несовершеннолетних в деструктивные группы, посредством сети «Интернет», необходимо отметить, что в настоящее время существует множественное количество таких групп, а именно «Разбуди меня в 4.20», «Секта снов», «Тихий дом», «Синие киты» и др.

При этом не оспаривается аспект, что подростковая среда наиболее активная формирующаяся общественная группа, которой присущи внезапные перемены трендов в их поведении, изменение мировоззрения и их личного мнения, в связи чем данная категория в целом чаще всего подвергается деструктивным установкам.

Так же необходимо отметить, что согласно статистике, большая половина лиц, использовавших «Интернет» – лица, не достигшие 18 лет [2].

Можно сделать вывод, что социальные сети несут опасность для подрастающего поколения. В действительности, в настоящее время сеть «Интернет» почти целиком втянула подростков в свое пространство. Большинство из них не представляют своего существования без использования социальных сетей.

Впрочем, к сожалению, именно в сети «Интернет» распространено наибольшая часть «нежелательного» контента, который несет настоящую опасность, и без должного контроля, имеют все шансы значимо детерминировать деградацию личности несовершеннолетнего, настроить его на противоправный лад. Президент РФ В.В. Путин, будучи очень осмотрительным в собственных формулировках, неоднократно отмечал аспект того, что необходимо системно контролировать платформу «Интернет». Так, беседуя с воспитанниками образовательного центра одаренных детей «Сириус», Президент на вопрос об Интернете и возможной цензуре ответил: «Что касается Интернета и свободы... Свобода – это одна из фундаментальных ценностей. Но свобода заканчивается там, где мы сталкиваемся со свободой другого человека. То же самое касается свободы в Интернете. Там должно быть разрешено все, что не запрещено законом», - подчеркнул глава государства» [1].

Важно подчеркнуть, что в сети «Интернет», кроме «групп смерти» существуют и другие деструктивные группы, такие как наркосайты; страницы, которые пропагандируют насилие, жестокость; группы, пропагандирующие экстремистскую и террористическую деятельность. Одна из проблем, требующих незамедлительной профилактики и искоренения из сети Интернет, – это вовлечение несовершеннолетних в деструктивные группы, которые приводят к совершению суицидальных действий несовершеннолетними.

В частности, случается активизация виртуального прогнозирования действий несовершеннолетних, в основном, молодых людей при поддержке формируемых в Интернете деструктивных групп. Не так давно более небезопасными группам в сети «Интернет» были отмечены «группы смерти» (указанные выше). Которые собой представляют некие интернет-сообщества, руководители которых преднамеренно уговаривают подростков к совершению самоубийств. Мотивированная публика состоит обычно из молодых людей, которые пребывают в высшей степени сложном психическом состоянии, не уверены в себе, у которых происходят конфликты в семье, с друзьями, сверстниками и т.д. Основная масса ссылок, с информацией о суицидальных действиях, ведут на странички общественной сети «ВКонтакте», которая в настоящее время актуальна для граждан, независимо от возраста. М.А. Ерофеева, так же отмечает, что при огромном богатстве возможностей, предоставляемых социальными сетями для общения, молодые люди сталкиваются с колоссальной нехваткой межличностного общения. В то же время Интернет даёт некую иллюзию близких отношений, что наиболее опасно для молодёжи, у которой практически атрофировался навык живого общения [2, С. 56-61].

Не замечать проблему угрозы информационной безопасности несовершеннолетних, исходящую от сети Интернет невозможно. Поэтому считаем, что безусловно, чтобы несовершеннолетний не был подвергнут деструктивному воздействию в сети «Интернет», необходим должный контроль со стороны родителей. Родителям необходимо, обращать внимание на своего ребёнка, беседовать с ним, интересоваться проблемами и достижениями ребёнка, поддерживать его. Роль образовательного учреждения также важна при рассмотрении данного аспекта. В школах необходимо проводить лекции на разные тематики, проведение тренингов, также должны осуществляться беседы с «трудными» подростками со стороны социального педагога и психолога.

Рассматривая аспект профилактической деятельности инспекторов ПДН по вовлечению несовершеннолетних в деструктивные группы через сеть «Интернет» необходимо отметить, что инспектор ПДН может реализовать данную профилактику с помощью проведения: лекционных мероприятий с обучающимися; профилактических бесед с отдельной категорией учащихся, склонных к девиантному поведению; проведение бесед с родителями (указывая на то, какие причины могут подтолкнуть несовершеннолетнего для вступления в деструктивные группы, угрозы данного участия, ответственность); организовать информационно-правовую работу в образовательных учреждениях.

Необходимо отметить, что профилактическая деятельность инспектора ПДН в вышеуказанном аспекте должна осуществляться комплексно, во взаимодействии с образовательными учреждениями и родителями обучающихся. Наличие необходимой информации о ситуациях, складывающихся во внутришкольных коллективах, интересах и наклонностях конкретных несовершеннолетних позволит не только грамотно и качественно выстроить работу по профилактике вовлечения несовершеннолетних в деструктивные группы сети «Интернет», но и выявить несовершеннолетних, которые могут быть уже вовлечены в вышеуказанные группы, для осуществления профилактической работы с подростком и предотвращении несчастных случаев.

Список литературы:

Встреча Путина с воспитанниками центра «Сириус» // РИА-Новости URL: https://ria.ru/society/20170721/1498924156.html (дата обращения: 19.11.2021).

Ерофеева М.А. Репрезентация гендерных образов современных студентов в социальных сетях (на примере социальной сети "Вконтакте")//Человеческий капитал. 2018. № 11-2 (119). С. 56-61.

Каждому возрасту - свои сети. Ожидаемо максимальный уровень вовлеченности в общение в соцсетях – среди молодежи [Электронный ресурс] // ВЦИОМ URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116691 (дата обращения: 18.11.2021).

Коджаспиров А.Ю., Коджаспирова Г.М., Ерофеева М.А., Полякова Л.В. Формирование личности безопасного типа поведения у школьников как одно из условий комфортности образовательной среды //Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 223-235.

Харламова Д.А., Вихляев А.А. «Мониторинг социальных сетей как способ противодействия вовлечению несовершеннолетних в экстремистскую деятельность и профилактика делинквентного поведения с их стороны // Журнал: Внешкольник. – М.: АНО ДПО «Академия инновационного образования и развития», 2020. С. 33-36.

Просмотров работы: 159