Цель работы
Рассказать о теории приобретенных потребностей Д. МакКлелланда;
Рассмотреть на чем она основывается
Сравнить данную теорию с другими существующими теориями
Задачи для рассмотрения:
Изучить теорию потребностей Д. МакКлелланда;
Провести анализ различных теорий потребностей и сравнить их
Смысл теории приобретенных потребностей Д. МакКлелланда
Обширно знаменитой концепцией потребностей, является теория МакКлелланда, связанная с изучением и описанием воздействия причастия и потребности властвования. В соответствии с идеями МакКлелланда, данные потребности, если они достаточно сильно сформированы у человека, оказывают заметное воздействие на его поведение, вынуждая человека предпринимать действия и исполнять действия, которые должны привести к удовлетворению данных потребностей.
Потребность власти выражается в желании напрямую или опосредовано воздействовать на поведение других людей.
Людей, которые имеют потребность власти можно поделить на 2 категории
1) Первая категория это те, кто стремится к власти для возможности командовать другими людьми, удовлетворения своего самолюбия
2) Вторая категория это те, кто стремится к достижению власти ради исполнения ответственной управляющей работы, для эффективного решения групповых задач
Люди с потребностью власти очень часто связывают свою жизнь с управленчискими должностями, поскольку это дает множество возможностей для проявления и реализации власти. Важно, чтобы у менеджеров была сформирована потребность власти второго типа.
Потребность успеха сопряжена с желанием решить любые непростые задачи, довести работу до успешного завершения, добиться огромных достижений, затмить других людей. Люди с высокоразвитой потребностью успеха рискуют умеренно, любят ситуации, в которых они могут брать на себя личную ответственность за поиск решения проблемы, и хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись достаточно конкретно.
Потребность причастности выражается в заинтересованности людей в налаживании тесных личных дружеских отношений, стремлении не допустить зарождения конфликта, оказании помощи и поддержки другим, получении поощрения и поддержки со стороны окружающих, в обеспокоенности тем, как о них думают другие.
МакКлелланд считает, что из трех рассматриваемых в его концепции потребностей (достижение, соучастие и властвование) для успеха менеджера максимальной значимостью обладает развитая потребность властвования второго типа. Следовательно очень важно, чтобы работа руководителя, с одной стороны, приносила возможность менеджерам удовлетворять данную потребность, а с другой содействовала развитию этой потребности.
Формирование потребностей
Формирование этих потребностей начинается в детстве:
потребность в власти складывается в том случае, если ребенок имеет возможность контролировать поступки других людей и получает от этого удовольствие
потребность в причастности развивается, если с детства ребенка окружает атмосфера теплых отношений с другими людьми.
потребность в успехе складывается тогда, когда ребенок обладает возможностью самостоятельно решать многие вопросы и получает в этом поддержку со стороны родителей
Соотношение различных теорий мотивации
На схеме далее представлено соответствие групп потребностей, выделяемых в изложенных четырех теориях содержательной мотивации.
Отличительной особенностью всех четырех концепций является то, что они изучают потребности и дают их классификацию, позволяющую сделать выводы о механизме мотивации человека. Сопостовляя классификации всех четырех теорий, можно отметить, что выделенные в разнообразных теориях категории потребностей довольно очевидно соответствуют друг другу.
Так, потребность достижения в теории Мак Клелланда созвучна потребности самовыражения в пирамиде Маслоу. Потребности роста в теории Альдерфера соответствуют мотивирующим условиям теории Герцберга. Такое соответствие можно установить и для других групп потребностей.
У всех теорий есть 2 сходства:
Во-первых, любая из данных концепций наглядно объясняет определенный взгляд на мотивацию, следовательно для того, чтобы лучше понимать мотивацию работников, менеджеры безусловно должны быть знакомы со всеми четырьмя теориями.
Во-вторых, все теории содержательной мотивации основное внимание уделяют анализу факторов, лежащих в основе мотивации, и практически не уделяют внимания разбору процесса мотивации, что является главным несовершенством всех концепций содержательной мотивации.
Основоное отличие теории д.Мак-Клелланда от других теорий в том, что Потребности достижения, соучастия и властвования в концепции МакКлелланда не исключают друг друга и не размещены иерархически, как это было представлено в концепциях Маслоу и Альдерфера.
Заключение
Теория потребностей МакКлелланда явилась причиной тому, что западное общество вновь обратило своё внимание на предпринимателя и на его ключевую характеристику – инициативность и способность брать на себя риски.
Один из главных выводов теории МакКлелланда касается непосредственно мотивацию способностей предпринимателя в социуме вообще. Учёный придерживался мнения, что социум с доминирующей мотивацией к достижениям способен породить большое количество активных, предприимчивых и инициативных предпринимателей, которые, в свою очередь, способны ускорить рост экономических показателей данного социума. Предприниматели должны быть готовы брать на себя риски и эта готовность напрямую воздействует на потребности к достижению.
Список используемой литературы
Энциклопедия менеджмента https://www.pragmatist.ru/motivaciya-truda/teoriya-priobretennyx-potrebnostej-d-makklellanda.html
SolverBook http://ru.solverbook.com/spravochnik/menedzhment/teoriya-priobretennyx-potrebnostej-makklellanda/
David Clarence McClelland. The Achievement Motive – 1940г.
David Clarence McClelland. The achieving society – 1961г.